Смекни!
smekni.com

Основные концепции конфликта в социологии (стр. 2 из 4)

3. антагонизма, т.е. сам конфликт;

4. поиска компромисса;

5. разрешения.

Существуют и другие подходы к выделению стадий конфликта.

Для наличия конфликта требуются три основных условия: 1) объективно складывающаяся конфликтная ситуация; 2) субъекты конфликтов; 3) наличие повода для конфликта[7].

Наибольшее внимание в социологии уделяется предупреждению и регулированию конфликта. Для этого требуется глубокое знание объекта конфликта, состава его участников, исторических корней причин непосредственного повода и уровня напряженности на всех стадиях его развития. Разрешение социального конфликта – дело довольно сложное. Основные этапы регулирования конфликта отображены на схеме 1.

Схема 1. Этапы регулирования конфликта


Для его регулирования возможны разные пути и могут использоваться разные методы. Так, Е. Нордлинжер обосновал 5 основных принципов, которые следует соблюдать для успешного урегулирования политического конфликта:

1. стабильная коалиция;

2. пропорциональность;

3. взаимность права «вето»;

4. компромисс;

5. концессия, т.е. представление права урегулирования конфликта третьей стороне.

Он утверждает также, что нельзя опираться только на волю большинства, т.к. большинство не всегда способствует урегулированию конфликта, а может лишь обострить его. И еще: главная роль в урегулировании конфликта, по его мнению, принадлежит не членам групп, а их лидерам[8].

Называют и конкретные методы и способы урегулирования социальных конфликтов:

избежание конфликта. Например, добровольный уход с социальной арены политического деятеля;

отрицание или подмена конфликта. Это такое отношение к конфликту, когда ему дают тлеть, но перемещают в другую плоскость, в другую область. Этот метод часто используется в предвыборных кампаниях;

конфронтация. Она ведет к кризису и поражению данного субъекта, его исчезновению;

оттяжка конфликта, т.е. сдача позиций на первом этапе, а затем, по мере накопления сил, их завоевание;

примирение. Происходит на основе сближения позиций и интересов сторон через посредника;

третейское разбирательство или арбитраж. Противоборствующие стороны добровольно «дают» свой спор для разбирательства третьей стороне. Решение последней обязательно для обеих сторон;

переговоры. Используются для избежания насилия, поиска совпадающих интересов и позиций.

Разрешение любого конфликта приводит к одному из трех вариантов:

победа одной стороны над другой (решение с позиции силы);

взаимное поражение (компромисс, подкуп, обращение к третьей силе);

взаимный выигрыш (достижение консенсуса, интегративное взаимодействие).

Третий вариант – интегративное взаимодействие – оптималь­ный.

Интенсивность конфликтов прямо зависит от степени развитости и удовлетворенности интересов и потребностей людей и социальных групп. Прослеживается некоторая закономерность в возникновении конфликтов: чем беднее общество и чем дефицитнее предметы повседневного потребления, тем чаще в нем возникают конфликты. Вместе с тем в обществе бедном, но тоталитарном конфликты – явление весьма редкое.

К конкретным предпосылкам возникновения и существования социальных и политических конфликтов в современной России, по нашему мнению, следует отнести такие[9]:

· в основе многих конфликтов лежат противоречия, связанные с переходным состоянием нашего общества;

· растущее неравенство между нарождающейся новой элитой, реальными собственниками и огромной массой народа, отстраненной в ходе приватизации от собственности, а в ходе политической борьбы за власть – от самой власти;

· продолжающееся ухудшение экономики;

· подъем массовых демократических движений;

· возрастание степени участия личности в социальной и политической жизни;

· рост активности общественных организаций, политических партий и движений;

· легализация теневой экономики, что является предпосылкой возрождения межклассовых противоречий;

· усиление национализма, шовинизма, сепаратизма;

· возрастание политических амбиций, властолюбие отдельных руководителей;

· отсутствие единства в высшей политической элите;

· противоречия между региональными структурами власти, партиями;

· нетерпимость к политическому инакомыслию;

· отсутствие у руководства страны четкой и понятной для населения социальной программы реформирования общества и др.

Высокая конфликтность нашего общества объясняется еще и низким уровнем профессионализма и политического сознания как представителей властных структур, партий, общественных организаций, так и населения.

Серьезным источником конфронтации внутри нашего общества является неразвитость и противоречивость законодательства. Мешает и высокая концентрация власти в центре, и неразвитость, бесправность местного самоуправления. В условиях жесткой централизации и унитаризма все конфликты неизбежно требуют решения «сверху» со всеми вытекающими отсюда издержками. Следует особо подчеркнуть высокую степень конфликтности всех сфер внутренней общественной жизни.

