Смекни!
smekni.com

Церковно-монастырское призрение и благотворительность (стр. 1 из 6)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

Глава 1. Становление церковно-монастырской благотворительности в России……………………………………………………………………………...6

Глава 2.Православная церковь и развитие призрения в Курском крае………20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……….....33

ВВЕДЕНИЕ

Многие века складывались на Руси традиции милосердия и благотворительности. Без опоры на эти традиции не может формироваться социальная работа. В современных условиях ее становления как особой профессии вызвано не только возросшими потребностями населения в социальной поддержки, но и изменений этих потребностей.

Предпосылки становления социального служения в России имеют глубокие исторические корни. Начало благотворительности в России, как и в других странах, относят к языческим временам. Сострадательное отношение к бедным и увечным, различные простейшие формы благотворительности, главным образом раздача пищи и одежды, входили в обычаи восточнославянских племен. В русских деревнях были распространены «кануны» и «помочи» – обряды коллективной помощи при строительстве дома, помощи погорельцам, во время проводов рекрутов в армию, на свадьбах, когда вся община в складчину устраивала обеды, помогала справиться с подчас непосильными для одной семьи проблемами и трудностями.

В средние века благотворительность была одним из главных направлений деятельности церковных братств. Братские приюты получили название шпиталей и предназначались для тех, кто не имел возможности жить самостоятельно своим трудом. Другими словами, церковь выполняла три важные функции: обучение, лечение и призрение.

Церковь и церковное учение на протяжении тысячелетий в России определяли принципы и формы взаимопомощи, милосердия, благотворительности и других форм служения ближнему, что и составило сущность социального служения.

Тема данной курсовой работы: «Церковно – монастырское призрения и благотворительность в XVIII - начале XX вв. Курского края» является актуальной темой, так как анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие. Об актуальности темы свидетельствует также анализ состояния ее разработки. В дореволюционный период вопросам общественного призрения и благотворительности уделялось достаточно большое внимание, о чем свидетельствуют библиографические издания, называющие многочисленные публикации, относящиеся ко второй половине XIX в. По подсчетам современных исследователей по вопросам благотворительности в дореволюционный период были опубликованы 323 работы.

Объектом исследования данной курсовой работы является призрения и благотворительность в XVIII - начале XX вв.

Предметом данной курсовой работы является церковно – монастырское призрения и благотворительность в XVIII - начале XX вв.Курского края.

В данной работе поставлены следующие цели:

1. Рассмотрение сущность презрения и благотворительности.

2. Изучить виды презрения и благотворительности в Курском крае.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1. Изучить становление церковно-монастырской благотворительности в России.

2. Охарактеризовать православную церковь и развитие призрения в Курском крае.

При написании данной курсовой работы были использованы методы изучения и анализа научной литературы, изучения и обобщение отечественной и зарубежной практики.

Источником исследования данной работы являются книги таких авторов, как Беспарточный Б.Д.; Жуков В.И., Черкашин М.Д., Юнковецкий В.Л., Деятельность русской православной церкви. Т. I. Курский край. Антология социальной работы в 10 томах; Ларионов С. Описание Курского наместничества… по изданию Памятной Книги Курской Губернии на 1893г; энциклопедия социальной работы.

Структуру курсовой работы составляют введение, основная часть, заключение, список использованных источников и литературы. Курсовая работа изложена на 33 страницах.

ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ЦЕРКОВНО – МОНАСТЫРСКОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

Церковно-монастырская практика помощи с первых лет христианства до становления государственности на Руси развивалась по двум основным направлениям. Помощь через монастыри – монастырская система помощи и помощь через приходы приходская система помощи.

Первоначально христианство в России не являлось идеологией и мировоззрением большинства, ему был присущ изотеризм, что нашло свое отражение в жизни монастырей монастыри поначалу существовали как закрытые сообщества. Они не стремились к «общению» с народом, так как монастырство являлось подвижничеством, отречением от мирских соблазнов.

Имею более высокую культуру жизнедеятельности монастырей представляли собой многофункциональную систему самоподдержки, где образовывался особый тип самопомощи человека, связанный с основными важнейшими сферами его жизни: общением, обучением, совместным проживание в общности, лечением, ведением хозяйства.

