Смекни!
smekni.com

Особенности развития строительства в Древнем Китае (стр. 4 из 4)

Являясь необходимым конструктивным элементом в экстерьере здания, доу-гун был также непременной конструктивно-декоративной деталью в решении интерьера: посредством его осуществлялся переход от стены и от колонн к потолку. Потолок, разбитый на кессоны определенных размеров, хорошо гармонировал с субструкцией переходных карнизов, состоящих из целой системы доу-гунов.

Многорядное решение повторяющихся конструктивных элементов доу-гуна, переходящих дальше в такую же сложную систему карниза, состоящую из нескольких частей, создает особую декоративность верха здания. Элементы доу-гуна напоминают стремящиеся вверх сучья деревьев. Это впечатление усиливает динамическая крыша из черепицы.

Рис. 2. Доу-гун павильона таихэдянь.

Форма доу-гуна, свойственная деревянному зодчеству, нашла также применение и в каменной архитектуре, приобретая в этом случае чисто декоративное значение.

Покрытие крыш различалось в зависимости от назначения зданий. Так общественные, культовые здания покрывались керамической черепицей, обычные жилые дома – бамбуковыми стволами расчлененными и уложенными с прикрытием одного другим, серой черепицей или просто соломой. Для храмов использовалась черепица синего цвета, в дворцовых постройках золотисто –желтого.

2.5. Планировка городов

Не менее интересным вопросом в истории китайской архитектуры является прямоугольная планировка городов Китая.

Существует несколько ошибочных теорий, приписывающих архитектурному искусству Средней Азии или Индии решающую роль в формировании прямоугольной планировки в Китае. Последние исследования китайских ученых доказывают, что принципы прямоугольной планировки городов зародились в самом Китае и в дальнейшем получили большое развитие.

В древнейшие времена был выработан своеобразный свод правил по застройке городов– «Создание государства и строительство домов», который свидетельствовал о большом внимании китайских зодчих к вопросам градостроительного порядка.

Древние китайские города строились по определенному, заранее продуманному плану. По преимуществу планировка городов была квадратной или прямоугольной, о чем свидетельствуют сохранившиеся остатки городов эпохи Чжаньго – Лучэн и Чжао-ванчэн. Чанъань и Лоян – города династии Суй (589– 619 гг. н. э.) и Тан (618–907 гг. н. э.) также имели прямоугольную планировку.О характере средневековых китайских городов можно судить по сохранившимся кварталам Тянь-цзина, Пекина и многих других городов.

Внутренняя структура города решалась обычно по традиционной схеме. Господствующая верхушка феодалов строила свои дома в наиболее благоприятной по своим природным условиям части города. В центре, в запретной части города, располагался дворец императора и административные здания. За пределами запретного города находился собственно город. Жилища простого народа размещались на периферии его, преимущественно с западной и восточной сторон, где на перекрестках больших магистралей находились городские рынки. Основная магистраль, как правило, имеющая направление с юга на север и пересекающая весь город, являлась главной композиционной осью, на которой были сосредоточены наиболее важные сооружения. Остальная территория в западном и восточном направлениях разбивалась на прямоугольные кварталы, носившие в свое время название–„ли", а впоследствии, после династии Тан – „фан". Прямые улицы и переулки связывали эти кварталы с основной магистралью. Частые междуусобные войны вызывали необходимость защищать каждый город крепостной стеной. Крепостные стены, окружавшие город с четырех сторон (по странам света), имели ворота, ведущие на большие магистрали города.

Четкая геометрическая схема планировки, ярко выраженное разделение районов при общей единой структуре города, выделение центра – все это является отличительными особенностями градостроительной практики Китая. Все улицы в городе идут по прямой линии с юга на север и с запада на восток. В настоящее время во многих городах сохранились названия районов, в зависимости от разделения их главными магистральными осями: западный, восточный, северный и южный.

