Смекни!
smekni.com

Архитектура Пскова (стр. 1 из 6)

Поганкины Палаты

В настоящее время в каменной постройке 70-80-х гг. XVII века, принадлежавшей псковскому купцу Сергею Поганкину, располагаются основные экспозиции Псковского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

К сожалению, до сих нор нет единой точки зрения на время их постройки. Судя по строительным приемам, использованным зодчими при возведении палат, компоновке помещений, деталям архитектуры, дату постройки палат следовало бы отнести к первой трети XVII века, однако, как полагают некоторые исследователи, они были сооружены в 70—80-х годах XVII века.

Заказчик и первый владелец палат был купец Сергей Поганкин.

В 1711 году умер последний представитель рода Григорий Юрьевич Поганкин, и палаты и все имущество его согласно завещанию были переданы церкви. В 1747 году здание было приобретено казной. В палатах был устроен провиантский склад, позже — пороховой. В 1900 году они были переданы Псковскому археологическому обществу, а спустя два года, после первой реставрации, в них открыли Исторический музей.

Снаружи Поганкины палаты выглядят крайне просто, здесь отсутствуют какие бы то ни было украшения. Фасадные поверхности их голы; некрупные асимметрично расположенные окна имеют ставневые ниши, "вбиравшие" в себя железные створки закрытий.

Сохранившаяся каменная часть палат дошла до нашего времени с очень незначительными изменениями; утерянными, по сути дела, оказались только два крыльца палат, выходившие во двор, и верхние оконечности лестниц, связывавших каменные помещения с деревянными хоромами, которые возвышались над плитяным корпусом по всей длине здания

Палаты сооружались с известным расчетом: "Г"-образная компоновка состроенных воедино трех его зданий определялась назначением их. Самая большая, трехэтажная каменная часть была жильем хозяина; двухэтажная, меньшей высоты, принадлежала какому-то другому самостоятельному члену семьи; и, наконец, в одноэтажной, вытянутой дальше по Музейному переулку, находились поварни.

Сейчас в Поганкиных палатах размещены экспонаты Псковского историко-художественного и архитектурного музея-заповедника, так что свободный доступ в них дает возможность ознакомиться с внутренним устройством памятника архитектуры позднего псковского средневековья.

Нынешнее стилизованной крыльцо имеет боковой исход и расположено на место первоначального, однако древнее каменное крыльцо, сломанное в 1748 году, было устроено "на отлете" с всходом, идущим перпендикулярно дворовому фасаду. Лестница ведет во второй этаж, в просторные сени — большой сводчатый зал. Все остальные помещения — их во втором этаже основной части палат шесть — также перекрыты сводами и связаны между собой небольшими сводчатыми же проемами. К сеням примыкают с боков два зала меньших размеров, служившие, очевидно, вспомогательными сенными помещениями.

В трех остальных залах, не уступающих размерами парадным сеням, размещались клети и производственные помещения, о чем говорят особенности их устройства: глубокие ниши в стенах для товаров, вмурованные в своды кольца, внутристенная лестница, соединяющая левые помещения с подклетями, которыми занят весь первый этаж.

В двухэтажной части здания во втором этаже располагались сени, клети и две палаты — столовая и потешная, для развлечений. Все четыре зала перекрыты сводами. Пройти в эту часть здания можно было и из помещений основной части Поганкиных палат — лестничная клетка расположена в месте соединения корпусов. Из сеней этого крыльца палат внутренняя лестница вела в деревянные этажи, где располагались собственно жилые хоромы.

В третий, каменный этаж главной части палат ведет лестница, проходящая из сеней нижележащего этажа частью в стене фасада, частью в междупалатной стене. Стопы в этом месте имеют большую толщину — около двух метров. Сохранившиеся дверные крюки указывают на то, что междуэтажная лестница имела три кованые двери — по концам и в середине.

Четыре зала этого этажа, обширные, хорошо освещенные, служили столовыми и потешными палатами отдельно женской (две левые) и мужской (две правые) половин дома. Из небольших, расположенных посередине этажа, сеней лестница вела в деревянный верх. Помещения третьего этажа перекрыты плоскими деревянными потолками, тогда как и подклети и помещения второго этажа, как уже говорилось, имеют сводчатые перекрытия.

Реконструированные изразцовые печи, находящиеся ныне в палатах, могут дать представление о богатстве и живописности интерьеров помещений. Печи, выложенные яркими рельефными изразцами, стояли в каждом зале обоих домов, исключая сени и производственно-складские помещения. Неотъемлемой принадлежностью палат были обширные, с фигурными ножками, столы, пристенные резные лавки и замысловато украшенные киоты(подставки для икон), сверкающие позолотой рам, икон и лампад.