Часть конфликтов являются «запрограммированными» геополитическим положением России. Об этом ярко свидетельствует война в Чечне и Дагестане[10].

4. Конфликт и его особенности в условиях современного российского общества

Сегодня мы являемся свидетелями того, как политизированная этничность все более явно начинает высту­пать на авансцену современного политического процес­са. Этнос становится главным персонажем не только этнополитики, но и заметным действующим лицом в сфере политической жизни в целом: без учета многочисленных этнических притязаний уже невозможно решать ни эконо­мические, ни политические, ни идеологические пробле­мы как внутри национально-государственных образова­ний, так и в глобальных масштабах:

Бурный рост национального и этнического сознания, развитие национальных движений различного характера и оттенков, обострение межнациональных и межэтничес­ких противоречий, вплоть до кровавых конфликтных стол­кновений, сотрясают все геополитическое пространство бывшего СССР. Следует признать, что национально-эт­нические процессы, происходящие на территории СНГ, отличаются неуправляемостью, непредсказуемостью. Отдельные фрагменты этих процессов порой кажутся настоящей преисподней социального бытия, переплете­нием рационального и иррационального, сознательного и бессознательного, прорыва на первый план биологичес­ких мотивов в поведении и поступках их субъектов. Ирра­циональная сторона межнациональных и межэтнических взаимодействий связана, прежде всего, с конфликтными ситуациями, возникающими в этих процессах.

Конфликт, как феномен в структуре социума, много­гранное явление, в нем в единый узел сплетаются самые различные по содержанию и характеру социальные свя­зи, как материальные, так и духовные: экономические, политические, правовые, нравственные, которые поддаются логическому анализу, рациональному осмыслению в логико-вербальной форме; но здесь же присутствуют и такие связи и отношения, которые в рациональных фор­мах, т. е. в привычной для нас логике понятий, непости­жимы. Поэтому познание конфликтов требует особых по­нятийны» средств, здесь нужны новые интеллектуально-лингвистические ходы и смысловые конструкции.

В разгоревшемся конфликте смысл отсутствует, это ситуация бессмысленная и остановить конфликтное стол­кновение можно только путем приобретения участвующи­ми в нем субъектами смысла, понимаемого в данном слу­чае как сомысль, сопряжение мыслей, единомыслие, что, несомненно, достижимо в силу того, что между людьми всегда больше общего, нежели того, что их разъединяет. Конфликт ~ это особая реальность, скорее квазиреаль­ность, как «провал» в латентные пласты бытия, в пучину темного, еще не освещенного лучами рационального по­знания. Здесь привычные для нас связи и зависимости не работают (как в микромире нельзя объяснить происходя­щие там процессы с помощью связей и детерминаций, имеющих место в макромире, для которого характерны причинно-следственные связи, отражаемые нами в при­вычной для нас логике понятий). Не случайно в последнее время при попытках анализа той или иной межнациональ­ной или межэтнической конфликтной ситуации в нашей стране все чаще и чаще, хотя и не всегда осознанно, упот­ребляется понятие абсурда. В определенном смысле кон­фликт и представляет собой сферу абсурда.

Чувство абсурдности бытия у современного человека нарастает. Очевидно, это связано с глубинными особен­ностями современной цивилизации и, прежде всего, ее негативными по отношению к человеку сторонами, кото­рые достаточно убедительно раскрыты и продолжают раскрываться в творчестве многих философских школ и течений: франкфуртской школы, пессимистических вари­антов «философии техники» и футурологии и др. Состоя­ние разочарования, неосуществления значимых для че­ловека, целых этносов и наций целей, напряжение и тре­вога перед будущим, а для многих и безысходность, т. е. то, что 3. Фрейд называет фрустрацией, являются основ­ными факторами конфликтных столкновений, в которых раскрывается ужасающая бесчеловечность человека. Конфликт выступает как реакция отдельных индивидов, социальных групп, этносов, наций, государств на аб­сурдность ситуации, создаваемой современными цивилизационными процессами и, прежде всего, процессом «модернизации», приобретающим глобальный характер (речь идет о многомерных изменениях общества в эконо­мическом, технологическом, экологическом, демографи­ческом, социальном и психологическом отношениях), в него втянуты все страны СНГ. Техногенные кризисные явления в экономике национальных регионов — от При­балтики до Средней Азии — в условиях гласности и ин­формированности о мировых стандартах защиты индиви­дуальных и коллективных прав человека, а также при воз­растающем дефиците жизненных благ, вызывают у корен­ного населения этнических регионов тревогу за свою судь­бу, за свое будущее.