Смекни!
smekni.com

Культура Растафари (стр. 2 из 5)

Особо по вкусу бедолагам и горемыкам из трущоб Кингстона пришлась проповедь Маркуса Гарви. "Временный президент Африки в изгнании",наделавший перед тем большую кутерьму и много шума в США своим движением "Назад в Африку", был выслан по месту жительства за финансовые непорядки, граничившие с мошенничеством, в управлении пароходной компанией "Черная звезда", специально созданной, чтобы перевезти маявшихся в Новом Свете афроамериканцев на историческую родину - единственное место, где они, как учил Гарви, могли бы жить достойно.В 1927-1935 гг. Гарви жил на родном острове (родом он был как раз с Ямайки) и регулярно выступал в парках и клубах Кингстона. Пламенный оратор и великий популяризатор (по стилю и содержанию речей - черный Жириновский) не столько поведал в лицах о великом прошлом Африки и особой исторической миссии черной расы, но и предрек, что вскоре в Африке воцарится черный император, и тогда - пора, это и будет знак Избавления. император соберет вновь воедино рассеянную по свету черную расу и настанет эпоха ее торжества и величия, как было заведено в древности. Когда местные газеты сообщили, что 2 ноября 1930 г. рас (князь) Тэфэри Мэкконнен (или Рас Тафари - отсюда и название "движения") короновался императором Эфиопии под именем Хайле Селассие 1 (т.е. "Власть Троицы), получив наследственный титул эфиопской Соломоновой династии - предполагалось, что династия пошла от царя Соломона и царицы Савской - Царь Царей, Лев Иудейский, Избранный Богом свет мира, Защитник веры из Дома Соломонова и проч., то сведущим людям, помнившим пророчества Гарви и Писание [Откр.5 и 19, Псалом 68 (67 по Синодальному изд.):"Придут вельможи из Египта, Эфиопия прострет руки свои к Богу" и др. фрагменты], не составило труда смекнуть, что тут к чему.

Сразу три пророка - Хоуэлл, Данкли и Хибберт - практически независимо друг от друга начали проповедь божественности Раса Тафари, того самого, о ком Иоанн Богослов говорил как о сидящем на престоле Льве от корня Давидова, который одолеет зло и снимет семь печатей со священной Книги.

Самая колоритная фигура среди них - Леонард Хоуэлл, человек тертый и бывалый, а заодно, видимо, враль и мистификатор с харизматическим даром. По его рассказам, он был "знатоком африканского языка" и участником англо-ашантийской войны 1896 г. В 1930 г. Хоуэлл опубликовал "Обетованный ключ" - переложение для народного ума идей черного национализма и мистических учений мессианского толка, вычитанных им из самых разных источников. Внимательно проштудировав Библию, Хоуэлл и его соратники нашли в ней десятки скрытых указаний на избранность черной расы и африканское происхождение Писания. Считалось, что Библия, первоначальный язык которой - амхарский, государственный язык Эфиопии, была умышленно искажена при переводе, чтобы утаить правду о "превосходстве черной расы". Но остались намеки, которые может расшифровать вдумчивый читатель.

Хоуэллом была основана община в Пиннакле, в лучшие годы доходившая до 1 600 человек - "братии", позже появилось и другое название - "растаман". Община дважды - в 1941 и 1954 гг. - разгонялась полицией, сам Хоуэлл дважды сидел за мошенничество (так власти расценили продажу портретов Хайле Селассие - "пропусков в Африку"), за призывы к неподчинению любому правительству, кроме эфиопского и пропаганду "травы мудрости" - марихуаны - для очищения сознания от "умственного рабства" западного рационализма и глубокого проникновения в мистическую суть вещей и событий.

Хоуэлл сформулировал основные положения растафари, но под конец его "понесло": он объявил себя живым богом Гангунгу Мараджем, рангом немного пониже, чем Джа Растафари. В результате братия от него отступилась, а сам он помещен в сумасшедший дом.

В Пиннакле и других общинах братии (brethren and sistren, I-dren на жаргоне расты) изучались амхарский язык и история Африки. амхарский, видимо, изучался-таки скверно, знатоки амхарского мне сказали, что большинство "амхарских" фраз в песнях рэггей смысла не имеют. Зато история изучалась на совесть.

