Смекни!
smekni.com

Традиционные правовые системы: Китай (стр. 4 из 5)

Широко распространенной практикой в применении наказаний в средневековом Китае стало предоставление возможности избежать или сократить срок вынесенного наказания (в случаях, когда совершенное преступление не входило в описанный перечень 10 зол) с помощью материального откупа или осуществлением определенной физической работы.

Так, наказание битьем палками можно было заменить работой в месяцах, либо пересчетом на серебро, зерно и т.п. Однако возможность откупиться от наказания предоставлялась не всем и при наличии определенных условий. Принимались во внимание возраст, социальное положение, состояние здоровья, род занятий, характер преступления и вид наказания. Дозволялся откуп для гражданских и военных чиновников за совершение лично-бескорыстных преступлений. Взамен всех видов наказаний откуп дозволялся для лиц старше 75 и моложе 15 лет.

Семейное право. Брак.

Конфуцианские каноны тесно связывали традиционное уголовное право с нормами брачно-семейного права. Китайская семья строилась согласно представлениям о семье как о первичной социальной ячейке, функционирующей на основе естественных законов в общей системе социального порядка. Первейшей целью брака было обеспечение физического и духовного воспроизводства семьи, которое достигалось рождением прежде всего мужского потомства. Отсутствие потомства рассматривалось конфуцианством как проявление сыновней непочтительности, наиболее тяжким из других видов непочтения к родителям.

Для заключения брака было необходимо соблюдение ряда условий. Брак заключался семьями жениха и невесты или самим женихом и семьей невесты и скреплялся частным соглашением, нарушение которого влекло не только определенные материальные потери, но и наказание в уголовном порядке старших в семье. Традиционное убеждение, что брак – это соглашение между не только живыми, но и умершими предками, крайне заинтересованными в приобретении жены и ее плодовитости, находило внешнее выражение в соответствующем ритуале сватовства, включавшим в себя не только дары от семьи жениха семье невесты, но и молебен в храме предков.

С глубокой древности сохранилось также правило, что жених и невеста не должны носить одну и ту же фамилию, чтобы ненароком не смешать родственные семьи. Однако скудность семейных фамилий в китайском обществе предопределила постепенное утрачивание важности этого правила.

Возраст брачного совершеннолетия в кодексах не закреплялся. Как правило, он варьировался вокруг цифр 15 – 16 лет для мужчин и 14 – 15 лет для женщин. Однако были зафиксированы верхние пределы брачного возраста: для мужчин – 30, а для женщин – 20 лет, как бы фиксировавшие пределы терпения предков на непочтительного потомка. В соблюдение данных пределов было вовлечено и государство, следившее за тем, чтобы они не нарушались. С этой целью, по свидетельству упомянутой ранее "Чжоу ли", особый чиновник составлял списки мужчин и женщин, достигших предельного возраста, и наблюдал, чтобы все тридцатилетние мужчины брали себе в жены девушек, достигших 20 лет. Был распространен обычай помолвки еще не родившихся детей.

Развод в китайском традиционном праве, в отличие от большинства других восточных правовых систем, не только разрешался, но и поощрялся или прямо предписывался под угрозой уголовного наказания в случае "нарушения супружеских отношений". Имелось в виду, например, причинение вреда путем побоев, оскорблений, ранений и пр. самому супругу или его родственникам. Требование развода, таким образом, могло предъявляться не только супругами, но и членами их семей. "Ли" предписывали развод мужчине под угрозой наказания, если жена "не оправдала надежд предков", была непослушна свекру и свекрови, бесплодна, распутна, завистлива, болтлива, тяжело больна, а также если она воровски использовала семейное имущество.

Возможности женщины оставить своего мужа или наоборот, протестовать против развода, были незначительны. Согласно древним правилам, жена должна была оставаться с мужем в "жизни земной и загробной", ей нельзя было второй раз выходить замуж. Но и мужу, требующему развода без оснований, грозила каторга. Он не мог развестись, если жене некуда было уйти, если она носила траур по его родителям и пр. Ответственность мужа за жену выражалась и в том, что при всех ее правонарушениях, кроме тяжкого преступления и измены, она выдавалась ему на поруки.

