Смекни!
smekni.com

Транспортное обеспечение внешней торговли: основные понятия и определения (стр. 5 из 8)

На основании ст. 5 Соглашения между РФ и Ираном о меж­дународном автомобильном сообщении 1992 г. перевозчики обеих стран имеют право осуществлять без разрешений перевозки экс­портно-импортных грузов между Россией и Ираном.

Перевозки грузов транзитом по территории другой договариваю­щейся стороны, а также из трех стран на территорию другой дого­варивающейся стороны и с территории другой договаривающейся стороны в третьи страны будут осуществляться на основе разреше­ний, выдаваемых компетентными органами России и Ирана.

Разрешений не требуется на перевозки автотранспортными средствами следующих грузов: а) выставочных грузов; б) спортив­ных грузов для проведения спортивных соревнований; в) тел умерших; г) почты; д) поврежденных автотранспортных средств; е) личного домашнего имущества при переселении; ж) грузов, предназначенных для гуманитарной помощи.

При выполнении перевозок перевозчики обязаны заранее за­страховать автотранспортное средство в соответствии с установ­ленным порядком страхования гражданской ответственности.

Федеральный закон РФ «О государственном контроле за осу­ществлением международных автомобильных перевозок и об от­ветственности за нарушение порядка их выполнения» от 9 июля 1998 г. определяет правовые основы мер по усилению государст­венного контроля за соблюдением порядка осуществления между­народных автомобильных перевозок на территории РФ грузовыми транспортными средствами или автобусами, принадлежащими как российским, так и иностранным перевозчикам.

Международная автомобильная перевозка — перевозка транс­портным средством грузов или пассажиров за пределы террито­рии РФ или на ее территорию, а также транзитом через территорию РФ.

Международные автомобильные перевозки иностранными пе­ревозчиками по территории РФ осуществляются в соответствии с российскими разрешениями и многосторонними разрешениями. Порядок выдачи разрешений определяется Правительством РФ.

Российские перевозчики допускаются к международным авто­мобильным перевозкам при наличии лицензии на этот вид дея­тельности.

Транспорт в прошлом и нынешнем веке

Темпы развития и качественные перемены на транспорте в XX веке сравнимы по своим мас­штабам с тем, что было достигнуто в целом за всю его предыдущую историю. В результате не только колоссально возросло значение транспор­та, но и более зримо проявилась его роль как важ­нейшего звена инфраструктуры. Развитие транс­порта и других средств коммуникаций определяет не только «освоение» и структуризацию прост­ранства, то есть в принципе экстенсивный про­цесс экономического роста, но и качественное со­вершенствование экономики, то есть процессы интенсивного роста. В этом смысле сфера комму­никаций, включающая перемещение теперь уже не только материальных объектов, но и вирту­альных ценностей (информации), превратилась в ключевую. Соответственно ее функционирова­ние становится важнейшим фактором развития и экономики, и общества в целом.

Именно тогда возникают новые транспортные отрасли, либо не существовавшие ранее, либо де­лавшие до того свои первые шаги. В новом, XX столетии они начнут уже практически функ­ционировать и станут важнейшими компонента­ми мировой экономики. Речь идет об автомо­бильном, авиационном и трубопроводном транс­порте.

Основной традиционный вид транспорта – морской, на который приходится наибольшая часть грузооборота, особенно в международных пере­возках, претерпевает в XX в. колоссальную транс­формацию. Радикальный прогресс меняет все тех­нические характеристики: типы судов, их разме­ры, грузоподъемность, скорость, безопасность эксплуатации и т.д.

На суше в XX в. железнодорожный транспорт вытесняет гужевой, который исчезает в развитых странах, хотя и сохраняется в наиболее отсталых и отдаленных регионах. Однако вскоре после сво­их первых успехов железные дороги начинают испытывать сильнейшую конкуренцию со сторо­ны автомобильного транспорта. Хотя за это вре­мя территории европейских стран и США покры­ваются густой сетью железных дорог и целый ряд «великих железнодорожных магистралей», в том числе в России, прокладываются на расстояния в тысячи километров, развитие этого вида транс­порта к началу XXI столетия явно замедляется. Очевидно, что он сосредоточивается на грузопе­ревозках на дальние расстояния, тогда как грузо­потоки на короткие и частично на средние рас­стояния составляют сферу работы автомобиль­ного транспорта.

