Смекни!
smekni.com

Особенности крымско-татарской архитектуры (стр. 6 из 8)

Е.В. Крикун описывает 2 мавзолея, называя их «близнецами», т.к. они похожи между собой («имеют одинаковый план, одинаковую высоту, толщину стен и внутренние размеры»). Имена создателей мавзолеев остаётся загадкой и до сих пор[24].

О мавзолее мы находим сведения ещё у некоторых исследователей, в частности, у Е.В. Нагаевской, которая с уверенностью говорит, что в мавзолее захоронено 16 ханов, а остальные захоронения – могилы их родственников и приближённых. Самой ранней же могилой является могила 1592 г[25]. Однако кому эта могила принадлежит, исследовательница не уточнила.

В. Коваленко и Е. Алтабаева дают перевод надписей, встречающихся на гробницах: «Смерть есть чаша с вином, которую пьёт всё живое. Могила есть жилище, в которое сходит всякий человек»; «В цветнике мира я была розой и, увы, завяла».[26]

Эвлия Челеби описывает два мавзолея, «красивых, покрытых оловом».[27] То, что они имеют серебристую крышу говорит и Х. Г. Манштейн: «По левую сторону большого двора - две большие мечети со сводами круглыми и с кровлей, свинцом покрытой, где ханы погребаются».[28] В одном из дюрбе, сообщает Эвлия, в гробнице, полной света в гробах, укутанных зелёным сукном, покоятся хан Гази-Ислам-Гирей, сын Селямет Гирея, его дети и родственники, бийимы и бюкше (т.е. близкие к нему женщины).

Гробница «охраняется специальным сторожем» и «одарена многочисленными приношениями»[29].

Вторым мавзолеем был мавзолей, построенный скорее всего в 1764г. для супруги Гирей-хана – Диляры Бикеч. Е.В. Крикун описывает современное состояние мавзолея, говорит о том, что он требуется «в тщательной реставрации, основанной на всесторонних исследованиях»[30]. Выглядит это сооружение вот как: Традиционный восьмигранник с куполом на смещённом восьмиггранном барабане. Нижнюю часть опаясывают грани, на которых по три двухъярусных арки, средняя нижняя из которых - окно ныне заложено; в западной стене устроен дверной проём в виде арки, с завершением рисунка. всё это находится над рельефным карнизом. Углы восьмигранника украшены тонкими пилястрами. на передней (входной) грани гробницы –доска с надписью: «Молитва за упокой души усопшей Диляры-Бикеч».У входа в дюрбе, по преданию, стоял фонтан Слёз (Сельсебиль), позже перенесённый в фонтанный двор[31].

Говоря о мавзолеях, мы не можем не рассказать о кладбище (мезарлыке), которое примыкало к ним. Оно было основано в начале XVI в. У. Боданский сообщает нам, что в начале ХХ в. кладбище было заброшено и на нём не хоронят с к. XVIII в., а пасут скот[32]. Из архивных документов нам известно, что территория мезарлыка была частной собственностью, принадлежавшей некому купцу Борису Ефимовичу Энштейну, которым он пользуется. Была создана специальная комиссия, которая рассматривала данное дело со стороны, защищавшей как людей, чьи родственники находились на этом кладбище, так и Энштейна, который купил этот участок земли для своих нужд. Также в этом документе описываются остатки кладбища, находившиеся на территории купленного участка или около него: «На нём имеется два татарских памятника в виде маленьких домиков четырёхугольной формы, стены которых каменные, без крыши и потолка, один из памятников имеет в одной стене два отверстия в виде небольших окошек, одно из которых закрывается деревянной дверкой, второе – открывается со вставленной в нём решёткой, при чём на стене имеется татарская надпись, а в середине памятника лежит старый надгробный камень. Второй памятник такого же вида в середине и размера, имеется в середине надгробная плита. Других памятников на этом месте не обнаружено, за исключением найденных двух надгробных камней близ границы участка».[33] Е.В. Крикун даёт сведения, в которых говорится, что «на территории кладбища расположено более двухсот надгробий, среди которого множество шедевров камнерезного искусства…

Простейшей формой надгробия является плита, горизонтально уложенная на ребро. Иные составлены из нескольких плит… Плита имеет скульптурно обработанное завершение в виде чалмы на мужских могилах и плитой с надписью в изголовье. Плита имеет скульптурно обработанное завершение в виде чалмы на мужских могилах или каблука - на женских»[34].

