Смекни!
smekni.com

Основные концепции конфликта в социологии (стр. 3 из 4)

Другими словами, модернизация стимулировала рас­крытие латентного потенциала конфликтных отношений между неравномерно развитыми этнонациональными группами. Многие этносы и народности, населяющие это пространство, под напором «модернизации» вынуждены переходить из традиционного общества в индустриаль­ное. Этот переход сопровождается ломкой жестких рег­ламентации их социального статуса, изменением в отно­шениях между центром и периферийными этносами, ра­сами и религиозными группами.

Такой переход означает замену всей традиционной системы отношений на открытый соревновательный вы­бор в условиях равноправия перед законами рынка. Но неравномерное протекание модернизации, обусловлен­ное неравенством стартовых возможностей в этом про­цессе, в этнонациональных ареалах порождает многочис­ленные конфликты между притязаниями этнических групп, а также между отдельными этносами и государством. Го­сударство реально не может обеспечить права своим субъектам. Оно пока не в состоянии привести все этносы к одинаковому уровню социально-экономического разви­тия.

К тому же в модернизирующихся этнических группах происходит неравномерное формирование политическо­го и правового сознания, а в наиболее политизированных этносах, действительно или мнимо обделенных из-за сво­ей периферийности, возникает неудовлетворенность го­сударственным центром как гарантом правозащиты, выливающаяся в форму национализма. А в условиях соци­альной дезинтеграции, распада традиционных структур и отношений между ними, происходящего под давлением модернизационных процессов, национализм начинает вы­ступать заменителем традиционных ценностей, утратив­ших свое значение. Начинается настоящая «этническая лихорадка», в этносах накапливаются элементы агрессив­ности по отношению к соседям и центру. Из древних пла­стов первобытной культуры возрождаются архаические представления о том, что чужой этнос — это враг, в нем видится только опасность для жизни и роста. Он являет­ся воплощением зла. Ожидание от другого этноса враж­дебных действий несет в себе нравственную санкцию на собственное насилие над ним, что порождает эскалацию насилия, цепную реакцию кровавых столкновений, не имеющих под собой рациональной основы.

Местная этнократия для решения своих проблем, что­бы завоевать право распоряжаться богатствами регио­на, способствует своими действиями возрождению подоб­ного рода иррациональных, импульсивно-стихийных интенций, исходящих из этнических архетипов, и эффектив­но эксплуатирует архаичный потенциал своих этнических групп, прикрываясь национальной риторикой и нацио­нальными одеждами.

Этнизация сознания — это форма отчуждения лично­сти, потеря человеком свободы. Националистическая иде­ология как раз и направлена на обострение чувства при­надлежности индивида к нации, этносу. Она сминает все индивидуальные, личностные особенности человека, по­давляет их предполагаемым общим национальным при­знаком. Индивид отождествляется, растворяется в наци­ональном или этническом сообществе, а национализм в своих программных установках всегда направлен на уси­ление этого отождествления.

Индивид в условиях социальной дезинтеграции, ухуд­шения экономической жизни, социально-психологическо­го дискомфорта, чувствуя свою сопричастность к общей и безликой духовной силе, какой представлен ему нацио­нализм, полагает, что он обрел себя. Его эмпирическая незначительность как индивида, социального «атома», песчинки в огромном мире восполняется причастностью к «общей» судьбе нации, национальной группы под дав­лением националистической идеологии. Судьба нации

превращается для него в высшую моральную и полити­ческую программу, реализация которой мыслится только за счет интересов других наций и этносов. И если дело дошло до насильственного конфликта при решении тако­го рода задач, то разумная аргументация, основанная на логике, моральных критериях, становится невозможной. В националистической идеологии конечными аргумента­ми в общественно-политических дискуссиях или конфлик­тных столкновениях становятся те, которые направлены на обоснование и укрепление приоритета национальных интересов. «Национальная» аргументация является един­ственным высшим критерием оценки происходящих со­бытий, а те критерии, которые не соответствуют укреп­лению национальных интересов, попросту отбрасываются.

В конфликтном поле проявляется «онтологическая относительность», суть которой заключается в том, что конфликтующие стороны (субъекты) превращаются как бы в социальные «монады», замкнутые на себя, не допуска­ющие проникновения «другого» в их внутренний мир, не способные сами проникнуть в «чужой мир», живущие в своем собственном измерении и поэтому имеющие иска­женное представление друг о друге. Особенно это обсто­ятельство заметно в межэтнических конфликтах. Подоб­ный конфликт есть такой типдиадического взаимодей­ствия, непременным условием которого является сово­купность представлений оппонентов о себе (своих моти­вах, целях, ценностях и т. п.), о противнике (его мотивах и целях), о социальной среде, в которой происходит конф­ликт. Именно эти образы, а не сама реальность являют­ся непосредственными детерминантами конфликтного поведения участников.

