Смекни!
smekni.com

Правомерное поведение и правонарушение (стр. 3 из 4)

Небрежная вина в поведении водителя будет тогда, когда перед выездом в рейс он не проверил технического состояния машины; маши­на же оказалась неисправной, и в результате этого произошло автопро­исшествие.

В первом случае водитель предвидел возможность совершения правонарушения, поскольку знал, что управляет неисправной машиной. Во втором случае водитель не предвидел возможности наступления вредных последствий, но мог и должен был их предвидеть. Чтобы избе­жать автопроисшествия, ему нужно было ответственно отнестись к сво­им обязанностям: проверить техническое состояние машины перед выез­дом в рейс и устранить имевшиеся неисправности.

При отсутствии вины (субъективной стороны) признание какого-либо действия (бездействия) правонарушением является также нарушением, имя которому в сфере уголовного права - «объективное вменение». Субъект не только не хотел, но и не мог и не должен был предвидеть наступления вред­ных последствий от своего действия (бездействия), а его в наступлении этих последствий обвиняют - вот этот произвол и называется «объективным вме­нением». В отечественной истории такие нарушения расцвели в 30-е годы, когда обвинения типа «вредитель», «враг народа» приобрели широкое рас­пространение без всяких на то оснований[14].

2.3. Основные виды правонарушений

Все правонарушения по степени общественной опасности подразделяются на преступления и проступки.

-Проступки — это такие правонарушения, которые характеризу­ются меньшей степенью общественной опасности по сравнению с пре­ступлениями и посягают на отдельные стороны правового порядка, существующего в обществе.

В зависимости от сферы общественных отношений, ко­торым причиняется вред в результате противоправного пове­дения, проступки подразделяются на дисциплинарные, админи­стративные и гражданские правонарушения.

Дисциплинарный проступок - это общественно вредное нарушение тру­довой, исполнительной, учебной и иной дисциплины, то есть нарушение обязательного порядка деятельности учреждений, предприятий и иных кол­лективных образований. Эти проступки дезорганизуют работу, а дезорганизация является общественно вредным состоянием управленческих отноше­ний. Прогулы, опоздания на работу, нетрезвое состояние при исполнении служебных обязанностей, невыполнение распоряжений администрации - все это примеры дисциплинарного проступка[15].

Административный проступок— правонарушение, посягающее на установленный законом общественный порядок, на отношения в облас­ти исполнительной и распорядительной деятельности органов госу­дарства, не связанные с осуществлением служебных обязанностей. Ад­министративными проступками являются, например, нарушение правил противопожарной безопасности, санитарной гигиены на государствен­ных и частных предприятиях, безбилетный проезд в общественном транспорте.

Гражданские проступки (деликты) - также общественно вредное по­ведение, нарушающее урегулированные нормами права имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.
Публичные высказывания, публикации в печати, унижающие честь, до­стоинство и деловую репутацию гражданина, действие (бездействие), при­чиняющее ущерб имуществу, неисполнение обязательств, прежде всего не­выполнение договора, нарушение авторских прав и т. п. - все это примеры деликтов.

- Преступленияэто общественно опасные, противоправ­ные, виновные и наказуемые деяния (действия или бездей­ствие), причиняющие существенный вред, охраняемым уголов­ным законом общественным отношениям или создающее угрозу причинения ущерба[16].

Как видно из данного определения, преступления отли­чаютсяповышенной степенью опасности и причиняютболее тяжкий вред личности, государству, обществу.

По объекту преступного посягательства преступления де­лятся на преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности, против собственности, правосудия, государственного и обще­ственного строя и т. д.Преступления влекут за собой применение мер уголовного наказания.

3. Проблемы причин преступности и других правонарушений.

В предыдущих главах мы рассмотрели правомерное поведение и его противоположное явление - правонарушение. Остается еще один, может быть самый важный вопрос: каковы же социальные причины правонарушений и, соответственно, общественного ответа на них в виде юридической ответственности.

В любом государстве и обществе источником причин и условий преступности являются социальные противоречия, их негативные противоположности и степень обострения[17].

Система таких противо­речий многообразна: между новым и старым, борьба между которыми составляет основу прогресса, классовые противоречия, иные социаль­ные противостояния, экономические, политические, управленческие, психологические, идеологические, правовые.

При этом материальное благополучие общества далеко не всегда обусловливает низкий уровень преступности. Примером этому служат практически все индустриально развитые страны Америки и Европы.