Глава семьи выступал в роли ее властителя, хозяина имущества. Характерный факт: понятие "отец" выражалось на письме иероглифом, изображавшим руку, державшую прут – символ наказания за непослушание членов семьи: жены, детей, младших родственников. За избиение жены муж наказывался значительно менее сурово, чем жена за избиение мужа. До определенного исторического момента (предположительно – рубежа новой эры) отец мог продавать своих детей, кроме старшего сына, пользовавшегося рядом преимуществ перед другими детьми. Безнаказанность убийства отцом, матерью, дедом и бабкой по отцу сына, внука, невестки, явившегося следствием нанесения им побоев, вообще сохранилась до XIX в. Также наказывались сыновья, внуки, пытавшиеся без разрешения отделиться от семьи или присвоить часть семейного имущества.

Правовой статус отдельных групп населения.

Рассмотрение вопроса о лицах как субъектах права в традиционном обществе тесно связано с выявлением правовых различий отдельных социальных слоев, сословий, групп населения. Китайское традиционное право не знало европейской концепции субъективных прав личности, гражданина, индивида, берущей свое начало еще в античном мире. В китайских кодексах и официальных документах правовое положение личности определялось термином "сэ" ("цвет"), указывающим на принадлежность индивида к той или иной социальной группе, члены которой обладали теми или иными правами и строго фиксированными обязанностями.

Их выполнение обеспечивалось жесткой системой уголовных наказаний. Несмотря на те или иные изменения, в социальной структуре Китая во все времена выделялись в основном три социальные группы:

1. "Благородные" люди: привилегированная родовая аристократия, состоящая из верховного правителя, его родственников и приближенных, местных правителей с их родственниками и приближенными, а также главы клановых объединений;

2. "Добрые" люди: свободные люди, крестьяне – общинники;

3. "Подлые" люди: рабы, находившиеся в услужении у представителей знати.

Усиление процессов централизации, формирования сильного аппарата государственной власти привело к выделению в Китае социального слоя, представители которого так или иначе были включены в управленческую систему. Сословной перестройке способствовала и политика легистов, направленная против родовой аристократии. По реформе Шан Яна впервые была введена официальная торговля рангами знатности, которые освобождали от трудовой повинности. Формально путь к должности чиновника был открыт для всех лиц, получивших конфуцианское образование и сдавших экзамены, однако в действительности образование было доступно практически только детям чиновников и состоятельных людей. Подготовка кадров велась в Академии Ханьлинь, ставшей по повелению императора участницей кодификаторской работы. Право все более строго стало проводить различия не только между "добрыми" и "подлыми" людьми, но и между двумя категориями свободных, т.е. между лицами, обладающими чиновническими должностями и служебными рангами ("гуань") и простыми людьми ("байсин").

И среди "добрых", и среди "подлых" людей, также не было равенства. Например, при поступлении на государственную службу среди "байсин" преимуществом пользовались земледельцы, во время мобилизации сначала брали лиц купеческого происхождения и лишь затем земледельцев. В особом положении находились богатые купцы и ремесленники. Сословные границы, отделяющие их от "благородных", могли быть преодолены путем покупки почетных должностей и званий. Сословие "подлых" людей со временем стало включать в себя рабов казенных и частных, а также полусвободных, домашних рабов ("буцуй"). Упомянутые династийные кодексы приравнивали "буцуй" к скоту или другому имуществу, однако на практике основная категория домашних рабов рассматривалась в качестве младших членов семьи.

Для казенных рабов срок службы ограничивался. По достижении 60 лет, согласно Танскому кодексу, казенные рабы освобождались от рабской зависимости, а в 70 лет становились свободными, и их вносили в списки свободного населения.

По положению достаточно близко к рабам стояли неполноправные свободные: арендаторы частных земель, батраки. Действующая в Китае с III до VIII в. н.э. надельная система фактически превращала основную массу крестьян в арендаторов государственных земель, однако крах этой системы и развитие крупнопоместной земельной собственности привели к росту числа безземельных и малоземельных крестьян и арендаторов, попадавших в зависимость от крупных землевладельцев. Неполноправная группа свободных состояла вплоть до XIII в. из лиц, находящихся в зависимости от "сильных домов". Самовольное наказание хозяевами зависимых от них работников было запрещено лишь в 1797 г.

По мере расширения круга образованных людей ("шеньши") среди них стал выделяться относительно небольшой слой лиц, причастных к государственной службе, и другой слой лиц, не получивших должностей и рангов, и уже в силу своего положения ставших ревностными проводниками государственной политики на местах, в органах общинного самоуправления.

Регулирование имущественных отношений.