Биологический шовинизм, присущий всему живому, эво-люционируя, при определенных условиях перерастает в социальный. В человеке живет бессознательная установка делить людей на «своих» и «чужих», потенциальных «дру­зей» и «врагов».

Особенно ярко это проявляется на уровне бытового шовинизма, сопровождающегося усилением ксенофобии, жертвами которой становятся прежде всего беженцы, переселенцы и иностранная рабочая сила. Бытовой шо­винизм — это не идеология определенной социальной группы, а проявление основанной на архетипах и стерео­типах универсальной склонности людей фиксировать раз­личия и относиться с недоверием к представителям дру­гого этноса. Этнические стереотипы усваиваются чело­веком еще в детстве, следовательно бессознательно и некритически. Впоследствии они проявляются преимуще­ственно на бессознательном уровне. Особенностью бес­сознательного являются эмоциональность, алогичность, т. е. слабая подверженность сознательному контролю за поступками и рациональному осмыслению ситуации. Фоном таких ситуаций бывает обстановка эмоциональ­ной напряженности, взвинченности, нервозности, всеоб­щего недовольства. Бытовой шовинизм способен в такой момент захватить не только чувства и мысли, но и волю людей, довольно быстро распространяться среди насе­ления, стать причиной мотивации поступков негативной окраски.

Для бытового шовинизма характерен двойной стандарт, заключающийся в том, что все, задевающее собственные национальные чувства, воспринимается исключительно болезненно и связывается со злым умыслом, и в то же время мало или совсем не обращается внимание на на­циональные чувства других, на собственные действия, могущие обидеть представителей других этносов. Прояв­ления двойного стандарта многократно усиливаются в ситуации разгоревшегося межэтнического конфликта.

Одной из форм межнациональных, межэтнических кон­фликтов в современной России является националисти­ческий терроризм. Терроризм — это многоплановое яв­ление, все больше утверждающееся в структуре бытия современного общества. Он становится одним из инстру­ментов практического решения экономических, политичес­ких и психологических проблем. Это явление требует спе­циального исследования, глубокого и всестороннего на­учного анализа с участием различных специалистов: эко­номистов, социологов, политологов, психологов, медиков, юристов, философов, другими словами, здесь нужен меж­дисциплинарный подход, поскольку любой террористичес­кий акт, какую бы цель он ни преследовал, сотрясает все стороны нашей жизни.

На наш взгляд, межэтнические конфликты не имеют своих собственных оснований, их фундаментальную он­тологию следует искать в других пластах социальных от­ношений, а именно: в экономике, политике, в области со­циальной психологии. Сами же этнические различия не могут порождать конфликт. Столкновение этнических групп или отдельных индивидов, представителей различных эт­носов является результатом противоречий между эконо­мическими, политическими интересами или же патологи­ческих проявлений того или иного социума, а также от­дельных индивидов.

Здесь важно иметь в виду следующее обстоятельство: общественные отношения имеют как бы два среза, два уровня: первый — это непосредственный, видимый, по­нятийно фиксируемый, представляющий собой как бы фасад социального бытия, и второй — это социальная реальность «непонятийного», ускользающего от всякого понятия. В первую сферу входят такие явления и процес­сы, как «официальная» экономика, политика, регулируе­мые правовыми и нравственными нормами многообраз­ные социальные отношения. Второй уровень — это скры­тый пласт социальной реальности, в недрах которого про­исходит особая жизнь, еще недостаточно изученная и ос­мысленная, но тем не менее столь же реально значимая. Она не есть некая запредельность, а часть реальности, которая до сих пор в дискурсивной логике не охвачена из-за недостаточной разработанности соответствующего инструментария. Это мир «теневой экономики», «тене­вой политики», коррумпированных связей и мафиозных построений. Такая латентная социальность имеет свои институты, хотя и неформальные, нелегальные, свою мораль, свои внутренние «законы».

Другими словами, онтологический пласт социального бытия, представленный нам в рациональных структурах сознания, — это хрупкий лед, под которым скрывается пучина не менее реальных процессов, отношений, дей­ствительных жизненных течений. Мы же своим «плоским» рациональным мышлением зачастую лишь скользим по поверхности социального бытия, не проникая в его глу­бины. В условиях стабильности видимый и скрытый пласты человеческого бытия соединены «стабилизирующим со­знанием», религией, идеологией и т.п.— своеобразным интеллектуальным «жирком» в виде общечеловеческих ценностей. Но в кризисные периоды разлом, расслоение углубляется, теневые латентные эпифеномены соци­альных отношений — насилие, национализм и расизм, бытовой шовинизм, коррупция, «телефонное право» и все прочие мерзости, как при повышении температуры со­циального напряжения, могут вырываться на поверхность общественного бытия, т. е. возникает явление социаль­ной «экструзии». Такой выход социальной «лавы», накап­ливающейся в недрах социального бытия при больших тектонических сдвигах в структуре общества, наблюдает­ся сегодня на всем постсоветском геополитическом про­странстве, во всех странах, переживающих трансформа­цию социальной системы.