Смекни!
smekni.com

Правовое обеспечение Таможенного союза ЕврАзЭС (стр. 15 из 18)

Безусловно, эта задача многократно усложняется при создании общего таможенного тарифа различных стран в связи с необходимостью учета комплекса экономических интересов на межгосударственном уровне. Между тем отсутствие общего таможенного тарифа тормозило снятие внутренних таможенных границ и перенос таможенного контроля на внешний периметр Таможенного союза.

На определенном этапе развития таможенных тарифов в странах Таможенного союза произошло сближение их ставок. Так, в 1995 г. ставки таможенных пошлин казахстанского таможенного тарифа почти полностью совпадали со ставками российского тарифа. В том же году Беларусь приняла таможенный тариф, практически целиком идентичный российскому. К сожалению, в последующем удержать достигнутый в 1995 г. уровень унификации таможенных тарифов не удалось, главным образом из-за отсутствия механизма согласования тарифной политики.

В 2000-е гг. наличие расхождений в уровнях ставок таможенных тарифов государств — участников Таможенного союза создавало благоприятную почву для манипулирования ими недобросовестными импортерами, злоупотреблений хозяйствующими субъектами, затрудняло реализацию мероприятий по либерализации таможенного контроля на таможенных границах между участниками Таможенного союза, делало невозможным переход ко второму этапу формирования Таможенного союза — объединению таможенных территорий его участников в единую таможенную территорию с единым порядком регулирования внешнеэкономической деятельности.

Единый таможенный тариф в рамках Таможенного союза между Казахстаном, Россией и Беларусью был окончательно согласован между сторонами только к середине 2009 г. В настоящее время он уже утвержден и должен вступить в действие с 1 января 2010 г. Однако по ряду чувствительных групп товаров странами — участниками Таможенного союза принято решение установить переходный (адаптационный) период сроком от 3—5 до 9 лет, сохранив действие внутренних тарифов.

Отдавая отчет в том, что в реально складывающейся ситуации маловероятно достижение согласованного решения сразу по всему комплексу вопросов, связанных с введением Единого таможенного тарифа, и с учетом мирового опыта в этой области, весь перечень товаров был разделен на три основные группы:

1) товары, по которым совпадают ставки импортных таможенных пошлин. По этим товарам был зафиксирован размер ставок и достигнута договоренность, что они не будут изменяться в дальнейшем без согласования с партнерами по Таможенному союзу;

2) товары, по которым ставки импортных таможенных пошлин имеют непринципиальные расхождения и имеется возможность установить согласованную ставку путем взаимных уступок либо определить предельный размер уровня расхождений по ставкам таможенных пошлин на товары, которые не оказывают существенного воздействия на состояние экономики и доходы бюджетов;

3) товары так называемой «чувствительной» группы (особо значимые для экономики) по каждой из стран — участников Таможенного союза, по которым имеются принципиальные расхождения и требуется применение протекционистских мер.

На основе такого разделения страны — участники Таможенного союза планируют присоединиться по ряду товаров к уровню ставок Единого таможенного тарифа поэтапно, чтобы не нанести ущерба своим производителям. В частности, в казахстанский список таких товаров входят следующие: сырье для пищевой и химической промышленности, бумага и картон, фармпрепараты и медицинское оборудование. Ввоз же технологического оборудования, станков и других средств производства из третьих стран для реализации приоритетных инвестиционных проектов будет подпадать под режим целевого импорта в рамках Закона Республики Казахстан «Об инвестициях», то есть ввоз будет осуществляться по прежним ставкам.

Например, удалось сохранить действующий мягкий режим на импорт в Казахстан нефтегазового оборудования из дальнего зарубежья. Другим примером является сахар, на который будут сохранены действующие в республике нулевые ввозные пошлины до 2019 г. Казахстан сегодня лишь на 60 % обеспечивает свои потребности в сахаре за счет внутреннего производства, к тому же ряд сахарных заводов работает на импортируемом сахаре-сырце, поэтому устанавливать вслед за Россией высокие импортные ставки (до 35 %) Казахстан отказался, обеспечив для кондитерской промышленности республики потенциальные конкурентные преимущества, в том числе и на российском рынке.

Однако по истечении оговоренного по каждой чувствительной товарной позиции «адаптационного периода» начнет действовать единый импортный тариф. Поэтому необходимо за предстоящие 5—9 лет «адаптационного периода» (для каждого вида товара он свой) постараться вывести все чувствительные производства на конкурентоспособный уровень.

