Смекни!
smekni.com

Архитектура Санкт-Питербурга (стр. 9 из 26)

Новый театр был закрыт, здесь стал работать архив Главного Штаба, с 1834 года ставший Государственным. Здесь Росси для уменьшения риска пожара использовал металлические перекрытия. Свод зала поддерживают восемь металлических дуг, опирающихся на двадцать две чугунные колонны. По стенам зала архитектор разместил чугунные галереи с подъёмными чугунными полками и железными шкафами. Зал Архива стал первым подобным в России.

После завершения строительства корпусов нового здания, приступили к оформлению триумфальной арки. Её скульптурное убранство задумывалось скромнее, нежели впоследствии было реализовано. Императором Александром I был утверждён проект, предусматривающий строгий классический облик арки. Однако сменивший его Николай I посчитал нужным оформить арку как сооружение, прославляющее славу и отвагу русской армии. Тогда был разработан новый проект. При проектировании арки Росси планировал установить на ней две женские фигуры, поддерживающие российский герб. Этот замысел был одобрен Александром I, но не принят Николаем I. Тогда то и появилось решение установить здесь конную группу. Для её создания свои услуги предлагал итальянский скульптор Александр Трискорни. Из всего заказа модель летящей Славы он предлагал сделать бесплатно. Но работа была отдана русским скульпторам. Кони были вычеканены по моделям В. И. Демут-Малиновского, а колесница - по модели С. С. Пименова. Это была их первая совместная работа.

Конструктивные расчёты арки были выполнены П. Жако. По первым расчётам конструкций металлического завершения триумфальной арки и колесницы с войнами их вес составил 80 тонн. Такую тяжесть архитектор посчитал чрезмерной. Тогда директором Александровского чугуннолитейного завода англичанином М. Кларком было предложено оригинальное решение. Он предложил выполнить из чугуна только каркасы колесницы и воинов, которые надо было обложить медными листами. В результате вес скульптурной группы уменьшился в пять раз. Такой вариант и был принят. Впервые подобные фигуры были выполнены из листовой меди в технике выколотки, что вызвало сомнения у чиновников и других архитекторов.

По одной из легенд Николай I усомнился в надёжности Триумфальной арки: "А что, братец, вот иностранцы сомневаются: выдержит ли арка собственный вес". Чтобы подтвердить качество своей работы архитектор после разбора строительных лесов вместе со всеми рабочими поднялся на крышу арки. Как оказалось, сооружение выдержало их тяжесть. Торжественное открытие арки состоялось 28 октября 1828 года.

После церемонии открытия была доделана работа по скульптурному украшению арки. В ноябре 1828 года по распоряжению Росси с неё сняли две фигуры воинов для внесения в них изменений. Полностью все строительные и отделочные работы завершили в 1830 году. Всё строительство обошлось почти в 7 000 000 рублей. Из них на скульптурное оформление арки - 236 000 рублей.

Первый облик здания Главного Штаба отличается от современного. Изначально его фасад имел светло-серый цвет.

24 февраля 1900 в библиотеке Главного Штаба произошёл пожар. Сгорел круглый зал и 12 000 книг. В 1905 году круглый зал был восстановлен, над ним возвели стеклянный купол.

30 августа 1918 года в подъезде дома №6 был убит народный комиссар Северной коммуны М. С. Урицкий.

Здание Двенадцати коллегий

В 1718 году был проведён первый архитектурный конкурс в России. На конкурс выносился проект для здания, которое собирались возвести для двенадцати правительственных учреждений (Коллегий): 10 министерств, Сенат и Синод. На конкурсе победил Доменико Трезини. В основе его проекта взят принцип построения здания приказов в Москве, они стояли в одну линию вдоль Кремля. Подобную линию домов для Коллегий и предложил построить архитектор.

Строительство здания начато в 1722 году, окончено в 1742. Строительство замедлил кратковременный перенос столицы в Москву с 1722 по 1732 год, когда работы остановили. Однако при Анне Иоанновне с 1732 года работы снова возобновились. Состоит здание из 12 одинаковых частей, каждая часть принадлежала отдельному министерству. Общая длина здания составила более 400 метров. Протяжённой линией здания планировалось ограничить формировавшуюся тогда главную площадь города - Коллежскую. Главной она так и не стала, центр города после смерти Петра I был вынесен за Васильевский остров. А в начале XX века перестала существовать вовсе, когда на её пространстве построили Клинический повивальный институт. Именно из-за участия в ансамбле этой площади Здание Двенадцати коллегий не смотрит лицом на Университетскую набережную, а всего лишь выходит на неё торцом.

С этой особенностью расположения здания связана одна легенда. Будто бы собираясь однажды уехать из Санкт-Петербурга, Пётр I поручает Меншикову строительство Здания Двенадцати коллегий вдоль набережной Невы. Оно должно было стать продолжением Кунсткамеры. А в награду Пётр разрешал Меншикову использовать под свой дворец всю оставшуюся землю, что останется западнее новой постройки. Меншиков якобы рассудил, что если поставить дом лицом к Неве, то земли ему достанется совсем мало. И решил он поставить здание не вдоль, а перпендикулярно набережной. Вернувшись из поездки, Пётр пришёл в ярость. Таская Меншикова за шиворот вдоль всего здания, он останавливался у каждой Коллегии и бил его своей знаменитой дубинкой.

