Смекни!
smekni.com

Особенности развития строительства в Древнем Китае (стр. 3 из 4)

Художественной обработке таких баз уделялось большое внимание. Рассматривая базы различных эпох, можно отметить специфические черты в их трактовке, соответствующие общему архитектурному решению здания. В IV веке базы колонн рассматривались как художественное украшение, были изящными и нарядными, но впоследствии, в эпоху Мин, в пекинских монастырях и дворцовых постройках они выполняли основную роль конструктивного элемента и вновь стали массивными и простыми. Обычно сложные базы встречаются в небольших сооружениях. Крупные здания имели простые базы значительных размеров (например, в Храме неба базовый камень в плане равен 220× 220 см).

Заглубление базы в пол было различным, иногда равнялось диаметру колонны. Базы обрабатывались резьбой и выполнялись в виде цветка лотоса, части шара, вазы и т. д.

Имеющиеся в настоящее время материалы подтверждают, что в эпоху Сун уже существовали пьедесталы колонн, которые назывались «чжучжи». Впоследствии, главным образом на юге Китая, их украшали особенно эффектно. Иногда каменные пьедесталы и базы колонн сливались в одно целое.

Большое внимание в китайской архитектуре уделялось устройству платформ – террас.

Храмы и дворцы возводились, как правило, на высоких платформах. Иногда для одного здания сооружалось несколько платформ, стоящих одна на другой, тем самым создавалась ступенчатая композиция.

Высотой платформы в значительной степени определялась и высота здания Высота платформы тесно связана с назначением здания. Обычно в дворцовых сооружениях платформа имеет высоту 1,5 м и выше (например, в Храме неба, высота нижнего яруса трехъярусной платформы – около 3 м).

В рядовых зданиях платформу облицовывали камнем с очень простой обработкой профилей; в ответственных сооружениях облицовка обычно выполнялась из мрамора. Профили здесь были сложные, часто украшенные резьбой. Все отдельные элементы базы– профили и обломы – находились в определенной пропорциональной зависимости.

В каждую эпоху создавались особые каноны соотношения частей зданий, которым строго следовали китайские зодчие.

Если сравнить базы различных периодов, например, Сун и Цин, то станет очевидным различие в соотношении частей и их архитектурной обработке.

Так, платформы Цинской эпохи имеют характерный ярко выраженный контур обломов. Вся база, за исключением нижней части, постамента, решена в симметричных формах. Две массивных, равных по размерам плиты сверху и снизу оформляют среднюю часть, состоящую из трех элементов – средней так называемой поясничной части и двух симметричных обломов с профилем гуська – прямого и обратного, обработанных иониками.

База Сунской эпохи резко отличается от предыдущей как по своему общему очертанию, так и по отдельным элементам. Прежде всего она не симметрична и менее пластична, чем база эпохи Цин. Контур, базы более жесткий, ее форма выражает основное назначение – нести нагрузку здания. Особенно характерен низ базы, – упругий, как бы деформированный под тяжестью нагрузки. Он немного приплюснут и выходит за пределы всего пьедестала.

Естественно, с течением времени установленные правила в построении базы менялись в соответствий с новыми вкусами и требованиями, но принципиальная конструктивная схема оставалась прежней. Изменения в основном шли за счет разработки рельефной орнаментации на обломах баз. Как правило, сооружения эпохи Мин более скромны, сдержаны в декоре и отличаются простотой и строгостью.

В последующие периоды богатая, пышная орнаментация элементов достигает своего предельного развития; разрабатываются мотивы, взятые из растительного и животного мира, а также геометрический орнамент.

Очень интересен декор платформ дворцовых сооружений и храмов. Элементы платформы крупнее по своим абсолютным размерам, но также находятся в строго пропорциональном соотношении.

Средняя часть платформы, состоящая из двух обломов в виде классических гуськов и средней поясничной части, очень выразительна по своему очертанию и декоративной обработке. На верху платформы часто можно встретить своеобразный слив для удаления дождевой воды с площадки; он обработан в виде головы крокодила, изо рта которого вытекает вода. Размеры головы, сделанной из одного куска мрамора, в ряде случаев, достигают 2 м. Головы крокодила или других животных иногда расположены по всему периметру платформы, под каждым столбиком венчающей ее балюстрады. Они имеют как архитектурно-конструктивное, так и декоративное значение. Особенно интересны эти детали в многоярусных и круглых в плане платформах, завершенных балюстрадой.

Общая конструктивная и композиционная схема балюстрады обычно подчинена системе композиции всей платформы. В зависимости от пропорционального отношения элементов платформы устраивалась и балюстрада.

