Смекни!
smekni.com

Градостроительство Древней Греции и Древнего Рима (стр. 2 из 10)

VII—VI вв. до п. э. были отмечены все возраставшей колонизаторской дея­тельностью греков. Следует отметить, что возникновение многочисленных колоний сыграло прогрессивную роль в развитии греческой культуры, так как греки вступили во взаимодействие с наиболее передовыми пародами древнего мира. Колонизация расширила их кругозор и превратила греков в закаленный и предприимчивый народ. И если Греция в то время не име­ла единой государственности, а представляла собой систему политически разобщенных небольших городов-государств, то греки все же ощущали себя представителями одного великого племени.

В IX и особенно в VIII, VII и VI вв. до н. э. было основано множество новых городов, по преимуществу в отдаленных районах бассейна Среди­земного моря. Так, например, в 754 г. до н. э. выходцы из Коринфа зало­жили г. Сиракузы па острове Сицилия, а в середине VII в. до н. э. на том же острове возник Селинунт (о чем говорят л Фукидид, и Диодор Сици­лийский) ; около 600 г. па южном побережье современной нам Франции строится город Массилия (Марсель); в 650 г. па территории нильской дельты сооружается Навкратида, и, наконец, продвигаясь па северо-во­сток, греки создают в 658 г. у входа в Черное море Византии, а в VI в. — Ольвию, Феодосию, Фанагорию и Херсонес на северном побережье моря. Уже из этого краткого перечня следует, что сфера распространения древ­негреческих городов так же, как и сфера влияния греческой культуры, за это время чрезвычайно расширилась.

Города архаической эпохи имели нерегулярную планировку и состояли из двух главных частей: акрополя и жилого района. Жизненным центром жилого района являлась гора, примыкавшая к торговым кварталам. В ар­хаическую эпоху получило развитие каменное зодчество, проявившее себя в строительстве периптериальных храмов, тогда как в жилой застройке про­должали применяться деревянные конструкции в сочетании с сырцовым кирпичом.

На рубеже VI и V вв. Греция подверглась вторжению персов. Двигаясь с востока на запад, персы разрушали по пути культурные центры ионий­ских и дорийских колоний. В огне бушевавших пожаров одним из первых погиб Милет, даже Афины жестоко пострадали от нашествия персов. Од­нако патриотический подъем греков, защищавших свою родину и ее поли­тические порядки, превратил их в достойную военную силу, и после ряда побед (близ Марафонской бухты, у острова Саламина, и Платой) угроза полного уничтожения греческой культуры навсегда миновала.

Во время греко-персидских войн руководящую и объединяющую роль сре­ди греческих городов-государств играли Афины, и это первенствующее положение сохранилось за Афинами и после изгнания персов. Афинах— столице афинской рабовладельческой демократии—сосредоточились эконо­мические ресурсы всей Греции; в Афины стали стекаться лучшие творче­ские силы, и в течение короткого времени искусство достигло здесь того высокого расцвета, который получил наименование классики. Еще в архаическую эпоху были созданы первые ордера—ионический и до­рический; теперь же они достигли художественного совершенства и допол­нились новым, неизвестным ранее коринфским ордером. В короткий пери­од, измеряемый всего лишь одной человеческой жизнью, был построен с на­чала и до конца Афинский акрополь с прекраснейшим из периптериальных храмов—Парфеноном. Именно в эту эпоху соединились все лучшие твор­ческие силы, и под руководством Фидия архитектура и монументальная пластика образовали единые синтетические композиции. Для V в. было характерным не столько строительство новых городов, сколько восстанов­ление старых, поврежденных пли разрушенных персами. Однако, восста­навливая такие города, как Пирей или Милет, греки не повторяли старых, нерегулярных градостроительных приемов. Наоборот, они начинают при­менять новую регулярную планировочную систему. Эта так называемая «гипподамова планировка» получила в IV в. широкое распространение у греков, а к более позднее время повлияла и па планировочную деятельность римлян.

Сравнительно хорошо изученный город классической эпохи (т. е. V— IV вв. до п. э.) представлял собой архитектурно организованное планировочное целое. Акрополи постепенно превратились в «священные места»; на гор­ных склонах акрополей появились театры, тогда как значительно вырос пшй нижний город получил теперь обширные центры, состоявшие из пло­щадей различного назначения, близ которых располагались булевтерии, гимнасии, пристани, склады и другие сооружения, обслуживавшие общест­венную жизнь и торговое судоходство.

