Смекни!
smekni.com

Особенности крымско-татарской архитектуры (стр. 4 из 8)

По своим формам мечеть – базиликального типа здание, прямоугольное в плане, с входом с северной стороны и встроенным в северо-восточный угол минаретом. Продольной осью здание ориентировано на север-юг с тем, чтобы находящиеся в зале правоверные, молясь лики свои обращали к югу, в сторону Мекки. Вход украшен резным порталом с датирующей надписью и следами ремонта в верхней части, над стрельчатой нишей и с таким же архивольтом. Кладка торцевых стен бутовая, на известковом растворе. Боковые стены сложены тоже из бута, на глине, с использованием в кладке деревянного каркаса. Западный фасад оживлён тремя двухъярусными окнами (два света), восточный – двумя, в один ряд, низ которого расположен на высоте около 3м от поверхности грунта. Похоже, строители храма решили защитить таким образом находящихся в зале от свирепых восточных ветров, как и ныне по три дня непрерывно дующих со стороны Керчи[13].

Внутреннее пространство храма разделено тремя парами восьмигранных колонн со сталактитовыми капителями на три нефа, продольно соединённых стрельчатыми арками. В южной стороне устроен резной стройный махраб (молитвенная ниша, как бы дверь в сторону Мекки) с полихромной окраской. Пол вымощен каменными плитами, которые до наших дней не сохранились, устилался циновками и ковриками, подшивной деревянный потолок, возможно, был узорчатым, лакированным. Крыша двускатная, крытая черепицей. К мечети примыкает медресе, имеющее форму почти квадрата, большим двором, куда вёл с восточной стороны торжественный портал.

Расположенные по трём сторонам большие голубые ниши – айваны – один против входа и два по бокам – служили аудиториями для занятий. Здесь изучали Коран, философию, арифметику, астрономию, логику и др.[14]

Основным архитектурным элементом является многопластная арка, снаружи опёртая на декоративные трёхчетвертные колонки с корзинообразными капителями. Свод арки оформлен сочленением мелких, нависающих друг над другом нишек и выступов, напоминающие природные, пещерные сталактиты. Обращённые к входу щелковые (боковые) стены пилонов, несущих арку, украшены нишами с трёхпластным, тоже сталактитовым завершением и обрамлены лентой-бордюром.

Лицевые и торцевые плоскости были украшены орнаментом из переплетающихся лент и валиков-жгутов (называемая «сельджукская цепь»), розеток и других элементов геометрического и стилизованного растительного характера. Эти мотивы, как и сталактиты, форма арок и ниш, вся архитектура солхатской мечети-медресе, занесены в Крым из сельджукской Малой Азии армянскими и переселившимися из Добруджи в 1265г. турецкими мастерами, привлечёнными возможностью высоких заработков. В дальнейшем солхатская архитектурная атрибутика распрастраняется в постройках крымских татар, армян, других переселенцев полуострова под ярлыком «крымско-сельджукских» форм.

Как видно по выше написанному, Е.В. Крикун уверен в том, что мечеть и медресе построены в один и тот же период при одном и том же хане, к тому же являются одним зданием, однако у О. Домбровского и В. Сидоренко мы встречаем другие сведения, где они больше склоняются к другой версии, что медресе являются разными зданиями, но могут принадлежать к одному и тому же времени. Но при появлении медресе мечеть была переделана, следовательно, она уже существовала до постройки медресе.

О. Домбровский и В. Сидоренко приводят довольно подробное описание медресе: «Так называемое медресе – это квадратное в плане строение с внутренним открытым двором, вокруг которого со всех сторон располагались некогда кельи – каменные клети с узкими окнами. Каждая из них перекрыта сводом, возведённым из своего рода бетона – мелкого бута на песчано-известковом растворе. Из бутового камня выстроены и стены, за исключением углов, откосов и дверных и оконных проёмов (они из тёсаного камня) и портала главного входа, облицованного большими, плотно подогнанными блоками.

По четырём углам здания возвышались четыре открытые экседры –глубокие ниши, квадратные в плане и крытые полуциркульными сводами»[15]. Кроме мечети и медресе, в Солхате появился ещё один новый тип восточной постройки, выработанный ранее, видимо, в Армении, это –Караван-Сарай, гостиный двор. Он был построен в XIV в. у въезда в город, став сердцевиной, своеобразным торговым центром, наиболее значительным общественным сооружением Солхата-Крыма. Большой резной портал вёл во внутренний двор огромного пятиугольника площадью 2500 квадратных метров с лёгкими галереями на деревянных столбах вдоль стен, где складывали товары, и отдельными комнатами для постояльцев. В середине двора, оборудованного керамическим водопроводом, стояла перекрытая сводом арка, где продавали дорогие восточные товары (ковры, шелка, посуду).

