Смекни!
smekni.com

Неопластицизм в архитектуре (стр. 2 из 5)

В 1917 вместе с Аудом предпринял одну из первых практических попыток создания синтеза живописи и архитектуры в интерьере холла виллы Ауда в Нордвикерхоуте близ Лейдена, в котором архитектура трактовалась посредством живописи (использование открытых, чистых цветов в обработке подвесных потолков и геометрических окон). А напряжение усиливалось посредством живописи плоскостей, вписанных в архитектурное пространство.

Ведущая роль окон находится в полной гармонии с принципами "Стиля" и органически связана с про-странством интерьера.

Через десять лет в кинотеатре и дансинге Лобетт в Страсбурге, расположенных в старом здании, созданном архитектором Ф. Блонделем совместно с X. Арном, трактует абсолютно все плоскости, но уже в более крупном масштабе, следуя законам неопластицизма. Модульность пластики здесь выражена плоскостью или прямоугольной призмой посредством живописи (применение открытых, локальных цветов - красный, желтый, синий, и противоположных - белый, черный, серый).

Одной из основных тем Дусбурга были вопросы жилья, в решении которых руководствовался принципом главенства организации внутреннего пространства над общей пластикой. Он утверждал, что в основе проектирования пространства должны лежать простые геометрические пропорции, четкие конструктивные решения и рациональный подход. Вместе с этим — полностью отсутствовать произвольные формы, эмоциональность и пафос. Интерьер должен собираться как конструктор. По его мнению, каждый отдельный элемент, будучи проекцией чисто пространственной, должен быть открытым со всех точек "как кристалл, растворенный в универсальном пространстве".

В 1920 предпринял турне-конференцию по Европе (в том числе по Голландии), где близко познакомился как со Школой Баухауз, так и с направлением дадаизма в искусстве. Тогда же им было дано определение будущей архитектуры, которая должна отречься от претензий на концепцию формы, представлять сумму самостоятельных элементов, быть экономной, безордерной, монументальной независимо от места и масштаба и так далее. В 1924 в издательстве Баухауз опубликовал свою первую теоретическую работу под названием "Фундаментальные принципы неопластицизма". Оригинал опубликован в Амстердаме (1919), а затем издан в шести книгах в Мюнхене.

Во время своего кратковременного увлечения дадаизмом ван Дусбург издаёт в 1922 году дада-журнал «Мекано» как приложение к журналу "Де Стиль".

В 1927 году ван Дусбург в сотрудничестве с Гансом Арпом и Софией Таубер-Арп спроектировал интерьер кафе «Обетт» в Страсбурге. Два больших прямоугольных зала в нем украшены «элементаристской» живописью в «основных цветах» и «не цветах». Рисунки наложены на все плоскости помещения. За счет них главные линии пространства: горизонтали и вертикали «разбавлены» диагональными элементами. В композицию залов включена мебель из гнутого дерева. Освещение — простые плафоны на двух металлических трубках, закрепленных на потолке.

Как считал лидер группы «Де Стил», внешний облик здания должен определяться его планировкой. Новая архитектура «не пытается втиснуть различные по своему функциональному назначению помещения в один закрытый куб, — писал он. — Скорее она центробежно разбрасывает функциональные помещения… от центра куба. Благодаря высоте, ширине, глубине и времени… архитектура становится как бы парящей, так сказать, противодействующей силе тяжести».

По профессии ван Дусбург был архитектором, живописи же учился самостоятельно. Правоугольному построению картин Мондриана ван Дусбург противопоставил диагональное, назвав эту манеру «Контер-композицией», также представляя свои строгие по цвету и формам картины в виде моделей всеобщего творческого преображения окружающей среды. Для защиты своей художественной позиции, не совпадающей с манерой Мондриана, художник излагает свои идеи в изданном им в 1930 году журнале «Арт конкрет», вышедшем всего один раз.

Его разрыв с П. Мондрианом в 1925г. приобрел публичную огласку, тогда же Ауд отказался от сотрудничества с Дусбургом, обвиняя его в дилетантизме, хотя и гениальном. Архитектор переезжает жить в Париж, где строит собственный дом и студию в Медон - Вал-Флери (1929-30). В этой работе собраны и доведены до кульминации все концепции и принципы "Стиля".

Смерть Дусбурга ознаменовала конец группы "Стиль". Несмотря на кратковременность существования группы и преимущественно теоретическую ее ориентацию, творчество архитектора до сих пор продолжает влиять на мировую архитектуру и занимает в ней значительное место. Концепции пространства, основанные на выходе из двухмерности плоскости картины и добавлении третьего измерения, будучи в органической связи с архитектурой, которые выделил и определил Ван Дусбург, остаются живыми, состоятельными и сегодня.

Ритвельд Геррит Томас

Ритвельд Геррит Томас (Gerrit Thomas Rietveld (1889-1964)) - голландский дизайнер. Содействовал разработке канонов современного проектирования. Родился в Утрехте. Образование его закончилось в 1900, когда Ритвельд вынужден был стать учеником в магазине отца. В 19-11 - художник в частной ювелирной фирме. В 1911 открыл свою столярную мастерскую. На протяжении всех этих лет посещал вечерние архитектурные классы в Утрехте и, став свободным художником, в 1919 вошел в группу "Стиль" (1917).

Фотография его первой публичной работы - красно-голубой стул (1918) - была опубликована на страницах этого журнала.

