Смекни!
smekni.com

Архитектура Санкт-Питербурга (стр. 17 из 26)

На третьем этаже Мраморного дворца находились жилые покои, Библиотека, две гостиные для игры в карты, Китайская диванная. В корпусе по Мраморному переулку был Зал для игры в мяч.

Мраморный дворец строился так долго, что граф Орлов умер ещё до завершения работ, 13 апреля 1783 года. Здание отошло в казну. В 1796-1797 годах здесь жил пленный лидер польских конфедератов Тадеуш Костюшко. После смерти Екатерины II его освободил Павел I.

В 1796 году Екатерина II отдала Мраморный дворец своему внуку великому князю Константину Павловичу. Он стал подарком по случаю его бракосочетания с принцессой Саксен-Заафельд-Кобургской. Однако, за плохое поведение императрица выселила внука из дворца. Константин Павлович, которому в момент свадьбы было шестнадцать лет (его жене четырнадцать), стрелял в помещениях из пушки живыми крысами и издевался над своей женой.

В 1797-1798 годах Мраморный дворец занимал бывший польский король Станислав Август Понятовский. Он обитал здесь вместе со своим двором из 167 человек и 83 представителями свиты. Для приёма короля и его окружения часть Мраморного дворца была перестроена В. Бренной. Однако и после этого Понятовский жаловался на тесноту. После его смерти 12 февраля 1798 года Константин Павлович вернулся в эту резиденцию. Несмотря на это, именно в Мраморном дворце Павел I посмертно короновал Понятовского.

При Константине Павловиче в Мраморном дворце располагались большая картинная галерея, библиотека, коллекция фарфора. В Зале для игры в мяч великий князь разместил Арсенал русского и зарубежного оружия и мундиров. В 1806-1807 годах А. Воронихин переделывал малую анфиладу комнат вдоль Невы и ряд помещений по Миллионной улице. В Мраморном дворце Константин Павлович жил не часто. В апреле 1814 года он стал наместником Царства Польского и покинул Петербург.

После отъезда Константина Павловича Мраморный дворец перешёл Придворной канцелярии. Здесь сдавались квартиры придворным чинам. В 1830 году здание обследовалось архитекторами В. Очаковым и Х. Мейером. Они признали его аварийным, начался капитальный ремонт.

В 1832 году Николай I отдал Мраморный дворец своему второму сыну - Константину Николаевичу. После пожара в Зимнем дворце 1837 года здесь хранились столовое серебро и иностранная библиотека. 20 августа 1845 года был утверждён проект переустройства Мраморного дворца, который выполнил А. П. Брюллов. Перекрытие Мраморного зала было приподнято на один этаж. Рядом с ним разместилась Парадная столовая. В Парадный кабинет Константина Николаевича можно было попасть через первый зал Приёмной. Рядом с ним Брюллов создал Библиотеку, из которой был проход в Зимний сад, созданный на месте Садика. Далее - Большой зал, где устраивались концерты с участием М. Балакирева, А. Рубинштейна, Н. Римского-Корсакова. Рядом Брюллов создал Ванную в античном стиле, восстановил ликвидированные Воронихиным Турецкую и Греческую бани. Арсенал был перестроен в готическом стиле и был назван Белым залом. Здесь устраивали танцевальные и музыкальные вечера. В 1857 году в Белом зале установили орган работы Г. Метцеля. Появился подъезд со стороны Мраморного переулка. Позже появилась легенда, что именно через него Екатерина II проходила на свидания к Орлову. Из бывшего Лакового зала на Парадную лестницу был перенесён плафон "Суд Париса". Все работы были завершены к 1849 году. 29 декабря этого года великий князь Константин Николаевич и его супруга Александра Иосифовна въехали в свою новую резиденцию. С этого времени Мраморный дворец стал называться Константиновским.

Мраморный дворец вновь перестраивался в 1860-х годах. Здесь были устроены новые кабинеты, столовые, детские. Появилась электростанция, которая давала электричество не только помещениям дворца, но и фонарям на Марсовом поле. Обустроили подъёмные машины - лифты. В 1883 году здесь появился телефон. Обитатели дворца развлекались тем, что слушали через него оперные спектакли.

После Константина Николаевича дворцом владел его сын - Константин Константинович, известный под псевдонимом "К.Р.". при нём здесь проводились камерные концерты, литературные чтения, ставились любительские спектакли. В 1884-1886 годах архитектор А. К. Джиоргули переделывал помещения первого этажа по Миллионной улице: Приёмную, Опочивальню, Гулевую, Горенку. Они были отделаны в старорусском стиле, расписаны художником Ф. Седовым. Изменились также Спальня, Гостиная, Музыкальная комната, Кабинет. В 1898 году по инициативе Константина Константиновича в Мраморном дворце прошло заседание Императорского Географического общества, на котором было принято решение о строительстве ледокола "Ермак" по проекту адмирала С. О. Макарова. На заседании присутствовали Д. И. Менделеев и С. Ю. Витте.

Во время Первой мировой войны во дворце размещался госпиталь для раненых офицеров. В начале революции вдова Константина Константиновича (он скончался в 1915 году) ещё жила здесь. В 1917 году ей с детьми пришлось переехать в дом Жеребцова на Дворцовой набережной. После февральской революции в цокольном этаже Мраморного дворца разместилось Министерство труда Временного правительства. Был даже подготовлен договор на покупку всего дворца правительством за десять миллионов рублей. Однако после октября 1917 года здание было национализировано. Большая часть художественных коллекций была передана в Государственный Эрмитаж. Первое время здесь работал Наркомат труда. После переезда правительства в Москву до 1936 года во дворце размещалась Российская академия истории материальной культуры.