В бывшей поварне — одноэтажной восточной части здания — окна прорублены только в сторону двора, туда же, естественно, обращен и вход. Два помещения поварни соединены внутренними проемами. Над этой частью палат могли находиться деревянные жилища слуг.

Богатые коллекции музея Поганкиных палат, содержащие многие ценные археологические и этнографические находки ученых, редкие древние книги и рукописи, предметы искусства, были разорены и разграблены фашистскими оккупантами во время Великой Отечественной войны. Многие редчайшие экспонаты музея оказались утерянными навсегда.Однако после изгнания захватчиков прекрасный памятник древнепсковской архитектуры, находившийся в развалинах, был восстановлен.

Размещенная в палатах экспозиция исторического отдела музея раскрывает жизнь Псковского края от периода неолита до наших дней. Среди экспонатов — много предметов производства, быта и культуры псковичей XI—XII веков, изделия местных мастеров кожевенного, гончарного, литейного дела.

В разделе, посвященном героическому боевому прошлому Псковской земли, выставлено много предметов военного снаряжения, материалы, рассказывающие об оборонной роли Пскова — северо-западного щита русских земель.

Среди экспонатов музея видное место занимают произведения древнерусского искусства — живописи, скульптуры, прикладных видов.

Музей-заповедник проводит большую работу по выявлению новых ценностей старицы, пополняет свои коллекции, расширяет экспозиции, готовит новые. Двери замечательного памятника русского гражданского зодчества XVII века — Поганкиных палат — широко раскрыты для посетителей.


Храмы древней части Пскова

Памятник Святой Ольге

Княгиня Ольга и Князь Владимир. В дни празднования 1100-летия первого упоминания Пскова в летописи в Детском парке в центре города открылся памятник Святой Равноапостольной княгине Ольге работы скульптора Вячеслава Клыкова.

Идея памятника провозглашает историческую, духовную и родословную преемственность и утверждение православной веры на Руси. Именно вера - основа крепости русского народа, силы духовной и физической. Поэтому на постаменте княгиня Ольга благословляет и одновременно охраняет князя Владимира - будущего Крестителя Руси, держащего в руках икону с ликом Спасителя.

Высота скульптуры -4,5 метра, такой же высоты сложный, цилиндрической формы постамент, по которому размещены рельефы с изображениями псковских святых. Рядом установлен памятный камень с высеченными именами граждан, пожертвовавших средства на памятник.

Монумент с изображением княгини Ольги, её внука князя Владимира и двенадцати псковских святых напоминает о тех, кто положил начало развитию и становлению русской государственности. Кто стоял у истоков православия и защищал свободу Пскова.

Святая Ольга (? - 969) Княгиня, жена киевского князя Игоря и мать князя Святослава. Около 957 года первой из княжеского рода приняла христианство. Первая святая на Руси.

Родилась в Выбутах, неподалёку от города Пскова. В "Повести временных лет" сказано, что князь Игорь привел Ольгу "в лето 6411" (903 год ), "Она была простого варяжского рода и жила в веси Выбутской, возле Пскова". Познакомился князь с Ольгой во время охоты. Переправляясь на другой берег реки, он обратил внимание, что перевозит его девушка поразительной красоты. И когда пришло время жениться князю, он вспомнил о ней и послал своего дядю князя Олега найти её. Так незнатная псковитянка стала великой русской княгиней. Существует и другая версия, что просватал Ольгу за князя Игоря Олег Вещий, что было ей тогда от роду всего - то десять лет, что была она мудра, рассудительна и красива (правда, церковное житие утверждает, что Ольге исполнилось 20 лет).

С именем Ольги связано первое упоминание о Пскове в летописи (903 год), она считается основательницей Троицкого собора. После смерти мужа, в малолетство сына Святослава, а затем во время его походов управляла Киевской Русью. Подавила восстание древлян. В столице Византийской империи Константинополе (Царьграде) приняла христианство, получив при крещении имя Елена.

Первой на Руси установила систему сбора дани (налогов ). Разделила Русь на волости, на торговых путях Новгородской земли создала погосты и становища, укрепив Киевское государство с северо-запада. Считала, что правителям недостаточно заботиться лишь о государственной жизни, необходимо заниматься устроением религиозной и духовной жизни народа. Ольга, как гласит предание, навещала свою родину. Благодаря её усилиям была укреплена крепость в Пскове. Имя княгини осталось на Псковской земле в топографических и географических названиях, в самом Пскове есть Ольгинская набережная, Ольгинский мост, вновь восстановлена Ольгинская часовня. По возрождению Ольгинских мест ведутся работы в Выбутах.