Смекни!
smekni.com

Архитектура Древней Греции 2 (стр. 6 из 7)

Торговые города - Пальмира и Гераса. В экономической жизни Римской империи торговые города играли большую роль. Значение торговых центров было неодинаково. В одних случаях они обслуживали только данную округу, в других же это были крупнейшие торговые и ремесленные центры. Особого расцвета торговля достигла во II в., чему способствовал кратковременный мир, наступивший при династии Антонинов. Большое значение имели государственное строительство, поддержание и ремонт дорог. Провинции были пересечены удобными дорогами, на постройку которых тратилось много труда и средств. Они имели стратегическое значение, но одновременно способствовали также и развитию торговли.

Пальмира (по арабски Тадмор)-древний город. Первое поселение относилось, по-видимому, к началу II тысячелетия до н. э. В эллинистический период это был уже торговый город. Пальмира долгое время сохраняла свою независимость и попала под владычество Рима только в первые годы Империи. В 129 г. император Адриан посетил этот город, находившийся в это время на вершине своего богатства и блеска, и даровал ему право быть так называемым «свободным» (или вольным) городом с тем, однако, условием, чтобы он осуществлял

посредническую торговлю между Римом и странами Востока. Пальмира была расположена на перекрестке караванных путей, идущих от Персидского залива и Красного моря, а также от берегов Средиземного моря. Местность, в которой она располагалась, была примечательной. С запада ее ограничивала цепь холмов, с востока-оазис с пальмовой рощей и мелким соленым озером, на юге терялась за горизонтом бескрайняя Сирийская пустыня. Территория Пальмиры была ограничена крепостными стенами и ее размер-составлял около 2000 х 900 м. Эти стены были построены местной правительницей Зенобией (264-273 гг. ), решившей отложиться от Рима и образовать самостоятельное царство. Однако римские войска под руководством Аврелиана подавили восстание и восстановили власть Рима над Пальмирой, причинив городу значительные разрушения. Восстановление Пальмиры и строительство в западной ее части укрепленного лагеря относится к рубежу III и IV вв. -периоду правления императора Диоклетиана. Наибольшая достопримечательность города-главная улица — так называемая улица Колонн. Протяженность ее от храма Бэла до пересечения с улицей, идущей от Дамасских ворот, 1100 м. Она расчленялась на три прямолинейные отрезка переломами, которые были архитектурно оформлены тетрапилом и триумфальной аркой. Ширина проезжей части была 11м. Два тротуара по 6 м каждый находились под тенью портиков, за колоннадой. Колонны с коринфскими капителями имели высоту 9, 5 м и диаметр 0, 95 м. На специальных консолях колонн некогда размещались скульптурные изображения наиболее почетных жителей города. За колоннадой находились входы в многочисленные купеческие лавки и другие торговые помещения. К улице примыкали также главные общественные сооружения-сенат и агора, театр, храм Набо и др. Основным храмовым комплексом, к которому вела улица Колонн, был храм главного местного божества Бэла, находившийся в центре большого двора 205 х 210 м, окруженного стенами и колоннами. Западный конец улицы Колонн пересекался с улицей, начинавшейся у Дамасских ворот в виде несколько расширенного пространства. Она также имела на всем своем протяжении колоннады. Ее ширина насчитывала 23 м, а вместе с тротуарами-35 м.

Все постройки Пальмиры были выполнены из местного прекрасного камня, легко поддававшегося резцу скульптора и каменотеса. Изысканность пропорций улицы Колонн, сочетание эстетических принципов единства и разнообразия, благодаря членению ее на отдельные отрезки, ритмичность и монументальность-все это позволяет считать ее одним из лучших городских ансамблей римской античности, обогащенной местными архитектурными традициями.

По сравнению с Пальмирой Гераса была менее значительным торговым центром, однако это был важный в Аравийской провинции перевалочный пункт, куда сходились караванные пути из Египта к Дамаску и Пальмире.

Город располагался на склоне долины небольшой реки, дающей жизнь местному оазису. Расцвет Герасы относится ко II в. Город пересекали прямоугольные улицы. Главная улица по примеру всех городов Востока была украшена колоннадой. Перекрестки ее с поперечными улицами были отмечены те грапилами. Большой интерес представляли круглая и овальная площади Герасы. Овальная площадь у южных ворот, окруженная стройными ионическими колоннами, тщательно замощенная каменными плитами, уложенными в ряды, повторяющие ее округлые контуры, по-видимому, была торговой. Очевидно, южная часть города была предоставлена иноземным купцам. Здесь они могли отдохнуть после длительного пути и продать часть своих товаров. Об этом свидетельствуют также расположенные здесь храмы, театр и находившийся за городскими стенами огромный цирк-ипподром.

