Смекни!
smekni.com

Архитектура Древней Греции 2 (стр. 4 из 7)

В последний свой период эллинистическое искусство развивалось одновременно с римским с той только разницей, что первое из них деградировало, а второе находилось в процессе становления и развития. Очень часто этот процесс протекал в одних и тех же городах, перешедших из рук греко - македонских правителей в руки римских завоевателей. Вот почему римское градостроительство считается прямым продолжением греческих градостроительных традиций.

2. Архитектура Древнего Рима.

Развитие римской архитектуры делится на два главнейших периода: республиканский и императорский. За период с IV в. до 30 г. до н. э. Римская республика из небольшого города-государства превратилась в мировую рабовладельческую держа­ву. Столица Рим стала миллионным городом, куда сходились нити эконо­мической и политической жизни поко­ренных им стран. Чрезвычайно ус­ложнилась структура государства, для управления и охраны которого по­требовался сложный военный и адми­нистративный аппарат. Возникло множество городов и военных лаге­рей, строились военные сооружения, крепости, мосты и дороги. Обшир­ная торговля и мореплавание обус­ловили строительство гаваней, скла­дов, рынков, магазинов, зданий для торговых сделок. Потребность го­родов в воде удовлетворялась с по­мощью акведуков. Усложнилась об­щественная жизнь городов. Наряду с культовыми зданиями получили развитие городские площадифо­румы, театры и амфитеатры, цирки термы. Возводились здания для нужд правительственных учреждений и местной администрации: канцелярии архивы, базилики для заседаний судей и других собраний. Строились мемориальные сооружения триумфальные арки, колонны, мавзолеи, гробницы.

Особое значение придавалось строительству утопающих в роскоши дворцов и грандиозных общественных комплексов и сооружений-фору­мов, амфитеатров, терм, рассчитан­ных на большую вместимость. Они предназначались не только для знати, но и для тысяч паразитирующих пле­беев, требовавших «хлеба и зрелищ». Рядом с грандиозными император­скими постройками стихийно росли тесные жилые кварталы с домами-трущобами для городской бедноты и рабов. Архитектура империи отразила острые противоречия древнеримско­го рабовладельческого строя.

2.1. Градостроительство

Рим в начале правления Августа (27г. до н. э.) не был еще перенаселенным городом. Он свободно развивался между холмов, где появились форумы, а также на Марсовом поле, где возникли многочисленные зрелищные сооружения, портики и храмы. Стены Сервия Туллия давно уже перестали служить границами города и были разобраны. На холмах, среди садов и живой природы располагались патрицианские

виллы. Такой буколический облик столицы империи не мог отвечать политическим и идеологическим задачам времени, вот почему период правления Августа был периодом интенсивного городского строительства.

Особо активную деятельность развил родственник Августа Марк Випсаний Агриппа, который известен был своей инженерной деятельностью еще при Юлии Цезаре. Агриппа привел в порядок древние водопроводы: Аква Аппиа, Анио Ветус, Аква Анция и Аква Тепула. Он построил два новых водопровода Аква Юлия и Аква Вирго. Последний был сооружен им с целью водоснабжения новых терм Агриппы, выстроенных в это же время на Марсовом поле. Всего в различных районах Рима было построено 700 бассейнов, 500 фонтанов, 130 резервуаров. Вокруг терм Агриппа устроил сады с портиками, скульптурой и большими бассейнами и каналами, служившими дренажами для слегка заболоченной территории Марсова поля. Этот район стал местом увеселений и гуляний для горожан, Здесь же в стороне от увеселительных сооружений был воздвигнут грандиозный мавзолей императора Августа.

Помимо водоснабжения Август уделял большое внимание противопожарному состоянию Рима. Он настоятельно советовал использовать вьющиеся растения в качестве огнезащитного средства, а также неоднократно высказывал свои суждения о том, как нужно строить жилые дома, Это он издал градостроительный указ, предписывавший строить в Риме здания не выше 70 футов (21 м).

С именем Августа связана застройка главных холмов Рима: Капитолийского и Палатинского. Так, по свидетельству римского писателя и историка Светония, на Капитолийском холме на месте более древних сооружений им были построены храмы Юпитера и Аполлона. Особое внимание Август уделял благоустройству и застройке Палатинского холма. Здесь им был воздвигнут дворец,, устроен сад, в котором размещались отдельно покои его жены Ливии, построена большая экседра с видом на Большой цирк, возведенный на склонах Палатинского и Авентинского холмов.

