Смекни!
smekni.com

Понятие соучастия в уголовном праве (стр. 6 из 9)

Главным в деятельности организатора является то, что он объединяет усилия других соучастников, направляет их преступную деятельность, начиная от стадии подготовки до непосредственного выполнения преступления[20].

Закон предусматривает три вида общественно опасного пове­дения:

а) организацию конкретного преступления;

б) руководство его совершением;

в) создание организованной группы или преступного со­общества либо руководство ими.

Для признания субъекта организатором достаточно установить, что лицо виновно в совершении любого из перечисленных действий.

Под организатором преступления понимается лицо, основавшее преступное посягательство. От него исходит замысел на совершение посягательства, он намечает общие контуры его выполнения, подбирает и готовит соучастников, обеспечивает их планами, орудиями и средст­вами совершения преступления и т.п. Организатор создает устойчивую преступную группу или преступное сообщество, руководит ими.

Следует учитывать, что организаторские действия могут носить многоуровневый характер. Данный тип опасного поведения проявляется в ситуациях, когда в ходе совершения преступления самые общие ука­зания исходят от одного организатора, нередко заглавной фигуры в пре­ступлении, а затем они, уже на более конкретном уровне, детализиру­ются другими организаторами.

Под руководителем преступления следует понимать лицо, кото­рое возглавляет преступное посягательство в ходе его реализации. Ру­ководство предполагает деятельность в ходе уже начавшегося (начато­го) преступления. Конкретно руководство может выразиться в распре­делении обязанностей между соучастниками, контроле за их выполне­нием, даче указаний в ходе посягательства и т.п. Руководитель преступ­ления может вместе с исполнителем совершать преступление либо лишь содействовать наступлению преступного результата. Более того, руко­водить преступлением можно и не находясь в месте его совершения (по рации, телефону, через связников, по переписке и т.п.). Руководство может проявляться и в направлении деятельности организованной группы или преступного сообщества.

От всех других соучастников организатор отличается тем, что он объединяет, направляет, контролирует преступные действия других со­участников либо группы. Организатор, руководитель - главные фигуры в преступлении.

С субъективной стороны действия организатора предполагают только прямой умысел, который включает:

а) сознание, что он объеди­няет либо направляет усилия других соучастников или организованной группы либо сообщества на совершение преступления;

б) сознание, ка­кое конкретно преступление совершается соучастниками;

в) предвиде­ние общественно опасного преступного последствия (последствий);

г) желание их наступления.

В случаях, когда организатор преступления одновременно осу­ществляет и исполнительские действия, объем знаний о преступлении у него всегда должен быть большим, нежели у других исполнителей. Если же организация преступления предшествовала преступному посягатель­ству, то объем его знания о деталях преступления может быть меньшим "о сравнению с исполнителем. Тем не менее, если оговоренный план посягательства в самых общих чертах охватывает детали посягательст­ва, организатор несет за них ответственность в полном объеме, так же, как и непосредственный исполнитель. Например, если он направляет других соучастников на вооруженный разбой, то несет ответственность за него с учетом всех фактически наступивших последствий разбойного нападения, даже если не знал, кто конкретно пострадал от нападения, кто из исполнителей применил оружие и т.п. В соответствии с ч. 5 ст. 35 УК лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщест­во либо руководившее ими, несет ответственность за их организацию и руководство ими в случаях, предусмотренных статьями Особенной час­ти Уголовного кодекса, а также за все совершенные такими объедине­ниями преступления, если они охватывались его умыслом.

Личные цели организатора преступления могут не совпадать с целями прямого исполнителя. Так, субъект, организующий кражу, мо­жет действовать не по корыстным побуждениям, а преследуя цель мес­ти. Тем не менее, организатор отвечает за все, что совершено другими соучастниками во исполнение задуманного и организованного им пре­ступления.