Каждая часть Здания Двенадцати коллегий имеет отдельное крыльцо, изначально имела свою 4х-скатную крышу. В 1734-1742 годах по проекту М. Г. Земцова и Дж. Трезини на уровне второго этажа были размещены балконы, с западной стороны устроена открытая аркада. Однако позже аркаду закрыли. В каждой части здания распланирован отдельный зал для заседаний.

В 1802 году здание передали Главному педагогическому институту. В 1819 году на его основе был создан Петербургский университет, которому предоставили часть, а затем и всё здание. Новое назначение потребовало переделок, которые были осуществлены в 1834-1838 годах по проекту А. Ф. Щедрина. Среди учеников и преподавателей университета были А. М. Бутлеров, И. М. Сеченов, А. С. Попов, П. Ф. Лесгафт, Н. Г. Чернышевский и многие другие. С 1866 по 1890 год здесь жил и работал Д. И. Менделеев, в здании расположен его мемориальный музей-архив. Его именем в 1923 году назвали улицу вдоль здания. В советское время университет носил имя первого секретаря обкома ВКП(б) А. А. Жданова.

26 февраля 2007 года перед главным входом в здание Университета был открыт памятник "Универсанту-Гению".

Дом Книги (Дом Зингера)

В 1738 году на этом участке, так же как и на соседних по набережной реки Кривуши, было размещено здание манежа Бирона. В 1749 году оно сгорело. В 1776-1777 годах здесь, на углу Екатерининского канала и Невского проспекта, было построено жилое трёхэтажное здание.

Во второй половине XIX века этот участок принадлежал некоему Имзену. При нём угловой дом был надстроен четвёртым этажом. В доме Имзена работали нотная лавка К. Ф. Гольца, книжный магазин А. Дейбнера. В 1850х годах здесь размещалось ателье первого русского фотографа Сергея Львовича Левицкого, двоюродного брата А. И. Герцена. Ателье "Светопись Левицкого" долгое время было самым популярным в Санкт-Петербурге.

К началу ХХ века немецкая швейная компания "Зингер" решила обзавестись главным офисным зданием в столице России. У "Зингера" к тому времени уже было производство в Подольске и около 3000 фирменных магазинов. Новое здание по замыслу правления должно было иметь не менее одиннадцати этажей. Его проект был поручен П. Ю. Сюзору. Выполнить это требование заказчика в полной мере архитектору не удалось из-за петербургского высотного регламента, запрещалось строить в центре города жилые здания выше Зимнего дворца (23,5 метра). Однако выход был найден. В отличие от соседних пятиэтажных зданий, окончательный проект (за счёт высоты потолков) предусмотрел семь этажей и башню на углу здания. Эта башня оказалась расположена точно по линии Пулковского меридиана. Венчается она шаром-глобусом (диаметром 2,8 метра), символизирующим глобальный размах работы компании "Зингер".

При постройке здания впервые в Санкт-Петербурге был применён металлический каркас. Такое решение позволило соорудить здесь огромные окна-витрины. Декоративная скульптура на фасаде дома была выполнена А. Л. Обером и А. Г. Адамсоном. Прохожих удивляло отсутствие здесь водосточных труб - архитектор спрятал их в стенах здания. Это было современное сооружение, долгое время вызывавшее отрицательную реакцию старых поклонников классической петербургской архитектуры.

За время работы в России "Зингер" одна из первых ввела торговлю своими товарами в кредит.

С началом Первой мировой войны "Зингер" объявила себя уже не немецкой, а американской фирмой. Однако это не уберегло её от грандиозного скандала. Контрразведка российского Генерального Штаба уличила компанию в проведении шпионской деятельности в пользу Германии.

Здание принадлежало компании "Зингер" до 1917 года, затем государство сменило его назначение и название. С 19 декабря 1919 года здесь располагается книжный универмаг "Дом Книги". Он занимает первые два этажа здания. Остальные пять - различные редакции и издательства. "Дом Книги" стал самым крупным подобным торговым учреждением в СССР. А в первое время своего существования до 1921 года здесь книги распространялись бесплатно. В 1930х годах писателем С. Я. Маршаком здесь была организована работа детского издательства "Лендетгиз", выпускавшего популярные тогда журналы "Чиж" и "Ёж". Работающее здесь издательство "Петросовет" только за первые пять лет выпустило более чем 2000 наименований литературы высокого полиграфического качества.

Во время блокады Ленинграда "Дом Книги" продолжал работать. 6 ноября 1941 года при попадании бомбы в соседнее здание (Невский пр., 30) взрывная волна выбила все стёкла в витринах. Магазин продолжил свою работу при заколоченных фанерой и досками окнах. Зимой 1941-42 годов разорвало трубы в подвальном книгохранилище. Два месяца "Дом Книги" был закрыт, его сотрудники спасали литературу. После этого торговлю вели не в стенах здания, а на лотках на улице.