Круглая площадь Южного тетрапила диаметром 43 м также была окружена торговыми помещениями, вероятно, местных купцов. В центре этой площади были расположены четыре раскрепованных столба, фиксировавших главный перекресток города. Ведущую роль в композиции города играло святилище Деметры, в центре которого располагался храм, посвященный этой богине. Внутренний двор святилища по своим размерам (90 х 120 м) уступал святилищу Бэла в Пальмире, но был соразмерен главной площади форума Траяна в Риме. [8]

Грандиозность и монументальность были свойственны даже второстепенным городам восточных провинций. Расположенный на возвышенном месте, приподнятый на искусственный подиум этот храм доминировал над всем городом. От святилища широкая лестница (свыше 100 м) спускалась в сторону главной улицы, за которой архитектурно оформленный спуск продолжался вплоть до небольшого ручья, вдоль которого росли финиковые пальмы. Кроме южного театра в городе был еще северный театр-неподалеку от северного тетрапила, а также несколько терм. В архитектуре и планировке Герасы, как и Пальмиры, нашли свое воплощение эллинистические, римские и местные традиции.

Город-святилище Баалъбек. Римская религия значительно отличалась от греческой, в особенности в эпоху Империи, когда идея государственности была тесно переплетена с религиозным культом. Главным религиозным центром был Рим. Капитолийская триада (Юпитер, Юнона, Минерва) прочно заняла главенствующее значение в римском пантеоне богов. Конечно, в провинциальных городах Империи были свои местные религиозные традиции и культы, однако они не носили всеримского характера и занимали определенное положение в повседневной жизни городских жителей. Исключение составляли восточные провинции, где местные культы, еще недавно находившиеся во взаимодействии с эллинистической религиозной культурой, играли значительную роль в духовной жизни городского и сельского населения. Мы уже познакомились с грандиозными храмовыми комплексами Пальмиры и Герасы, однако в этих городах храмы, хотя и доминировали в застройке города, все же уступали ведущему значению торговли в жизни этих городов. В этом отношении Баальбек отличался от них. Святилище в Баальбеке было главным религиозным центром восточных провинций и прежде всего Сирии. В эпоху эллинизма поселение носило название Гелиополис. Возникновение поселения теряется в глубокой древности. Известно, что при Юлии Цезаре Сирия стала провинцией римлян. В этот период в Баальбеке возникла римская колония, получившая название Колония Юлия Августа Феликса Гелиополитана. В дальнейшем римляне воздвигли комплекс монументальных храмов, который стал объектом паломничества для многих жителей восточных провинций. Эти сооружения сохранились вплоть до настоящего времени, тогда как о собственно городе римлян, его планировке и точных границах имеется мало сведений.

Святилище в Баальбеке строилось на протяжении более двух столетий с I по III в, Оно расположилось в живописной местности в долине между снежными горными вершинами Ливанского и Антиливанского хребтов на высоте 1150 м над уровнем моря. Долина покрыта плодородным красноземом, на котором обильно растут апельсиновые и персиковые деревья и виноград. Храмовый комплекс, стоящий на искусственно выровненной площадке, доминирует над местностью и виден издалека. Он состоит из огромного храма Юпитера и расположенного рядом с ним, но ниже по рельефу храма Бахуса. Протяженность всей композиции Большого храма насчитывает около 300 м, т. е. почти равна протяженности форума Траяна в Риме. Святилище состоит из парадной лестницы, пропилеев с 12-колонным портиком, за которым следует шестиугольный в плане двор-вестибюль. Из вестибюля можно пройти в большой двор святилища (88 х 100 м), в центре которого находились жертвенник и два бассейна. Большой храм, называемый храмом Юпитера, известный ранее как храм Солнца, был сложен из крупных каменных блоков и представлял собой периптер размером в плане 50 х 90м. Сохранившиеся колонны этого храма коринфского ордера с богатым антаблементом производят монументальное впечатление. Их высота около 20 м при диаметре 2 м. Малый храм в Баальбеке, называемый храмом Бахуса, сравнительно хорошо сохранился. Его размер в плане 34 х 66 м. Он представляет собою периптер с 8 х 15 колонн. Великолепная каменная кладка из крупных блоков, резные украшения антаблемента и карниза-все эти характерные для сирийской античной архитектуры черты свойственны Баальбекскому ансамблю, в то время как строгость общего композиционного построения носит чисто римский характер.

Город-резиденция па примере дворца Диоклетиана в Сплите. Так же, как города-святилища, города-резиденции были редким случаем в градостроительной практике римлян, Главным местопребыванием римских императоров была столица, во время же походов и поездок по империи они останавливались в тех или иных провинциальных городах, устраиваясь там на временное жительство. Рим как главная императорская резиденция не знал конкурентов, Однако во времена Диоклетиана (284-303 гг. ) положение изменилось. Постоянные восстания в провинциях, общая деградация централизованной власти, кризис рабовладельческой экономики заставили императора Диоклетиана провести ряд реформ и в том числе политическую, Власть была разделена между двумя императорами (при сохранении главенства Диоклетиана) и двумя цезарями, Каждый из них имел свою резиденцию. Диоклетиан имел постоянную резиденцию в городе Никомедия (Вифиния) на азиатском берегу Мраморного моря, неподалеку от Босфора. Его соправитель Максимиан-в Медиолануме (Милане), цезарь Гай Валерий имел представительство в Сирмии (на р. Саве), а цезарь Констанций Хлор-в городе Августа Треверов (Трире). Таким образом число столиц увеличилось. Рим же, сохраняя значение столичного города, фактически не был им. Император Диоклетиан помимо официальной резиденции в Никомедии построил частную резиденцию у себя на родине в Далмации на берегу Адриатического моря в Сплите.