Если организатор непосредственно участвовал в совершении преступления совместно с другими исполнителями, содеянное им ква­лифицируется непосредственно по статье, предусматривающей ответст­венность за совершенное преступление. В других случаях действия ор­ганизатора или руководителя преступления следует квалифицировать не

только по статье особенной части Уголовного кодекса, но и по ст. 33 УК.[21]

Подстрекателем признается лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом.[22]

Это самая незаметная фигура среди соучастников – "закулисный соучастник"[23].

Вина подстрекателя всегда в форме умысла, то есть он сознает характер преступления, к совершению которого склоняет другое лицо, предвидит, желает или сознательно допускает наступление преступных последствий. Подстрекатель сознательно вовлекает другого человека в преступление известное подстрекателю. Не будет подстрекательством призыв к совершению действия, которое не может являться преступлением. Для подстрекательства характерен прямой умысел, но возможны ситуации, где подстрекательство с косвенным умыслом. Это возможно, когда подстрекатель склоняет исполнителя к совершению ряда действий, предвидя общественную опасность последствия, сознательно допускает возможность их наступления. Например, произвести выстрел в толпе[24].

Смирнова Н.Н. так же считает, что подстрекательство возможно и при наличии неконкретизированного (неопределённого) умысла, когда виновный склоняет другое лицо к совершению действий, которые могут повлечь последствия, хотя и одного характера, но различной тяжести[25].

Реализуется подстрекательство в активных действиях, направленных на возбуждение у другого лица намерения и решимости совершить преступление. В судебной практике подстрека­тельство встречается сравнительно редко. Объясняется это зачастую тем, что следственные органы нередко недооценивают общественную опасность данного вида участия в совершении преступления. Повы­шенную опасность представляет подстрекательство, обращенное к не­совершеннолетним с целью возбудить у них решимость совершить кон­кретное преступление. Нельзя считать подстрекательством воспитание другого лица в духе неприятия господствующих в обществе правил по­ведения и формирование у него преступных наклонностей.[26]

Подстрекательство всегда реализуется в конкретных активных действиях, направленных на склонение к совершению преступления. При этом под склонением понимается внушение другому лицу мысли о неизбежности, выгодности, полезности или желательности совершения определенного преступления. Способы склонения могут быть самыми различными. Подстрекатель может использовать уговоры, убеждение, подкуп, угрозы, принуждение, просьбы и т.п.

Не образует подстрекательства такое поведение лица, когда он в самой общей форме высказывает мысль о желательности совершения преступления, но она не обращена к конкретному лицу (подстрекаемо­му).

С субъективной стороны подстрекательство предполагает:

а) предвидение субъектом всех фактических и юридических обстоя­тельств дела, которые характеризуют состав преступления;

б) предви­дение развития причинной связи между склонением и совершением преступления исполнителем;

в) желание совершить преступление.

От других соучастников преступления действия подстрекателя отличаются по признакам объективного характера. От исполнителя под­стрекатель отличается тем, что никогда непосредственно не выполняет действий, охватываемых признаками объективной стороны состава пре­ступления. От организатора он отличается тем, что не предпринимает усилий для объединения людей на совершение преступления, не предо­пределяет форм и способов его совершения, не руководит выполнением посягательства и т.п. Его действия ограничены лишь склонением друго­го лица к совершению преступления. Напротив, действия организатора, например, в рамках устойчивого формирования могут реализовываться даже в намеке о желательности совершения преступления. Поэтому при заказном, например, убийстве, заказчик - член устойчивой сплоченной группы будет организатором, а вне рамок такой группы - подстре­кателем преступления.[27]

Пособником признается лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы.[28]

Пособником является субъект, который содействует подготовке или совершению преступления, не принимая личного участия в дейст­виях, охватываемых объективными признаками состава преступления. В этом главное отличие пособника от соисполнителя. Исключение состав­ляет факт совершения преступления со специальным субъектом. В та­ких преступлениях лицо, не обладающее признаками специального субъекта, фактически совершающее исполнительские действия, призна­ется пособником, а не исполнителем преступления.