Большое внимание в этот период было уделено древнему римскому форуму - форуму Романум, сооружение которого уходило корнями в глубокую древность, Здесь сохранились материальные остатки царского и республиканского периодов развития города: атриум и храм Весталок, так называемые Царские чертоги, базилика Эмилия, храм Сатурна, трибуна для ораторов - Ростра и др, При Августе все обветшавшие постройки были починены. Была достроена базилика Юлия, построен поминальный храм Юлия Цезаря, заново возведен храм Кастора и Поллукса, подновлен храм Сатурна и, наконец, выстроен у подножья Капитолийского холма большой храм Согласия. Одновременно было продолжено мощение форума, начатое еще при Юлии Цезаре. В результате этой строительной деятельности форум Романум превратился в прекрасный архитектурный ансамбль, как нельзя более отражавший свою эпоху, когда греческое начало в градостроительном искусстве органически сочеталось с римским, Отсутствие жесткой прямоугольной формы и симметрии, наличие разновеликих сооружений, живописность, открытость и включение окружающего пейзажа-все это отличало древний форум от форумов императорского периода.

Одновременно с реконструкцией старой площади Август предпринял строительство нового форума, получившего его имя. Форум Августа был построен по соседству с форумом Цезаря, перпендикулярно к нему. Он представлял собою пространство размером приблизительно 50 х 100 м, окруженное колоннадой и экседрами. В конце площади, согласно римской традиции, размещался храм. Август построил храм Марса Ультора (т. е. мстителя), согласно обету, данному им во время битвы при Филиппах (42 г. до н. э. ), когда Август разбил войска Брута и Кассия.

Форум имел прекрасное мраморное замощение, напоминавшее полы в общественных зданиях. Аналогичное впечатление создавалось и при взгляде на декоративное убранство форума, в котором использовались самые дорогие породы камня и бронза. К этому следует добавить, что форум был окружен высокими 30-метровыми стенами, изолировавшими площадь от города. Фактически было создано полугородское и полуинтерьерное пространство, столь характерное для императорского Рима. На этом форуме уже не происходили оживленные народные собрания, как на древней площади, не произносились с трибуны горячие речи республиканцев. Тишина и порядок царили на форуме Августа, куда допускались далеко не все жители древней столицы.

Эпоха Августа оставила глубокий след в древнеримском градостроительстве, многие черты перешли в последующие периоды его развития.

После смерти Нерона в 68 г. и кратковременного периода борьбы за власть императором становится Веспасиан, основатель династии Флавиев, затем с 79 г. его сыновья Тит (79-80 гг. ) и Домициан (81-96 гг. ). При Флавиях строительная деятельность в Риме оживилась. Прежде всего город был расчищен, ликвидированы следы пожара и разрушений. Дворец Нерона был уничтожен и на его месте построены термы Тита. Веспасианом была закончена перестройка Большого цирка у основания Палатинского холма, восстановлен храм Юпитера на Капитолии, построен обширный форум Мира поблизости от форума Августа, но главной постройкой Флавиев по праву считается Колизей (75-80 гг. ).

Колизей был одним из крупнейших амфитеатров своего времени. Размеры его овального основания насчитывали 188 х 144 м, он мог вмещать до 50 тыс. зрителей. Градостроительное значение Колизея было огромным. До этого времени трудно сказать, какое из зданий Рима было главным с объемно-пространственной точки зрения. Колизей стал именно таковым. Когда его гигантский объем был завершен и верхний ярус построен, то он стал возвышаться даже над холмами Рима, поскольку его высота достигала 48, 5 м, а максимальное превышение холмов над долиной было около 36 м. Отныне огромная чаша Колизея заняла центрирующее положение в городе и превратилась в его своеобразное статическое ядро. По своим габаритам амфитеатр Флавиев конкурировал с Капитолийским холмом и находился с ним на одной композиционной оси, проходившей через форум Романум.

Вскоре на этом направлении была построена арка Тита, воздвигнутая в ознаменование победы Рима в иудейской войне. Арка была связующим звеном между Колизеем и форумом. Она располагалась на переломе рельефа и фиксировала направление Священной улицы (виа Сакра), проходившей по форуму. На противоположной стороне форума, у подножья Капитолийского холма, рядом с храмом Согласия был построен небольшой храм Веспасиана.[7]

Плотно застроенные городские кварталы создавали большую скученность населения и способствовали распространению заразных болезней. Жилые улицы Рима были узкими и темными. Иногда они достигали ширины 5 м при высоте домов до 20 м. Естественно, что на таких улицах царила вечная сутолока, о чем очень образно писал римский поэт Ювенал, Рим был в основном «пешеходным», Богатых горожан носили на специальных крытых носилках.

Лучшим произведением этого же периода по праву считается здание Пантеона, возведенное на останках терм Агриппы на Марсовом поле. Огромное пространство Пантеона, перекрытое куполом, являлось не только чудом инженерного искусства того времени, но и определенным этапом развития городских пространств, поскольку это сооружение было соразмерно римским форумам и в нем могло вполне разместиться около 2 тыс. человек. Кроме того, диаметр Пантеона был равен диаметру экседр форумов Августа и Траяна. Эта аналогия подтверждается также и тем, что Пантеон имел верхний просвет диаметром около 9 м, через который проникало солнце и совершало свой круг в течение дня, последовательно освещая отдельные ниши со скульптурным изображением различных богов. Слепые наружные стены Пантеона также походили на стены форумов, лишенные верхних проемов и украшенные лишь карнизными тягами.