В истории Греции V— IV вв. были отмечены нарастанием классовой борь­бы, подрывавшей устои города-государства. В эллинистическую эпоху (III—I вв. до н. у.) города-государства уступают место крупным греко-восточным монархиям, образовавшимся в результате экспансии греков па Восток. Еще во второй половине IV в. одно из северных балканских государств— Македония—в результате победоносных походов Александра Великого подчинило себе огромную персидскую монархию, а вслед за нею Египет, среднеазиатские страны и да/ке отдаленные области северо-западной Ин­дии. Путь Александра от Геллеспонта в Египет и Среднюю Азию был озна­менован не только разрушениями городов, в число которых попал и вели­колепный Персеполъ, уничтоженный страшным пожаром; продвигаясь на Восток и мечтая о всемирной империи, Александр Македонский одновре­менно создавал опорные пункты нового государства. Проходя через Приену, он щедро одарил этот город; в дельте Нила, по повелению Александра, была основана новая столица Египта—Александрия (331 г. до н. э.); в Дву­речье были построены Никефорий и Александрия (на Тигре); в Средней Азии—Александрия Дальняя (нынешний Ленинабад); на территории Инд­ской долины возникла Никея, а в устье Инда сооружен порт Александра. Смерть Александра Македонского привела к распаду его огромной империи, державшейся на военной силе, по центры греческой культуры все же переместились па восток. В 111 и II вв. до тт. э. Александрия, Антиохия и Пергам достигли настолько большого развития, что могли конкурировать не только с Милетом, но и с Афинами.

Градостроительство эллинистической эпохи сочетало в себе приемы и фор­мы, свойственные коренной художественной культуре Греции, с архитек­турным наследием Древнего Востока. Под влиянием грандиозных архитек­турных сооружений восточных деспотий городские ансамбли приобрели значительно больший размах. Вместе с тем греки освоили в этот период то благоустройство, которое имело в городах Двуречья многовековую историю. Водопровод, канализация и мощение улиц прочно вошли теперь в строи­тельный обиход. Значительно развилась архитектура жилого дома перистильного типа; храмы же утратили свою ведущую роль в архитектуре, их место заняли общественные сооружения: театры, стадионы, библиотеки. Уничтожение Карфагена, приведшее к установлению римского владыче­ства на Средиземном море, предопределило судьбы эллинистических госу­дарств. В 146 г. до н. э. собственно Греция окончательно лишилась поли­тической независимости, превратившись в римскую провинцию Ахайю. Но, несмотря па жестокий разгром Пирея, Афин и других городов во время восстаний при Сулле и Цезаре, Греция все же продолжала оставаться обе­тованной землей наук и искусств. Вплоть до I в. п. э. греческие архитек­торы являлись главными строителями Рима, а с провозглашением импе­рии многие греческие города, к которым благосклонно относились импе­раторы династий Флавиев и Антонинов. украсились великолепными хра­мами, термами, стадионами и театрами. Однако в этот период греческое искусство подчинилось римскому, по-своему понимавшему архитектур­ные формы и применявшему свои особые типы городов.

Население и размеры городов

Давая характеристику социальному составу населения греческих горо­дов, следует отметить, что сведения, относящиеся к древнейшим периодам греческой истории, не только крайне бедны, но и малодостоверны. Лишь начиная с VI—V вв. па основании упоминаний в исторических, философ­ских, юридических п географических произведениях можно составить представление об экономике древнегреческих городов-государств и о со­циальном и профессиональном составе городского населения. Ремесленное производство в крупнейших городах материковой и колони­альной Греции в V, IV и III вв. получило значительное развитие. Выдел­кой керамики, оружия, тканей и ювелирных изделий было занято боль­шинство ремесленного населения. В V в. уже существовали ремесленные мастерские, в которых работали по преимуществу рабы. Так, например, в афинской мастерской, принадлежавшей Лисию, работало около 100 ра­бов, а в кожевенной и мебельной мастерских, принадлежавших отцу зна­менитого оратора Демосфена, было занято 55 рабов. Наряду с рабами в ре­месленном производстве работали и свободные люди, выполнявшие глав­ным образом государственные строительные заказы. II те и другие сооб­разно своей профессиональной принадлежности населяли ремесленные районы, лежавшие либо вблизи рынков, либо у городских окраин, что можно наблюдать на примере большого района гончарного производства в Афинах, известного под названием «Керамика». Широкое развитие международной торговли превратило торговцев в одну из наиболее влиятельных социальных групп. В крупнейших торговых го­родах, к числу которых относились Милет и Пирей, существовали специ­фические торговые кварталы, располагавшиеся близ рыночных агор, при­станей и складов. Помимо перечисленных социальных групп в древнегреческих городах по­стоянно жили профессиональные военные, учащиеся гимнассий н акаде­мий, художники, актеры и ряд других представителей интеллигентного труда. Таким образом, по сравнению с городами Древнего Востока соци­альный и профессиональный состав городского населения в Греции был значительно более разнообразным, что отвечало более высокому уровню развития ее производительных сил. Судить о численности населения древнегреческих городов чрезвычайно трудно, так как сообщения древних авторов далеко не всегда достоверны. Вместимость храмов, театров, стадионов и других общественных зданий также не разрешает интересующего пас вопроса, так как многие грече­ские города. являлись центрами общенародного культа тех или иных бо­жеств или пунктами, где происходили атлетические состязания и театраль­ные действия, собиравшие большое число иногородних зрителей. Такими городами являлись священные Дельфы, где находился знаменитый оракул Аполлона; Книд, являвшийся центром культа Афродиты; Элевсин, про­славленный культом Деметры, и ряд других религиозных центров Греции. Олимпия, собиравшая огромное число зрителей во время Олимпийских игр, в промежутках между играми на целых четыре года приходила в пол­нейшее запустение, и, собственно, ее даже нельзя рассматривать в каче­стве города, так как постоянными жителями Олимпии являлись только жрецы.