Важным элементом в архитектурном ансамбле Бахчисарая являются ханские бани, находящиеся с ханским дворцом и получившие название из-за своего расположения при постройке на территории ханского дворца, но в начале ХХ в. оно принадлежало частному лицу. Ещё в начале ХХ в. это здание не было подвержено реставрации, а сохраняло первоочерёдный свой вид. Сооружение бани – значительное событие в жизни местного населения. В баню приходили не только мыться, но и здесь можно было развеяться, побеседовав, отдохнув, обменявшись новостями. У. Боданский считает, что вид бань «не казист», т.к. здание помещено «в узеньком, глухом переулке; фасад, выходящий частью на набережную речки Чурук-Су, окрашен в уродливый грязно-оранжевый цвет; над входом висит, по восточному обычаю вделанная в стену мраморная доска с выбитой рельефной надписью: «Построено по повелению Султана Адиль-Сахиб-Гирей-хана, сына Менгли-Гирей-хана, сына Аджи-Гирей-хана в 939 г.(1533 г. по Р.Х.)». Дворы ведут в раздевальню (предбанье) в виде четырёхугольной комнаты, перекрытой деревянной стропильчатой крышей; по середине комнаты – фонтан, корпус которого высечен из местного известняка. Дальше низенькая узкая дверь ведёт в следующее помещение с верхним помещением с верхним сводом, попадающим из небольшого окошка в виде звезды и нескольких застеклённых круглых отверстий, расположенных во круг него. За тем идёт помещение собственно бани; в плане представляется в виде четырёхугольника, перекрытого полукруглым куполом; переход от четырёхугольных стен к круглому куполу обработан рядом очень красивых стрельчатых арок. Помещение освещено верхним светом, падающим и множество круглых творений в куполе с позеленевшими от времени стёклами. по середине помещается сделанное каменное возвышение для сиденья; кругом стенок каменные раковины с кранами горячей и холодной воды »[35].

Е.В. Крикун по поводу бань рассказывает также об их отоплении: «Обогревались бани сложной системой отопительных каналов, расположенных в массивных стенах под куполом. Отопительно-охладительное устройство позволяло нагреть или «простудить» баню, по желанию. Воды на каждого хватало предостаточно. Ощущению повышенного комфорта способствовали интерьеры моечных»[36].

Самой плотной является западная сторона застройки дворцовой площади, где находится главный корпус. Его сложная живописная композиция состоит из групп построек, соединённых переходами, двориками и образующих парадную и жилую половины. К южной стороне ханских хоромов пристроена Малая дворцовая мечеть, за нею, западнее, на некотором расстоянии – гаремный корпус с отдельно стоящей около него Соколиной башней.

Парадная половина ханских палат начинается с Посольского дворика, куда ведут большие Посольские ворота. Сквозь деревянную колонаду дворика слева виднеется наиболее древняя часть дворца – портал Алевиза (См. Приложение 17 ).

С южной стороны к Посольскому дворику примыкает большой двухсветный зал Совета и Суда (Диван) с арочным входом.

По свидетельству Манштейна Х.Г. – стены зала Дивана были облицованы разноцветными фарфоровыми плитками, в окнах верхнего яруса – цветные витражи, нижние имели двойные ставни, внутренние из которых были решетными, красиво выточенными из букового дерева, потолок в середине куполообразный, расписан в красный цвет с золотом [37].

Е.В. Крикун достаточно подробно описывает рассматриваемый нами главный корпус ханского дворца: «Мраморный пол с беломраморным бассейном и фонтаном в середине зала. Вдоль боковых стен располагались крытые тонким оранжевым сукном диваны, где седели члены совета старейшин…

Построенный в XVI в., многое повидавший за столетие, горевший ни раз ремонтированный, ныне зал Дивана, постепенно трудами реставраторов возвращает свой вид. В нём нет фарфоровой облицовки, мраморного пола по середине, возвращены реставрацией фрагменты древней росписи, контрастное сочетание стен, ярких не повторяющихся витражей…

Боковая дверь в южной стене зала Совета и Суда ведёт в просторный Фонтанный дворик, куда можно попасть через Портал Алевиза из Посольского сада. Накрытое вторым этажом и частично освещённое верхним светом, переливающееся под прямым углом пространство Фонтанного дворика с рядами деревянных колонн… главные «герои» дворика – два фонтана: Золотой и фонтан Слёз.

Сооружённый в 1763 году (правление хана Каплан-Гирея) из белого мрамора в традициях османской архитектуры. Золотой фонтан – малая архитектурная форма в виде портала с прямоугольным завершением и неглубокой арочной нишей, вверху украшенной резной стилизированной раковиной, растительным орнаментом и сталактитовым поясом. Утраченная со временем и восстановленная со временем в 1963 г. реставраторами позолота орнаментов и рельефных надписей (с датой постройки и изречением Корана) дали имя фонтану: Манзуб – Золотой.

Однако не пышный Золотой, а изящный Сельсебиль (райский источник), известный теперь как фонтан Слёз, стал уникальным поэтическим центром дворца»[38]. Так, к примеру, А.С. Пушкин в своей поэме «Бахчисарайский фонтан» пишет о Гирее, который воздвигает фонтан в честь девушки, которую он полюбил – Диляре, христианке по происхождению. Фонтан располагался в углу дворца. Над ним возвышалась магометанская луна и сохранилась надпись. Автором фонтана был иранский мастер Омер. Исследователи В. Коваленко и Е. Алтабаева называют этот фонтан «подлинным шедевром восточного искусства, полным глубокой символики, выражающей вечные темы любви и смерти»[39]. Омер на мраморной плите, украшенной растительным орнаментом, расположил чаши для воды. В верхней части он вырезал цветок лотоса из пяти лепестков, символ человеческого лица. В центре цветка подобие человеческого глаза, из которого капают «слёзы». Они падают в верхнюю центральную чашу, из неё в боковые, затем в следующую – среднюю. мотив раздвоения потока и последующего слияния повторяется трижды. В самом низу вырезана похожая на улитку спираль, символ продолжения жизни, преодоления лишений и страданий[40].