Смекни!
smekni.com

Основные свойства архитектурно-пространственных форм 2 (стр. 1 из 2)

СРЕДСТВА АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ

Что такое СРЕДСТВА АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ? Описание термина.

композиционные средства, используемые для достижения наибольшей художественной выразительности архитектурного объекта и обеспечения гармонической связи всех его частей

АРХИТЕКТУРНАЯ ДЕТАЛЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ (Тезисы)

Большое разнообразие архитектурных стилей вмещает в себя современный Екатеринбург. Это образцы деревянной архитектуры, «кирпичного стиля», неоготики и необарокко, мотивы русского стиля. Сохранились великолепные памятники классицизма, эклектики, модерна. Особое место в архитектуре города занимают конструктивизм, «неоклассицизм».

Из современных стилей ярко выражен постмодернизм и так называемый Hi-Teck, решенные на основе интернационального стиля, широко применяемого в мировой архитектуре, но практически не вписывающегося в архитектурный облик исторического центра города. Это также региональный стиль, учитывающий некоторые особенности исторической архитектуры города, облик зданий формируется часто с заимствованием исторической пластики и некоторой стилизации.

Но применение детали современными архитекторами не всегда профессионально, поэтому так актуальны исследования применения деталей в исторической и современной архитектуре.

Условно исследование этого вопроса можно разделить на изучение нескольких основных аспектов:

- применение градостроительных особенностей того или иного стиля, если таковые имеются. Важность их изучения обусловлена прежде всего возможностью организации правильной композиции фасадов, так как определенные приемы применения пластики тесно завязаны с некоторыми градостроительными принципами;

- умелое применение и сочетание пластических элементов, учитывающие такие характеристики как тектоника, ритм и т.д., формирующие различные стили. Правильное их использование даст возможность получать яркие композиционные решения фасадов.

Архитектурная деталь – неотъемлемый элемент архитектурной композиции. С точки зрения композиции к архитектурной детали относятся все относительно малые, композиционно значимые пластические элементы сооружения. Законченное произведение в любом виде искусства формируется при помощи композиции. В гармонизации архитектурного произведения значительную роль играет архитектурная деталь, композиционные возможности которой огромны.

Во-первых, система архитектурных деталей способна во многом определять масштабный строй произведения, корректировать ощущения масштаба. Детали могут выражать структуру здания, зрительно увеличивать или уменьшать его размеры, придавать ему легкость или массивность. Архитектурная деталь используется для взаимосвязи масштаба человека с масштабом постройки, масштаба постройки — с масштабом города. Это осуществляется через двойной масштаб, путем введения в композицию сооружения пластических элементов, адресованных системам разного уровня. Одна часть деталей ассоциируется по своей функции с человеком (наличники, порталы, баллюстрады), создает антропогенную шкалу размерности сооружения и окружающего пространства. Другая часть — крупные детали — формирует ритмический строй улицы, площади.

Во-вторых, с помощью архитектурных деталей можно увязать отдельные постройки в единый ансамбль, выявить и подчеркнуть иерархическую связь между ними (разная степень детализации главных и второстепенных улиц, уличных и дворовых фасадов и пр.).

И в-третьих, система архитектурных деталей — это важное информативное составляющее архитектуры. Например, она помогает человеку ориентироваться в пространстве (высотные акценты как основные ориентиры в городе; портики и фронтоны как указатели входов в отдельные постройки и пр.). Архитектурные детали способны олицетворять и пропагандировать определенные идеалы общества, оказывать эмоциональное воздействие на человека, быть значительным акцентом и завершающим штрихом в композиции здания. Например, в симметричной композиции наличие одной асимметричной детали концентрирует на ней внимание и является сильным художественным акцентом (излюбленный прием древнерусских зодчих).

В современной проектно-строительной практике одновременно с усилением художественного начала в архитектуре и восстановлением утраченных культурных ценностей происходит возрождение интереса к архитектурной детали. Возможности архитектурной детали удачно реализованы во многих современных объектах Москвы и других крупных городов России. Принимая во внимание большой потенциал архитектурной детали как средства архитектурной композиции, можно утверждать, что активное использование ее возможностей позволит архитекторам существенно повысить художественную выразительность и отдельных построек, и целых градостроительных ансамблей.

Выявление приемов применения детали того или иного стиля очень важно для облика Екатеринбурга, так как способствует созданию особого стиля города в целом. Ввиду богатой архитектурной истории, город требует некоей стилевой поддержки своим памятникам, но это не должно быть слепое заимствование, это должно быть грамотное использование пластики, тектоники и так далее.

