Смекни!
smekni.com

Идентичность и этнические установки Русских в своей и иноэтнической среде (стр. 2 из 4)

(см. табл. 1). Добавим, что ученые ИКСИ, проводившие под руководством М. К. Горшкова исследование в

2004 г., просили респондентов назвать не более трех самоидентификаций из десяти. "Граждане России" -

таков был один из наиболее часто даваемых ответов (45,4% в мегаполисах и 51,4% в провинции). Как

видим, для многих российская государственно-гражданская идентичность была не просто номинальной,

называемой, но и значимой.

Для быстрого восстановления данного вида идентичности у русских были основания. Субъективная

значимость его у них корреспондировала с этнической идентичностью, особенно у тех, у кого она была

актуализирована. Уже первые социологические исследования в начале 1990-х гг. давали основания сделать

выводы о связанности идентичности русских с социально-государственной системой политических

институтов [9].

В исследованиях, которые мы проводили в республиках Саха (Якутия), Татарстан, Тува, Северная Осетия в

1994 г., по проекту "Посткоммунистиеский национализм", стр. 51 Таблица 2

Российская идентичность русских в Саха (Якутии) с разной этнической установкой (в % к числу

опрошенных по установкам)

Кем Вы себя ощущаете в большей Этнические установки

степени?

"Не обязательно

чувствовать себя частью

национальной группы"

"Нужно ощущать себя

частью национальной

группы"

Якутянином 15,8 9,8

Россиянином 27,5 45,1

И тем, и другим в равной степени 53,0 39,2

Ни тем, ни другим 1,2 2,9

Затрудняюсь ответить 2,4% 2,9%

были выделены русские с актуализированным этническим самосознанием (те, кто выбирал суждение

"никогда не забываю, что я русский", которое предлагалось в паре с альтернативным высказыванием "для

меня не имеет значения моя национальность"). При этом у них наблюдалась значимая сопряженность

этнической идентичности с общероссийской. Оказалось: чем прочнее у респондентов

этноконсолидирующая установка (у тех, кто выбрал ответ "необходимо ощущать себя частью своей

национальности"), тем выше они имели показатели государственно-гражданской идентичности [см. 10]. Та

же тенденция проявлялась в 2000-е гг. Пример идентичностей в Саха (Якутии) свидетельствует об этом (см.

табл. 2).

Русские с этноконсолидирующей установкой, чаще чувствующие себя россиянами и реже ассоциирующие

себя с жителями республики, имеют сдвоенную идентичность (они и россияне, и якутяне). В то же время

якуты при этноконсолидирующей установке чаще чувствуют себя якутянами и реже россиянами. В 2007 г.

при ответе на вопрос "Про кого можно сказать - "это мы" - и русские, и почти 90% якутов выбрали ответ

"мы - граждане России" [см. 11].

Итак, когда рухнула государственная идентичность советского времени "граждане СССР", этническая

идентичность выросла, выполняя компенсирующие функции. С конца же девяностых годов и в начале XXI

в. традиционная для России роль государства как конструирующей и консолидирующей силы в российской

идентичности вновь стала осознаваться людьми. Не случайно, по данным ВЦИОМ и наших исследований,

в республиках потребность в "наведении порядка" стала одной их приоритетных. Слова "государство",

"держава" вызывали положительные эмоции у 69 - 73% респондентов-россиян в 2001 г. [см. 12].

Идеологические структуры власти очень быстро осознали возможность опереться на чувства людей для

укрепления своей легитимности и интеграции общества. Контент-анализ Посланий Президента РФ

Федеральному собранию показал, что в 2000 г. идея государственной общности, которой хотят придать

смысл гражданской нации, стала очевидной. В таком значении в 2000 г. в президентском Послании данная

идея использована 10 раз, в 2007 г. - 18 раз. Она находила выражения в таких определениях, как

"российская нация", "граждане России", "мы как нация", "мы - народ России" [13]. В официальной

идеологии усиливался образ "сильного государства", "великого народа", страны, которая должна обладать

существенным экономическим, интеллектуальным, моральным преимуществом.

Представления русских о себе к 2000 г. тоже, конечно, изменились. Судя по сопоставимым

репрезентативным опросам ВЦИОМ, русские стали несколько реже видеть свой народ непрактичным,

миролюбивым; заметно чаще в образе "своих" появлялись такие характеристики, как энергичные (9% в

1989 г., 20% - в 1999 г.), трудолюбивые (соответственно 27 и 35%), открытые, простые (59% и 67%), хотя

ленивым и непрактичным продолжали считать свой народ от трети до одной пятой опрошенных. Правда,

себя лично ленивыми и непрактичными признавали всего 8 - 9%. И совсем мало стр. 52 кто определял "своих" как "забитых и униженных". Это означало, что "образ народа" идеологически

ориентируется. Еще более об этом свидетельствовали представления об "образе других" [см. 6, с. 136, 137].