После ликвидации академии Мраморный дворец передали музею В. И. Ленина. Здание было перестроено для музейных целей по проекту Н. Е. Лансере и Д. А. Васильева. Были сохранены Парадная лестница, Мраморный зал. В некоторых помещениях была законсервирована художественная отделка. У входа установили броневик, с которого Ленин выступал в день своего прибытия в Петроград 3 апреля 1917 года. Музей открылся в ноябре 1937 года.

В 1992 году Мраморный дворец был передан Русскому музею. Броневик был отправлен в Артиллерийский музей. На его месте установили памятник Александру III, используя тот же постамент, на котором стоял ленинский броневик. В настоящее время в Мраморном дворце проводятся временные выставки современного искусства, экспозиции иностранных художников.

Зимний дворец

На месте известного всему миру петербургского Зимнего дворца первая постройка появилась ещё при Петре I. Здесь, на набережной Невы, находились дома графа А. Ф. Апраксина, А. В. Кикина, С. В. Рагузинского, П. И. Ягужинского и Г. П. Чернышёва. Дом Кикина позже перешёл Морской Академии.

В 1711 году Пётр I указал построить для себя небольшой "деревянный домик в голландском стиле". Он разместился на том месте, где сейчас находится Эрмитажный театр. Его Пётр I и стал называть Зимним дворцом. В 1712 году к свадьбе Петра I и Екатерины I "маленький домик" был значительно перестроен и превращён в настоящий дворец. В 1718 году перед боковым фасадом дома прорыли канал, названный по дворцу Зимней канавкой. Перестройка первого Зимнего дворца была поручена архитектору Г. И. Маттарнови. В 1716 году он возвёл новый Зимний дворец.

28 января 1725 года здесь умер Пётр I.

Через 10 лет императрица Анна Иоанновна посчитала Зимний дворец слишком маленьким и в 1731 году поручила его перестройку Ф. Б. Растрелли. Для нового строительства были выкуплены находившиеся здесь дома графа Апраксина, и Чернышёва, а также здание Морской академии. Они были снесены, на их месте и был построен к 1735 году новый третий Зимний дворец. Здесь 2 июля 1739 года состоялось обручение принцессы Анны Леопольдовны с принцем Антоном-Ульрихом. После смерти Анны Иоанновны сюда привезли малолетнего императора Иоанна Антоновича, который пробыл здесь до 25 ноября 1741 года, когда Елизавета Петровна взяла власть в свои руки.

Императрица Елизавета Петровна также пожелала переделать под свой вкус императорскую резиденцию. 1 января 1752 года она приняла решение о расширении Зимнего дворца, после чего были выкуплены соседние участки Рагузинского и Ягужинского. На новом месте Растрелли пристраивал новые корпуса. По составленному им проекту эти корпуса должны были быть пристроены к уже существующим и быть оформлены с ними в едином стиле. В декабре 1752 года императрица пожелала увеличить высоту Зимнего дворца с 14 до 22 метров. Растрелли был вынужден переделывать проект здания, после чего решил строить его в новом месте. Но Елизавета Петровна отказалась от перемещения нового Зимнего дворца. В результате архитектор принимает решение строить всё здание заново, новые проект был подписан Елизаветой Петровной 16 июня 1754 года.

В 1754-1762 годах и появилось то здание, которое возможно наблюдать сейчас. В строительстве дворца были заняты тысячи крепостных. По свидетельству очевидца:

"Вскоре от перемены климата, недостатка в здоровой пище и от дурной одежды появились разнородные болезни... Затруднения возобновлялись, а иногда и в худшем виде от того, что в 1756 году многие каменщики за неуплатой заработанных денег ходили по миру и даже, как тогда рассказывали, умирали с голода".

В 1758 году Сенатом со стройки снимались кузнецы, так как некому было оковывать колёса телег и пушек. В это время Россия вела войну с Пруссией. Не хватало не только рабочих рук, но и финансов.

"Положение работников... в 1759 году представляло поистине печальную картину. Беспорядки продолжались во всё время построения и начали уменьшаться тогда только, когда прекратились некоторые главнейшие работы и несколько тысяч народа разбрелись восвояси."

В то время Зимний дворец стал самым высоким зданием в Санкт-Петербурге. Здание включало в себя около 1500 комнат. Елизавета Петровна не дожила до окончания строительства, принимал работу 6 апреля 1762 года уже Пётр III. К этому времени была закончена отделка фасадов, но многие внутренние помещение ещё не были готовы.

Летом 1762 года Петра III убили, окончено строительство Зимнего дворца уже при Екатерине II. Прежде всего императрица отстранила от работ Растрелли, распорядителем на стройке стал Бецкой. В 1763 году императрица переместила свои покои в юго-западную часть дворца, под своими комнатами она приказала разместить покои своего фаворита Г. Г. Орлова. Со стороны Дворцовой площади был обустроен Тронный зал, перед ним появилось помещение для ожидания - Белый зал. Позади Белого зала разместили столовую. К ней примыкал Светлый кабинет. За столовой следовала Парадная опочивальня, ставшая через год Алмазным покоем. Кроме того императрица приказала обустроить для себя библиотеку, кабинет, будуар, две спальни и уборную. В уборной императрица соорудила стульчак из трона одного из своих любовников, польского короля Понятовского. При Екатерине в Зимнем дворце был сооружён зимний сад, Романовская галерея. Тогда же завершилось формирование Георгиевского зала.