Как вариант можно рассматривать создание некоего каталога, учитывающего современные тенденции строительства, материалы, включающего в себя своеобразный набор принципов композиционного сочетания пластики различных стилей, но в контексте данного города и его стилевых и градостроительных особенностей.

Данную концепцию можно разобрать на примере одного стиля, входящего в число наиболее ярко проявивших себя в Екатеринбурге.

Стиль «сталинский неоклассицизм». Жилые дома на улице Свердлова. Здесь, помимо композиционного, силен градостроительный принцип, что также немаловажно при формировании облика здания.

Застройка этой улицы велась в середине 50-х годов жилыми домами серии 1-402, спроектированной Гипрогором, для главных улиц.

Заставляет обратить на себя внимание яркий пример комплексности решения застройки.

Каждому дому было придано значение составной части общей пространственной композиции застройки. Интересным можно считать расположение противоположных зданий, фасады зданий построены таким образом, что видовой кадр, раскрывающийся как со стороны перпендикулярных улиц, так и со всех выходов из дворов противоположной стороны, дает композиционный акцент фасада.

Принцип «тектонической правдивости» архитектурных форм:

- решение нижнего пояса зданий посредством высоких арочных проемов и карниза на втором поясе создает своеобразный ритмичный пояс, объединяющий всю улицу в единый ансамбль;

- полуциркульное завершение окон последнего этажа;

- карнизы и завершения.

Все эти градостроительные принципы помогает реализовать на фасадах именно деталь, организуя выразительные композиционные центры (пилястры, аттики, полуколонны, рельеф и т.д.), создавая ритм (балконы, оконные обрамления, детали карнизов), симметрию, тектонику здания (карнизы, обрамления оконных проемов).

Анализ архитектурного решения зданий на улице Свердлова показал важность детали в градостроительном и композиционном значении, также возможный региональный уклон. Выявление этих приемов в дальнейшем на других стилях будет способствовать выработке рекомендаций при проектировании современных зданий.

Архитектурная композиция

Основные свойства архитектурно-пространственных форм

Архитектурно-пространственные формы (в частности, здания) обладают рядом зрительно воспринимаемых свойств, которые важны для их характеристики. Вот их главные свойства.

1. Геометрический вид - основное свойство формы архитектурного сооружения, он определяется соотношением размеров формы по трем координатам пространства (ширине, высоте, глубине). Если все три измерения относительно равны, форма имеет объемный характер. Если одно измерение намного меньше двух других, форма имеет плоский характер. Если одно измерение намного больше двух других, форма имеет линейный характер.

2. Размеры архитектурной формы - свойство ее протяженности по высоте, ширине, глубине по отношению к размерам человека и в сравнении с другими смежными формами.

3. Положение формы в пространстве по отношению к зрителю; фронтальное, профильное, горизонтальное;

ближе, дальше, выше, ниже зрителя или линии горизонта.

4. Масса здания в зрительном восприятии зависит от визуальной оценки количества материала архитектурной формы. Наибольшей массой обладают кубические или шарообразные плотные формы и меньшей - многопустотные, плоские и гладкие.

5. Фактура материала - важное свойство архитектурной формы, отражающее объемный характер поверхности, в то время как текстура (рисунок) отражает линейную структуру материала на поверхности (например, текстура древесины).

6. Цвет в архитектурных композициях - свойство поверхности отражать или излучать свет разного спектрального свойства. Его характеризуют цветовой тон (оттенки), насыщенность (степень яркости цвета), светлота (отражающая способность поверхности).

7. Светотень - свойство, выявляющее распределение светлых и темных участков по поверхности формы. Светотень усиливает и облегчает зрительное восприятие архитектурной формы.

Наиболее выявляет объем и фактуру архитектурной формы направление света под углом 45° к горизонту и к вертикальной плоскости. Роль естественного и искусственного освещения архитектурно-пространственной композиции (как объемной формы, так и интерьера) в создании художественного образа особенно важна.

Качественные характеристики света - прямого, рассеянного и отраженного - связаны с ориентацией здания и состоянием естественной среды. Прямой свет может освещать южный, восточный и западный фасады сооружений, проникая в интерьеры в качестве бокового или верхнего света. Он создает радостное настроение, однако в рабочих и учебных помещениях слепит.