Ныне от караван-сарая остались руины. Их можно увидеть в южной части Старого Крыма.

Кое-что сохранилось от других солхатских построек. До наших дней дошли руины мечети Куршун-Джами (Свинцовой мечети), названной так из-за того, что мастера, возводя здание, для прочности зализывали свинцом зазоры между камнями. На одной из улиц можно увидеть остатки стен и часть алтарного закругления небольшого христианского храма – памятника дотатарского Солхата. А у въезда в город с восточной стороны заметны следы оборонительной стены и глубокого рва, которым был опоясан город.

После распада Золотой Орды и образования самостоятельного Крымского ханства, основателем которого стал в 1443г. Хаджи-Гирей, внук золотоордынского хана Тохтамыша, перенесшего ханскую резиденцию в Бахчисарай, значение Солхата-Крыма постепенно теряется.[16]

2.4. Архитектура Кафы

XIII в. знаменуется господством на море генуэзцев, а на суше татар. Территория нынешней Феодосии вошла в состав Крымского улуса (провинции) Золотой Орды. Во второй половине XIII в. генуэзские купцы приобрели у татарского хана Оран-Тимура участок побережья бухты и основали здесь свою фракторию, сохранив за ней уже известное название Кафа.

Благодаря выгодному географическому положению Кафа стала крупным транзитным центром. А.И. Балахонова и В.И. Балахонов в работе «Феодосия» рассказывают об исторических документах XIII – XV в., в которых говорится о том, что центр работорговли в бассейне Чёрного моря – Кафа. Более того здесь можно было выбрать любого раба для различной работы в зависимости от его структуры тела и здоровья.

При турках-османах Кафа называлась Кичик-Стамбулом, что в переводе на русский означает «маленький Стамбул», но при турках этот городок так разросся, что численность его жителей достигала по одним источникам 85000, а по другим – 80000 человек.

Турки, придя на территорию Кафы получают оборонительные стены, башни и цитадель. Они за период своего пребывания, который составляет почти 2 столетия на рассматриваемой нами территории основали около 70 мечетей. Исследователь Е.В. Крикун предполагает, что под мечети были приспособлены многие христианские храмы и другие построения.

На наш взгляд достаточно полное описание архитектуры Кафы изложено у исследователя, к работе которого мы уже неоднократно обращались – Е.В. Крикуна. Он рассказывает о мечети Муфтий-Джами (См. Приложение 13), которая бала построена в 1623г. «Мечеть Муфтий-Джами в плане – квадрат площадью около 40 квадратных метров с прямоугольным выступом на южной стороне, где устроена алтарная часть с михрабом. Внешний облик храма представляет собой кубический объём, оживлённый двумя ярусами окон, перекрытый сферическим куполом, низ которого снаружи выложен в виде невысокого шестнадцатигранного барабана. Грани прорезаны окнами килевидного очертания вверху. К северо-западному углу здания примыкает главная архитектурная домината – стройный двенадцатигранный минарет с базой в виде усечённой пирамиды, редкими окошками, освещающими внутри ход винтовой лестницы, с резным гранёным шерфе (обходным балконом) и острым шатровым завершением, увенчанным металлическими шарами и полумесяцем. Такие же устремлённые в небо «чётки» с полумесяцем, но гораздо меньшего размера, украшают и купол молитвенного зала. Уменьшаясь по высоте, три «бусины чёток» облегчают конструкцию украшения-символа и зрительно удлиняют её. Чётко и рационально решены фасады, ведущая тема которых – прочно сложенная стена с выразительной фактурой груботёсанного камня. Вблизи такая стена кажется любовно вылепленной руками скульптура, а с расстояния светлые, тёплые цвета каменной кладки – охристые, розоватые, сиреневые – на фоне светло-серой известково-цементной замазки создают впечатление, будто голубоватое от расстояние поле стены, оживлённой парой двухъярусных окон на каждом фасаде и очерчённой сверху очень простым карнизом-палочкой, прописал добросовестный художник энергичными пастельными мазками Сдержанное разнообразие и элементы пластики привносят окна – прямоугольные, квадратно зарешечённые нижние, с килево-стрельчатыми нишкаминад ними, и стрельчатые верхние, с металлическими решётками, напоминающими пчелиные соты.

Храм имеет три входа: главный (с северной стороны) и два боковых. Отдельная небольшая дверь ведёт в минарет. Северный фасад по обеим сторонам главного входа украшен внизу похожими на михраб нишами, из чего исследователи делают предположение, что здесь, возможно, была входная крытая галерея…

Цельный, ясный и торжественный интерьер храма – нерасчлененый опорами высокий и просторный купольный зал, со всех сторон освещённый двухъярусным боковым и верхним, из-под купола светом»[17].