Классификация причин и условий преступности и преступлений проводится по многим критериям[18].

По уровню различают:

- причины и условия преступности в целом (они иногда именуются общими причинами),

- причины и условия отдельных групп преступлений — организованных, несовершеннолетних лиц, неосторожных и пр.,

- причины и условия каждого совершенного преступления.

По содержанию, причины и условия дифференцируются характе­ром социальной негативности на психологические, экономические и пр. Причины преступности и преступлений имеют социально-психо­логическое содержание. Содержание же условий — самое разнообраз­ное: социально-психологическое, экономическое, социальное, право­вое, организационное и проч.

По близости к преступности и преступлениям выделяют условия непосредственные и опосредованные, ближайшие и отдаленные. В ме­ханизме причинно-следственной связи существенную роль играют внутренние и внешние противоречия, возникающие внутри общества и государства и во взаимодействии их с внешним миром.

По историческим периодам применительно к России можно го­ворить о причинах и условиях преступности прошлого и настоящего, т.е. доставшихся от досоветского, советского и постсоветского периодов.

Проблема причин преступности изучается уже давно как зарубежными, так и отечественными специалистами. Интересно проследить эволюцию концепций о причинах преступлений в отечественной теории права[19].

В отечественной теории права в 30-50-е годы считалось, что в основе соци­альных корней преступлений лежит эксплуататорский строй, капитализм с его апофеозом частной собственности, постоянным обнищанием трудящих­ся, недобросовестной конкуренцией, нравственным разложением общества, ограблением народа и т. п. Социализм же как антипод капитализма, заменяя частную собственность общественной собственностью, ликвидирует соци­альные корни преступлений и не должен иметь преступность.
На этой теоретической основе в 20-е годы были сделаны отчаянные по­пытки полностью ликвидировать преступность, вплоть до того, что так на­зываемых социально опасных элементов, якобы потенциальных преступни­ков, без следствия и суда выселяли из городов в исправительные лагеря, а к некоторым применялись «самосудно» и более суровые меры.
Но время шло и, к удивлению строителей социализма, сохранились и в со­циалистическом обществе воры, бандиты, насильники и иные преступники. Более того, социализм породил и совершенно оригинальные виды преступле­ний - «самовольный уход с работы» (1940 год), «обвешивание и обмеривание», «выпуск недоброкачественной продукции», «невыработку трудодней», «спеку­ляцию», «извлечение нетрудовых доходов».
Надо было как-то объяснить эти социальные явления, обозначить их со­циальные корни, не подрывая общей трактовки социализма как строя, кото­рому предназначено ликвидировать преступность, поскольку в его основе лежит общественная собственность.
Тогда-то появилась в философских, юридических, социологических рабо­тах концепция причин преступлений, которую можно назвать «сознательной». Объяснение было сведено к личности преступника, у которого, де, сохраняют­ся «пережитки капитализма в сознании». Этими «пережитками капитализма в сознании людей» и объяснялось длительное существование правонарушений, прежде всего преступлений, при социализме.
Однако в 60-е годы эта концепция стала подвергаться критике, прежде всего за то, что не могла объяснить наличие «пережитков капитализма» в со­знании нового поколения людей, не знавших «нравов» капитализма, не жив­ших в капиталистическом обществе.
На смену этой идеалистической концепции некоторые ученые выдвину­ли биологическую концепцию, в которой утверждалось, что существует генетическая предрасположенность к преступной деятельности, к патологи­ческим изменениям в психике, которые в конце концов сформируют из че­ловека преступника. Речь шла о так называемой бытовой преступности — воровство, убийства, насилие и т. д.
Однако связь преступного поведения с генетическим кодом, осталась недо­казанной, особенно на примере близнецов, когда один из них становился пре­ступником, а другой - вполне законопослушным гражданином. В случае же, когда оба близнеца оказываются правонарушителями, также нельзя было опре­делить, что здесь первопричина - общее воспитание или генетика. И эта кон­цепция оказалась также несостоятельной.
В конце 70-х годов в отечественной теории права внимание было обращено на реальные, материальные условия социалисти­ческой системы, на особые противоречия социализма, его коренные недо­статки и иные социальные факторы, послужившие условиями, порождающи­ми преступность, на то, что замена частной собственности общественной не исключила даже имущественные корыстные преступления.

Переход к рыночным отношениям в РФ приобрел ярко выраженный криминальный характер. И опять-таки пришлось пересмотреть теорию о причинах преступлений.