Наряду с регулярной, организованной и четкой схемой города необходимо отметить удачное решение пространства. Регламентация зданий по высоте в зависимости от их назначения позволила зодчим раскрыть пространство и создать особую объемно-пространственную композицию. Обычно здания, расположенные по главной оси, являются основными в системе застройки и имеют большие размеры и высоту по сравнению с сооружениями, расположенными в восточной и западной сторонах, застроенных преимущественно небольшими жилыми домами. В общей объемно-пространственной системе города, так же, как и в планировке, четко выражено зонирование города по высоте, регламентация в зависимости от функционального назначения здания или социального положения его владельца.

Так, в соответствии с установленными правилами – традициями, идущими от различных религиозно-философских учений, большую высоту имели здания, принадлежавшие императору, затем приближенной к императору знати, придворных, чиновников и т. д. Простой народ мог строить только низкие (в один этаж) дома. Если посмотреть на силуэт города, то видно, как по мере приближения к резиденции императора, к центру города, постройки растут в высоту, как бы утверждая своими размерами могущество императора. Этим архитектурно-композиционным приемом подчеркивались значение и роль правящего класса.

Типичным примером планировки старых городов являлся Чанъань, существовавший в период династий Суй (589–619 гг.) и Тан (618–907 гг.). Город имел прямоугольные очертания. Стороны прямоугольника были ориентированы строго по странам света. Весь город был обнесен крепостными стенами, имевшими трое ворот с каждой стороны. Городскую территорию перерезала система больших улиц, пересекавших друг друга под прямым углом. Девять широких магистралей, идущих с юга на- север, делили город на районы. На севере центральной части находился дворец императора, вокруг которого размещался обнесенный крепостными стенами запретный город. Здесь были сосредоточены наиболее высокие здания. За пределами запретного города находился собственно город, состоявший из жилых кварталов и рынков. Парки были выделены особо. Таким образом, город четко делился на районы: административный, торговый и жилой. Подобная система планировки нашла распространение и в последующие века.

Рис. 3 Схема плана города Чанъань, провинция Шаньси, в эпоху Тан


Заключение

В результате проведенной работы были выявлены основные особенности развития строительства в Древнем Китае и проведен анализ исторических аспектов, повлиявших на их формирование.

Для этого были решены следующие задачи:

- изучена литература по исследуемой проблеме

- рассмотрены основные этапы развития Китая

- определены основные принципы китайской архитектуры

- выявлены архитектурно- конструктивные особенности строительства в Древнем Китае.

Можно сделать вывод, что главной особенностью строительства в Китае является его конструктивность, простота исходных строительных материалов, мастерское использование их зодчими, которые простейшими средствами, приравниваясь к природно-климатическим условиям своей страны, сумели создать из них характерные и запоминающиеся сооружения. Кроме своего ярко выраженного художественного своеобразия, строительство в Китае отличается от европейского и строительства других восточных прежде всего устойчивостью своих традиций. Все основные конструктивные и декоративные приемы сложились еще в древности и сохранялись с небольшими изменениями.

Своеобразие строительства в Китае формулируется благодаря архитектурно-конструктивным особенностям, сложившимся под влиянием исторического развития этой страны. Это и выгнутая крыша, и каркасно-столбовая конструкция домов, решение отдельных конструктивных элементов, а также общая планировка домов и городов.


Список использованных источников

1. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки архитектурных стилей: Учебное пособие – М.: Изобразит. искусство, 1993. – 384 с.

2. Всеобщая история архитектуры. Т1. Гл. ред. Михайлов Б.П. – М.: Гос. изд-во литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1987. – 680 с.

3. Глухарева О. Архитектура Китайской Народной Республики. Памятники древнего зодчества. – М: Лотос, 2001. – 632с.

4. Глухарева О, Даннике Б. Краткая история искусства Китая. – М.: Лотос, 2001 – 354с.

5. Даннике Б. Китай. – Ростов – на – Дону: Феникс, 1997. – 258 с.

6. Згуда В. Китайская архитектура и ее отражение в западной Европе – СПб: Питер, 2002. – 1120 с.