Вот фрагмент из сочинения видного мыслителя растафари "Князя" Эдварда Эммануэля: "Древние эфиопы происходят от атлантов. Эфиопами были Адам и Ева. Египтяне тоже были эфиопами. предки Иисуса Христа были эфиопами. В Писании есть много доказательств тому, что древние иудеи были чернокожими. Современные историки показали, что в культуре и языке народов Африки до сих пор сохранились остатки религии и языка древних иудеев. В древние времена чернокожие эфиопы правили миром, а белокожие варвары на Севере ходили в шкурах и жили в пещерах"

Здесь же сложились и основные представления расты секстанского периода. пока в 60-е и 70-е в "движение растафари" не пришли магистры и доктора наук, доктрина разрабатывалась колоритным типом интеллигента-босяка, самоучкой превзошедшего все науки. Среди самых выдающихся - Роберт Хидс, "Князь" Эдвард Эммануэль, братки (Bra и Bro - обычная приставка, как и "рас", к "растаманскому" имени, бравшемуся взамен "рабского") Буста, Ватто, Филипп, браток Соломон, мартиммо Планно (он, кстати, был первым гуру Боба Марли, позже рассорившегося с ним и перешедшего в "12 колен Израилевых" Пророка Гэда, а перед самой смертью - в Эфиопскую православную церковь), рас Сэм Браун, Рас Дэниэл Хартман и другие сермяжные мыслители. новое поколение растаманов из университетов лишь перевело все это в сферу иносказания, культурной мифологии, поэтического прозрения и т.д., подведя под них "научную базу".

История и культура любого народа насквозь придумана, досочинена и жива в основном мифами.

Растафари - уникально отважный опыт сочинения себе комфортной реальности, новой истории, религии и культуры взамен старых, осточертевших и унизительных.

В растафари много разночтений в представлениях, и братия очень терпима к свободомыслию и праву на собственную концепцию, основные положения, на которых сходились все общины, группы и организации групп следующие:

· Хайле Селассие I- живой бог, очередное и последнее - среди предыдущих были Моисей и Христос - воплощение бога чернокожих Джа Растафари (Джа - искаженное английское произношение имени Иегова).

· Чернокожие - это библейские иудеи, белые же евреи - самозванцы.

· За грехи Джа наказал свой избранный народ 400-летним вавилонским пленением, которое вот-вот должно закончиться, и тогда из Вавилона черные иудеи вернутся на холм Сионский, известный непосвященным как Аддис-Абеба.

· В нужный момент Джа Растапфари пришлет корабли, а поведет их Маркус Гарви - новое воплощение Иоанна Крестителя.

· В ожидании репатриации следовало морально к ней готовиться, так как самая большая беда, постигшая черных иудеев в неволе вавилонской - это утрата самобытности.

· Раболепствующих перед западной культуров в светлое будущее не возьмут. Поэтому надо развивать в себе естественность в противовес искусственности западной цивилизации, мистическое восприятие в противовес рассудочности, культивировать "африканский" стиль жизни, кухню, одежду, прически, имена, манеры ...[3]

2. Особенности Раста-движения.

Главным средством, как это водится для мистиков всех времен, была марихуана (каннабис, ганджа, на местном диалекте - Кайя - вспомнили одноименный альбом Боба Марли?). Мотивировка - та же, что и во времена Колриджа, Россетти, Готье или Бодлера. очень похоже на Тимоти Лири: недаром его ученица американский антрополог с говорящей фамилией Кэрол Йони защитила диссертацию, обосновывающую опыт расты в борьбе с "колониальным" левополушарным мышлением, связывающую ритуальное употребление растаманами "травы мудрости" с символизмом мышления, установлением связи между реальностью и миром гармонии.

В книге "Боб Марли своими собственными словами", вышедшей в Англии, размышления и суждения великого растамана насчет индийской конопли выделены в отдельную главу. Это не случайно, т.к. для растамана "травка" - предмет религиозного поклонения, со ссылкой на Писание (Быт. 1:12; 3:18; Исход 10:12; Пс.104:14) под ней понимается любое упоминание флоры в авторитетных текстах. В интервью журналу "Роллинг Стоун" Боб Марли говорил:"Когда ты куришь траву, это открывает тебе твою собственную суть. Все твои недостойные поступки открываются тебе травкой - это твоя совесть, и она дает тебе честную картину самого себя. травка заставляет тебя предаться созерцательному размышлению ... это всего лишь природный продукт, и она растет, подобно дереву" [Цит. по: Whitney M.L.,Hussey D.Bob Marley: reggae king of the World. - Kingston,1984,p.149]. Слуга отделяет себя от Вавилона, даже находясь посреди него. Человек очищает храм свой, воскуривая в нем этот божественный фимиам. Эта трава есть причащение Я и Я (так называет себя "братия растафари") к Джа, к Псалмам, чтобы изгнать порочные понятия их Живой Церкви человека ( по представлениям расты человек - сам себя храм, поэтому культовые сооружения излишни,) и преградить Вавилону дорогу назад. [4]И хотя Система борется с травой, она не может помешать расте пользоваться этим божественным средством очищения, чтобы возносить хвалу Джа Растафари". Без священной травки человек остается в Вавилоне безоружным, а курение лишь время от времени небольшого косячка тоже в век всеобщего осквернения не спасает: надо регулярно превращать себя в Храм огня, возжигая священный фимиам. Надо сказать, что при всем при том растаманы очень заботились о своем здоровье, особенно налегая на естественный рацион питания, и отличаются долголетием: видимо, сказывается запрет на курение табака и спиртное, марихуана же употребляется в чисто ритуальных целях и не совмещается с более сильными наркотиками.