Поворотным этапом в карьере Ритвельда от дизайна к архитектуре стало проектирование освещения ювелирного магазина "G. Z.C. Jewelry" в Амстердаме (1920-22), после чего Ритвельд спроектировал множество магазинов. Ритвельд также создал дом Шредера в Утрехте (1924) - одну из своих замечательных построек. В 1929 он начал разработку основной концепции своей жизни - "стержневую" систему жилища, основанную на изготовлении заводским способом ядра, которое включает в себя отопление, вентиляцию, канализацию и электропроводку. Жилое пространство примыкает к этому ядру. Известность приобрел как мастер-концептуалист. В довоенные годы проектирует много дешевых домов, а том числе для выставки в Вене (1830-31).

Кроме того, в годы Великой депрессии проектировал линию дешевой сборной мебели, основанной на модуле из деревянного ящика. В эти годы интерес к архитектуре резко упал, но в 1950 он получает множество как частных, так и государственных заказов.

В последние годы жизни Ритвельд был избран членом Общества нидерландских архитекторов и доктором Высшей технической школы в Дельфте и награжден орденом Оранж-Нассау и Королевским орденом Бельгии.

1899г. - учится на плотника в мастерской своего отца в Утрехте; 1904 - 1911гг. - работает чертежников в мастерской золотых изделий; обучается на вечерних курсах в Утрехтском Музее искусств и ремесел; 1906г. - ученик архитектора П.Дж.С. Клаархамера; в 1917г. работает вольнопрактикующим краснодеревщиком в Утрехте; в 1918г. знакомится с Тео ван Дусбург; собирает группу "Де Стииль"; 1919г. - открывает собственную архитектурную студию в Утрехте; первая выставка вместе с группой "Де Стииль"; 1924г. - строит резиденцию Шрёдера в Утрехте; 1927г. - начинает эксперименты с новыми материалами, такими как стальные трубки, прессованная древесина (ДСП), алюминиевые листы и слоистая древесина; 1928г. - один из основателей Международного Конгресса современной Архитектуры (Congres Internationaux d'Architecture Moderne) (CIAM); 1947 -1951гг. - преподает в Колледже искусства и науки в Роттердаме; 1950 - 1954гг. - преподает в художественной Академии в Гааге; 1951г. - большая ретроспектива работ группы "Де Стииль" в Амстердаме; многочисленные продажи; 1954г. - проектирует Голландский павильон на Венецианском биеннале; 1954 - 1958гг. - проектирует здание Института прикладных искусств в Амстердаме; 1958 - 1963гг. - строит Академию визуальных искусств в Арнхайме; 1961г. - открывает архитектурную студию вместе с Дж. ван Дилленом и Дж. ван Трихтом; в 1964г. получает почетную докторскую степень Дельфтского Политехнического института.

Дизайнер мебели и архитектор Геррит Ритвельд был значительной фигурой в так называемом "рациональном модернизме", открыв, благодаря своим экспериментам, новые способы конструирования мебели.

Дом Шредера (Rietveld Schröder House)

Самый показательный для группы «стиль» - дом Шредера в Утрехте, который создал Геррит Ритвельд (1888-1964) в 1924 г в сотрудничестве с заказчицей Трус Шредер, которая сама была дизайнером интерьеров. Он расположен на самом краю городской застройки и больше напоминает живопись Мондриана ставшую вдруг трехмерной, некий «объект», чем жилое строение. Здесь нет стандартных моделей, никаких поверхностей, соединяющихся под углом друг к другу, никакого тонкого орнамента – одни прямые углы. Все здесь изготовлено специально для дома, но сделать это смог бы любой. Никаких экзотических материалов – ни специфически обработанного камня, ни мрамора, ни изысканной кирпичной кладки, ни кусочка полированной древесины. Все поверхности просто крашенные – в различные цвета. Все поверхности просто крашенные – в различные цвета. Все фасады решены как композиция выступающих и заглубленных плоскостей и линий, они кажутся неустойчивыми и нереальными. Эта архитектура выражает ощущение пространства.

Ритвелд Шрёдерхёйс Страна: Нидерланды Город: Утрехт Адрес: Prins Hendriklaan Статус: построено в 1924 г. Назначение: памятник архитектуры, музеи и галереи Кол-во этажей: 2 Общая площадь: 125 м2 Стиль: неопластицизм Архитектор: Геррит-Томас Ритвелд

Жилой дом Шрёдера-Шредера в Утрехте, 1924г., можно считать реализацией 16 пунктов «пластической архитектуры» ван Дусбурга. Он воплощал заветы ван Дусбурга, будучи элементарным, экономичным и функциональным; немонументальным и динамичным; антикубистическим по форме и антидекоративным по цвету. Это единый объем, не замкнутый в себе, но связанный с окружающим миром. Ограничивая объем, Ритвельд выступающими плоскостями, навесами, консолями и т.д. связывает здание с окружающим пространством. Характерна и новая трактовка внутреннего пространства – отказ от членения внутренности дома примитивными комнатами-коробками. Размещенные на верхнем этаже жилые помещения с открытым трансформирующимся планом, несмотря на традиционность конструкции из кирпича и дерева, являлись примером постулированного ван Дусбургом положения о динамичной архитектуре, освобожденной от несущих нагрузку стен и ограничений, диктуемых использованием оконных проемов, разделенных импостами. Большое внимание уделено и цвету.