Этническая идентичность и межэтнические установки

Со времен исследований Ч. Кули и Дж. Мид известно, что идентификация индивида происходит в

сопоставлении с "другим" [14]. Этот "другой" совсем не обязательно "чужой" и тем более враждебный. Э.

Эриксон, который и ввел термин "идентичность" в интердисциплинарное поле исследований, обратил

внимание на взаимосвязанность процесса становления и трансформации идентичности с вопросами

общественного и культурного развития, идеологии [15].

Представляется принципиально важным в воображаемом поле социальности, на которое, конечно же,

влияют идеологические структуры (власть, образование, СМИ, оппозиционные группы и т.д.), выделить ту

часть, которая задается рациональными смыслами опыта общения или вообще не включает сегменты

этнокультурной различительности, носит нерефлексируемый характер. Не случайно, даже в самые сложные

для русских ситуации 1990-х годов, в кризисные 2000-е годы, враждебные установки на общение с людьми

других национальностей, у большинства населения страны не фиксировались. Чувство враждебности к

"другим" "очень часто", "довольно часто" испытывали в 2002 - 2008 гг. - 10 - 17%, а "редко" 25 - 32%,

никогда не испытывали в эти годы 53 - 60% [16].

Негативные установки на приток иммигрантов, на межэтнические контакты в трудовой и

непроизводственной сфере, быту, "культурные барьеры" были реакцией на комплекс обстоятельств: 1)

ограниченные ресурсы выживания (почти пятая часть населения в эти годы "едва сводила концы с

концами, денег не хватало даже на продукты"; у 40% денег хватало на еду, но покупка одежды вызывала

серьезные затруднения), 2) опасение за сохранение своих жизненных интересов (конкуренция в трудовой

сфере, непривычность нового культурного пространства), 3) неуверенность в будущем, недоверие к

социальным институтам [17]. Феномен межэтнического неблагополучия на основе восприятия групповой

угрозы был описан Т. Петтигрю и Р. Меертенсом [18].

Негативные установки, которые в 1990-е - начале 2000-х гг. особенно проявлялись по отношению к

чеченцам (на них проецировались последствия конфликта в Чеченской республике), а также к

национальностям Кавказа, к сожалению, становились для русских и в целом части российского населения

некой солидаризирующей основой, разрушающей нормальную и гражданскую, и этническую

идентичности. Под нормальной идентичностью имеется в виду позитивные представления о своей

национальности и сопутствующие им эмоции, понятия чести, достоинства, защищенности, благополучия,

близости к своим. Мы относим сюда и патриотизм, не переходящий в фаворитизм, толерантные установки

к "другим". Негативная идентичность конструируется на основе представлений о себе как неспособных

изменить жизнь к лучшему, обиженных, обделенных, живущих "в кольце врагов", солидаризирующихся на

основе враждебного отношения к "чужому". Такой идентичности свойственна подавленность мотивации к

достижениям, апатия, страхи, равнодушие к политическим событиям, ущемленная национальная гордость,

комплексы неполноценности.

Механизмы идентификации сложны - это динамический процесс, полный противоречий, чутко

реагирующий на разнообразные мотивы, интересы, ситуации в обществе. Часто приходится наблюдать

расхождения между установками на объект и ситуацию (М. Рокич). Известен парадоксальный эксперимент

Р. Лапьера: профессору на обращение в 252 отеля о возможности разместить этнически смешанную группу

ответили 128, и в 90% из них содержался отказ. Между тем во всех отелях, за исключением одного, их

благожелательно приняли.

В нашей громадной стране в результате этнической мобилизации, конфликтов в Закавказье и на Северном

Кавказе "южане" и "кавказцы", как их именовали, во мно-

стр. 53 гих местах стали новым населением. Они были приняты от Краснодара до Архангельска. Россия по числу

приема иммигрантов, большинство которых были иноэтничными для русских, стала третьей страной мира

после США и Германии. Но для нее такой новый приток был непривычным явлением и воспринимался на

фоне национальных движений и распада Союза. Тем не менее, по данным Европейского социального

исследования, в России категорическими сторонниками запрета на въезд иноэтничным мигрантам было

27,6% [19]. Это немало, но больше таких людей было в Венгрии (39,4%), в Португалии, на Кипре (29%),

почти столько же, как в России, в Болгарии, Эстонии (23,5%, 23,6%).

Конфликтные нарушения прав человека по этническому признаку были громкими прецедентами, которые

обсуждались в обществе. По данным информационно-аналитического Центра "Сова", за 2009 г. было убито

90 человек по мотивам этнической неприязни и 700 человек травмировано. Радикально-

националистические группы не пользовались симпатией подавляющего большинства русских, нигде их

деятельность не одобряло более 4 - 9%.