В XI веке, возникают крупные монастыри как «аристократические закрытые организации для религиозных потребностей княжеской семьи». В них были свои врачи «лечьцы». Н.А. Богоявленский, изучая древнерусское врачевание, отмечает, что при великих князьях состояли монахи – врачеватели: Анимний, Демьян. Однако имеются летописные свидетельства, что и церковные деятели открывали больницы. В 1091 году список Переяславский Ефрем построил больницу.

Монастыри, которые основали представителями духовенства, обязательно имели в своей обители и страиноприличный дом и больницу. Так, в 1036 году был основан преподобным Ефремом Новоторжский Борисо-Глебский монастырь. Его создание начинается с открытия страиноприличного дома.

Среди пращуров, прославивших нам Курский край, самое почетное место занимает преподобный Феодосий Печерский. Под влиянием подвижника Антония, принявшего Феодосия в свой пещерный монастырь, тот стал основателем монашества на Руси и одним из строителей в 1051 году Киево – Печерской лавры.[1]

Когда преподобный Феодосий возглавил монашескую общину Печерского монастыря, то к ними стало приходить множество бедных, кале, прохожонных, нуждающихся в помощи. Всех их он принимал ласково, всем подавал просимое. Целый двор отделил преподобный Феодосий около монастырской церкви св. Стефана для этих обездоленных людей. Для помощи им он назначил выделить десятину монастырского имущества.

Впоследствии монастырь становится источником просвещения, распространяя списки и переводы святого писания, а также труды отцов церкви во все концы Киевской Руси. В XI веке в результате политических осложнений был приостановлен ввоз Галицкой соли, на что резко были подняты иены в Киеве. Печерский монастырь открывает свои запасы и сбивает цены на соль. Во время голода Прохор Лабодиен прокормил многих голодающих продуктами из монастыря Феодосия Печерского каждую субботу отправлял воз хлеба по «затворам».

Однако помимо названных учреждений строились и другие благотворительные заведения. Известные деяния епископа Переяславского Ефреема. Ефреем был боярином великого князя Изослава Ярославовича, он добровольно принял постриг от Никона в Киево-Печерском монастыре. Ходил паломником в Константинополь, в одном из монастырей добыл для Феодосия Печерского устав студийного монастыря. Соорудил несколько церквей и в Переяславе, построил больницы, где даром, безденежно лечил больных. Первым стал строить крестимыми при церквах. Нестор – летописец сообщает, что Ерофей заложил «банное строение», купель. Как считает исследователь «банное строение» служило в благотворительных целях, омовению приходящих странников и бедных. Это строение было возведено в 1090 году.

Постепенно начинает формироваться ктиторская монастырская система. Ее особенность заключалась в том, что постригшийся в монашеский сан обязан был приносить в дар монастырей, что позволяло вести стабильную и «сынную» жизнь в его стенах. Так постепенно складывается «пансионная» система поддержки. Дар приносился, как правило, в виде земельных угодий, который жертвовал новообращенный.

По мнению Б.А. Рыбакова «Церковь стала не только органом идеологического воздействия, но и частью самого господствующего класса. во главе стоял митрополит, назначаемый великим князем и утверждаемый собором епископа. Епископы управляли епархиями, которые в XII веке территориально совпадали с крупнейшими княжествами и владели большими угодьями, селами и городами».

Перед нашествием татаро-монголов в Киевской Руси насчитывалось 120 монастырей, из них 99 находились в городах, и лишь 21 в селах. Эта складывающая система все больше и больше вытесняла княжеское владения, становясь самостоятельным субъектом помощи, который в полную меру со всеми противоречиями осуществлял свою деятельность вплоть до становления государственности в России.

Объединение земель вокруг монастырей происходит с управления И.У. Будовниц. Данный процесс связывает с переориентацией жизнедеятельности монастырей, которые ставили перед собой «хозяйственную задачу и превратили эти обители в самостоятельную феодальную вотчину». Во главе нового монастырского реформирования стоял Сергей Радонежский и митрополит Алексейна смену ктиторским монастырям, основанными князями и епископами, приходят монастыри – вотчина.