Что касается предстоящего присоединения стран Таможенного союза к ВТО в условиях продолжающейся экономической рецессии, то Единый таможенный тариф должен учитывать особенности обеспечения рентабельности производства, приемлемый уровень рентабельности, структуру и особенности формирования издержек производства. Необходимо обеспечить баланс между разумным протекционизмом и здоровой конкуренцией, обеспечивающей поступательное развитие национальных экономик, оценить общий уровень протекционизма и его соответствие положениям Уругвайского раунда. Кроме того, требуется проанализировать и смоделировать последствия приведения системы тарифного регулирования стран Таможенного союза к нормам ВТО, сделать предложения о формировании и применении разрешенных ВТО инструментов нетарифной защиты в качестве меры, компенсирующей тарифное открытие рынков.

Мировой опыт свидетельствует о том, что подлинная политическая или экономическая интеграция невозможна без наличия в рамках данного межгосударственного объединения некоего наднационального органа, решения которого были бы обязательны для всех его участников, а невыполнение какой-либо страной коллективно выработанного и принятого постановления влекло бы за собой применение определенных санкций со стороны этого наднационального органа, если, конечно, под понятием «экономическая интеграция» иметь в виду не просто кооперацию, а процесс сближения и взаимоприспособления национальных хозяйств, сопровождающийся проведением согласованной экономической политики, созданием институтов, которые вместо национальных государств частично принимают на себя выполнение определенных функций в области экономики и законодательства, в результате чего возникает общее, а затем единое экономическое и правовое пространство, освоение которого уже не является исключительно задачей национальных государств.

Мировой опыт экономического сближения развитых и развивающихся стран, а также анализ экономических взаимоотношений между государствами ЕврАзЭС указывают на неизбежность прохождения ряда объективно необходимых этапов интеграции от ее начальных форм — зоны свободной торговли и таможенного союза к более продвинутым — единой таможенной территории и общему рынку товаров.

Эволюция торгово-экономического сотрудничества государств ЕврАзЭС включает основные, параметры последовательного формирования общего рынка товаров:

- торгово-тарифная политика между государствами, формирующими общий рынок товаров;

- торговый режим с третьими странами;

- нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности;

- применение административных рычагов управления;

- косвенное налогообложение (налог на добавленную стоимость и акцизы);

- платежно-расчетные отношения во внешней торговле;

- валютное регулирование и валютный контроль во внешнеторговой деятельности;

- организация таможенного дела;

- учебные и общественные организации.

Считается, что каждый новый виток интеграции должен вызреть. Любая поспешность неминуемо приведет к сбою экономического механизма на последующем витке. Таким образом, перспектива положительных сдвигов в развитии взаимной торговли стран ЕврАзЭС зависит, с одной стороны, от выхода этих стран из экономического кризиса и подъема их национальных хозяйств в ходе рыночных реформ, структурной реорганизации экономики и повышения ее эффективности, а с другой — от развития интеграционного сотрудничества, практической реализации проблем, связанных с поэтапным формированием общего рынка товаров.

Процессы эти сложные, и в отдельных государствах ЕврАзЭС развиваются неоднозначно. С учетом реально складывающейся ситуации на современном этапе следовало бы сосредоточиться на «обустройстве» Таможенного союза, на решении таких первоочередных задач формирования общего рынка товаров, как введение в рамках Таможенного союза Единого таможенного тарифа и единых мер нетарифного регулирования внешней торговли, единого порядка валютного контроля; согласование налоговой политики при осуществлении внешнеторговых операций; создание благоприятных условий для вхождения государств — участников Таможенного союза во Всемирную торговую организацию; обустройство внешних границ Таможенного союза и организация надлежащего таможенного контроля на этих границах; создание механизма реализации достигнутых договоренностей и согласования принимаемых решений.

Некоторые позитивные подвижки, наметившиеся в развитии национальных экономик ряда стран ЕврАзЭС, дают основания полагать, что процесс сокращения взаимных торговых операций большинства стран ЕврАзЭС в условиях мирового экономического кризиса и некоторого снижения их интереса к многостороннему сотрудничеству является временным и в среднесрочной перспективе может быть преодолен. Именно посткризисное состояние национальных экономик стран ЕврАзЭС, реальная перспектива оказаться после кризиса на задворках мировой политики и экономики подталкивают государства ЕврАзЭС к более тесному взаимодействию.