Динамично меняется и ситуация с перевозкой пассажиров. При общем быстром росте происхо­дит перераспределение пассажиропотоков между видами транспорта. Межконтинентальные пере­возки все больше осуществляются воздушным транспортом, тогда как пассажирские суда сни­жают долю своего участия, переключаясь на круизное обслуживание. На суше железнодорожный транспорт теснят автомобили, особенно на ко­ротких и средних расстояниях. Внутренний вод­ный транспорт в основном переходит на обслужи­вание туристов, сохраняя свою роль в перевозке пассажиров лишь в наименее обжитых, мало раз­витых регионах.

В том, что касается перевозки грузов, весьма специфично положение с наливом, к которому относят сырую нефть, нефтепродукты, некоторые жидкие химикалии и сжиженный газ. Перво­начально эти грузы перевозили в цистернах по железным дорогам и на специальных морских или речных судах (танкерах). Однако затем в свя­зи со стремительным ростом потребностей миро­вой экономики, прежде всего в нефти и газе, воз­ник новый вид транспорта — трубопроводный. Наибольший его подъем приходится на вторую половину и особенно на конец прошлого столе­тия. Существующие проекты, включая те, кото­рые уже реализуются, свидетельствуют, что раз­витие этого транспорта будет быстро продол­жаться и в нынешнем XXI столетии.

Беспрецедентно быстрое развитие мирового транспорта в XX в. стало возможным в значи­тельной степени благодаря созданию его мощной инфраструктуры. Финансирование транспортно­го строительства было во многом результатом энергичного вмешательства государства даже в странах с так называемой либеральной экономи­кой (например США), не говоря уже о странах со­циалистических (СССР, КНР) или авторитарных (довоенные Германия, Италия и т.п.).

Значение инфраструктурных сооружений в развитии мирового транспорта можно проиллюс­трировать той ролью, например, которую сыгра­ли морские каналы. В результате их функциони­рования экономически целесообразными стали новые гигантские грузопотоки в межконтинен­тальной торговле.

Намного возросли количество и техническая оснащенность морских портов (только крупных насчитывается несколько тысяч). Благодаря же­лезным дорогам, автомобильным коммуникаци­ям и речным путям они оказались интегрированы в сети наземных транспортных систем. Бурное развитие электронных средств связи, глубоко пронизывающие эти транспортные системы, все больше превращает транспортную инфраструк­туру в материальную базу процесса глобализации мировой экономики. Формируется мировая транспортная система.

Сущность перемен в перевозке грузов в этот период заключалась в том, что многолетние уси­лия по рационализации и удешевлению техноло­гий транспортных операций, наконец, увенчались успехом. Если в перевозках массовых, сырьевых (навалочных, насыпных, наливных) грузов это привело к укрупнению партий товаров («отпра­вок» по транспортной терминологии), то в пере­возке генеральных грузов (промышленной про­дукции, полуфабрикатов и т.д.) это вызвало го­раздо более значительные преобразования.

В целом радикальные изменения на транспор­те, имевшие место в XX в., еще далеко не закон­чены. В ближайшие десятилетия следует ожидать не только количественных, но и глубоких качест­венных перемен. Кроме того, есть основания предполагать, что изменится сам подход к роли и значению транспорта, то есть будут пересматри­ваться теоретические положения, касающиеся этой сферы.

В нашей стране в XX в. было много сделано для улучшения общественного транспорта. При этом за исключением последнего десятилетия (1990-2000 гг.), государство и демонстрировало понимание значения транспорта для сохранения единства страны, развития экономики, внешне­торговых связей, поддержания обороноспособно­сти и на практике руководствовалось этими сооб­ражениями. Вместе с тем были и просчеты и даже концептуальные ошибки.

Россия, как великая сухопутная держава, еще в XIX в. правильно оценила колоссальное значение железнодорожных дорог для своего будущего развития. Их строительство в России было начато, как и в других передовых державах того вре­мени, в первой половине XIX в. В 1857 г. была по­строена первая тысяча верст железных дорог, а к 1890 г. их общая протяженность увеличилась в 30 раз. За последнее десятилетие XIX в. длина же­лезнодорожных путей возросла еще больше. Бы­ло начато строительство транссибирской желез­нодорожной магистрали. К Первой мировой вой­не общая протяженность железных дорог России достигла 70 тыс. км. В дальнейшем, несмотря на смену политического режима, государство про­должало энергично развивать железнодорожный транспорт, вынужденно прерываясь лишь в пери­оды военных потрясений. В Советском Союзе был построен ряд крупных магистралей (Турксиб, БАМ и др.). В конечном итоге общая длина железнодорожной сети достигла к концу XX в. 160 тыс. км.