Как и платформы, балюстрады, ограждающие площадку, выполнялись в различные эпохи по-разному. Общая принципиальная схема сохранилась с древних времен, но в профилировке элементов, их пропорциональном соотношении, характере орнаментации заметны существенные отличия. Балюстрады даже одного периода имели много вариантов в трактовке деталей и их декоративной обработке. Балюстрада размещалась на двуступенчатом или одноступенчатом стилобате и состояла из ряда повторяющихся секций, которые, в свою очередь, складывались из отдельных предварительно заготовленных элементов.

Основные элементы секции – два столбика – колонки многоугольного сечения (чаще восьмиугольного), например, балюстрады Сунской эпохи или квадратного сечения (эпохи Цин).

2.3. Каркас

Платформа или стилобат являлись непременной принадлежностью китайского здания. На стилобате воздвигалась вся конструктивная основа здания, представляющая собой сборный каркас, состоящий из типовых элементов: «столбов-колонн», несущих всю нагрузку от верхних частей здания, и системы балок, карниза и стропил.

Эта структура применялась как для храмов, так и для жилых домов. Главное различие существовало в размерах построек, отделке и деталях.

В архитектуре северных районов Китая с их суровым и холодным климатом активную роль играли массивные каменные и глинобитные стены зданий.

Для юга характерны более облегченные каркасные деревянные конструкции.

Стены здания являлись лишь заполнением, своеобразной ширмой, отделяющей помещение от внешней среды. Благодаря такому функциональному разделению конструктивных элементов на несущие, несомые и ограждающие представлялись большие возможности в размещении оконных и дверных проемов в самых различных комбинациях, как это было удобно в зависимости от климатических и функционально-бытовых условий. Размещение оконных и дверных проемов, их размеры, а также расстояние между колоннами здания и их высота определялись, исходя из выработанной веками и установленной в строительстве основной модульной единицы.

Каркасная система имела большое распространение не только в деревянной, но и в каменной архитектуре, где толстые кирпичные стены являлись лишь заполнением между деревянными столбами – колоннами.

Строились здания, где конструктивная каркасная основа была из дерева, а каменные стены заполняли пролеты между колоннами на одну–две трети высоты здания. Верхняя часть стены представляла собой деревянную перегородку, в которой по всему периметру устраивались окна. Центральная часть главного фасада, где была дверь в помещение, также выполнялась из дерева.

В китайском здании, даже если оно окружено колоннами (периптер), или при устройстве портика, столб играет особую, как конструктивную, так и композиционную, роль. Столб не является только подпорой для архитрава, а служит конструктивным элементом, органически связанным через так называемую «консольную капитель» со своеобразной системой вышележащих балок. Балки воспринимают большую нагрузку от тяжелой, массивной крыши и посредством особой системы стропил передают эти усилия на столбы. Взаимопроникновение вертикальных и горизонтальных элементов здания, призванных держать всю значительную нагрузку верхней части сооружения, является специфической чертой китайского здания– павильона.

Обычно столбы делались из высококачественных пород дерева. В целях защиты дерева от загнивания внизу столба часто устраивали сквозные прорези – продухи, а также применяли различные способы обработки поверхности. В ряде случаев столб оклеивали в несколько слоев грубым материалом с последующей промаз­кой особым составом.

Колонны обычно делались круглыми или квадратными в плане. В некоторых сооруже­ниях весь ствол колонны украшали сложной резьбой стилизованного животного или рас­тительного орнамента, как, например, колонны в храме Конфуция в Цюй (начало XVI в.).


2.4. Крыша

Характерным элементом китайского здания является крыша – высокая двухскатная или четырехскатная, или сочетание этих двух форм. В храмах обычно делались двухъярусные крыши, а в башнях-падогах, входивших в состав храмового комплекса, количество крыш соответствовало количеству ярусов в них и достигало 10-12.

Рис. 1. Пагоды около Пекина

Скаты крыши имели изогнутую, провисшую форму и в углах здания загибались вверх. Соединение крыши с основным каркасом здания достигалось при помощи брусков– расположенных друг над другом ступенчатых кронштейнов. Сочленение последних получило название «доу-гун».

Доу-гун являлся не только конструкцией для равномерного распределения вертикальных нагрузок на балки и столбы, но также служил элементом, посредством которого можно было устраивать большой вынос крыши. Перекладина, поддерживающая кровлю, опирающая на доу-гун; в ряде случаев выступала вперед от оси опоры на 1 м и более.