Смекни!
smekni.com

Культура Растафари (стр. 5 из 5)

Правда, некоторые утверждают, что в рэггей белые нонконформисты увидели не совсем то, что там на самом деле содержалось. Рэггей всегда была неотделима от растафарианизма. Хотя она привлекает множество белых, "потаенный" смысл рэггей остается сокрытым. В Британии братства растафариан тащатся от этой музыки и вникают в символизм текстов, который белые по-прежнему истолковывают неверно. Хотя, может быть, как раз именно белые последователи смогли правильно, без толкания смурных телег, груженых националистическими прокламациями, усвоить главную суть растафари?

5. Растафари в России

В Россию растафарианство проникло, как и в другие страны, с музыкой регги. И произошло это сравнительно недавно, около тридцати лет назад. Первооткрывателями музыки растаманов у нас стали группы «Воскресенье», «Аквариум» и «Кабинет». Правда, они только использовали ритмы регги в своем творчестве.

Серьезные исследователи обходили «культуру раста-регги» своим вниманием. Но она привлекла интерес и симпатию М. Науменко, Б. Гребенщикова и других мастеров советской молодежной субкультуры. Ведь регги — музыка внутренней свободы и неприятия привычного миропорядка. Гребенщиков в одной из песен в стиле регги объявил: «Я беру свое там, где я вижу свое: белый растафари, прозрачный цыган...».

Первые растаманы очень хотели видеть избавителя и мессию в Расе Тафари Маконнене. А советские борцы с системой стали использовать растаманство как свой способ освободиться. Использовали символику с культовым значением, сочиняли регги о своих проблемах, вплетая туда рассказы и о травке, и о Джа. И не обращали внимания на тех, кто говорил, что раста, воспетая Бобом Марли, — это марихуана, а у нас раста процветать не может: не вызревает, климат не тот...

Потом, уже в 1990-х годах, на постсоветском пространстве образовалась особая молодежная субкультура растафари. Ее представители называют себя растаманами — в первую очередь по признаку употребления марихуаны и гашиша. Многие слушают Боба Марли и других исполнителей регги. Иные носят одежду цветов эфиопского флага, а некоторые и дреды.[8]

Но эти «русские» растаманы не являются истинными приверженцами оригинальной религиозно-политической доктрины африканского превосходства. А многие вообще не имеют понятия о ее существовании. Мало кто из них отстаивает идею возвращения американских чернокожих в Африку, а тем более — соблюдает растафарианский здоровый образ жизни.

Зато многие занимаются творчеством: сегодня в России масса музыкальных групп, исполняющих регги. Например, «Shamansky Beat», «Dub TV», «Green Point», «Карибасы», «Комитет охраны тепла»

Заключение.

Растафарианцы слишком недооцениваются окружающим миром, в том числе и православными общинами. Классические раста были утонченными теологами и философами, а не какими-то сектантами, поклоняющимися газетным фотографиям африканского деспота. Они собственными силами открыли для себя множество изящных теологических концепций и отчасти вновь прошли по пути теологических дебатов, имевших место на заре христианства. Растафарианцы принесли по-настоящему богатое культурное и художественное наследие, в том числе и религиозные гимны, быть может самые волнующие из всех созданных в XX столетии.

P.S. Вавилон в себе самом можно нейтрализовать ненавистью, а можно - любовью. Может быть способ зависит от контекста, а может - как в панке и хиппизме - от душевного склада. Раста использовала и то, и другое, и многого достигла. Когда возникает ощущение, что ты со всех сторон обложен Системой Вавилона, втиснут в ее тесный лабиринт, и некуда бежать, - позавидуешь: вот бы и нам всем было куда вернуться душою. Желательно - никуда не переезжая. Вот бы и нам найти такой надежный миф ("Я так хотел бы опираться на платан..."). Вместо того дурного абсурдного мифа, персонажами которого мы поневоле стали и того чистого и прекрасного, но неверного и призрачного, героями которого мы себе только кажемся.

Список литературы

1. Сосновский Н. "Культура растафари" в зарубежной литературе

2. Л.Туфани Семадж "Растафари: от религии к социальной теории"

3. Р.Неттлфорда "Зеркальное отражение"

4. Дж. Оуэнс"Литература о растафари"

5. Кена Поста "Библия как идеология: эфиопианизм на Ямайке

6. Рас Браун "Полная растафарианокая Библия"

7. Сосновский Н.Покидая Вавилон налегке

8. Кебра Нагаст. Книга мудрости Растафари