Смекни!
smekni.com

Понятие соучастия в уголовном праве (стр. 7 из 9)

При характеристике пособничества принципиальное значение имеет время совершения пособником своих общественно опасных дей­ствий. Пособничество может совершаться до начала действий исполни­теля, в момент совершения преступления исполнителем, но во всех слу­чаях до юридического окончания преступления.

По объему пособничество должно быть существенным. Оно должно реализовываться в действиях (реже в бездействии), которые представляют реальное действительное содействие преступлению. Не признается пособничеством незначительная помощь или оказание ус­луг, которыми исполнитель не воспользовался. Такое решение объясня­ется тем, что в последнем варианте поступки лица не могли оказать влияния на совершение преступления исполнителем и по этой причине не находятся с преступлением в причинной связи.

Пособничество может быть интеллектуальным и физическим. На практике чаще встречается последний вид пособничества. Физическое пособничество состоит в содействии преступлению путем оказания по­мощи исполнителю:

а) предоставлении средств для совершения престу­пления,

б) устранении препятствий к его совершению.

Под предоставлением средств для совершения преступления по­нимаются любые действия, которые облегчают возможность совершить или довести до конца начатое преступление. Действия пособника в этом случае могут заключаться в предоставлении исполнителю орудий со­вершения преступления (огнестрельное оружие, отмычки и т.п.), транс­порта для доставки похищенного, фальшивых документов для проник­новения на территорию хранилища и т.п.

Устранение препятствий реализуется в действиях, направленных на облегчение выполнения преступления исполнителем. Это предвари­тельный взлом запоров, отравление собаки, отвлечение охраны и др.

При практическом разрешении конкретного уголовного дела важно установить, насколько весомо поступки пособника отразились на успешном совершении преступления исполнителем.

Интеллектуальное пособничество в соответствии с законом со­стоит в содействии совершению преступления советами, указаниями, заранее данным обещанием скрыть преступника, орудия или средства совершения преступления, следы преступления либо предметы добытые преступным путем, а также приобрести или сбыть такие предметы. В отличие от подстрекательства пособничество данного вида не связано с действиями, направленными на формирование решимости совершить преступление. Оно состоит лишь в поддержке, укреплении уже сформи­ровавшейся у исполнителя направленности на совершение преступле­ния. Интеллектуальное пособничество - это всегда активные, умышлен­ные действия, выражающиеся в воздействии на сознание и волю испол­нителя для укрепления решимости совершить преступление.

Умысел пособника характеризуется: а) сознанием общественно опасного характера преступления, совершаемого с его помощью;

б) предвидением общественно опасных преступных последствий, на­ступивших в результате совместных с исполнителем действий; в) жела­нием или сознательным допущением их наступления.

При практическом применении закона содержанию умысла по­собника не всегда дается точная оценка. Например, Т. был осужден по ч.5 ст. 33, пунктам "ж", "з" ч. 2 ст. 105 УК РФ за пособничество в умышленном убийстве Б-вой. Однако •в приговоре не было приведено данных о том, был ли Т. осведомлен об умысле исполнителя П. на при­чинение смерти потерпевшей и какие действия он выполнил в качестве пособника убийства.[29]

Основания и пределы ответственности соучастников

Уголовное законодательство не предусматривает особого ос­нования ответственности за соучастие в преступлении. Основанием уголовной ответственности и в данной форме совершения преступления предстает совершение деяния, содержащего все признаки состава пре­ступления, предусмотренные уголовным законом (ст. 8 УК).

Особенность соучастия состоит лишь в том, что признаки состава и его границы очерчены как признаками конкретного состава, закреп­ленными в статье Особенной части Уголовного кодекса, так и призна­ками, сформулированными постановлениями главы 7 УК. При этом ст. 33 У К содержит постоянные, общие для всех преступлений показатели (признаки) организации, подстрекательства и пособничества. Сами эти действия, за редким исключением, могут проявиться только наряду с исполнительскими, что находит отражение в квалификации содеянного, которая осуществляется при учете правил, содержащихся в ст. 33 и в статье Особенной части Уголовного кодекса. Однако если исполнительство преступления всегда реализуется в юридических границах (начала и окончания) конкретного преступления (конкретного состава), преду­смотренного Особенной частью, то организация, подстрекательство и пособничество могут быть учинены до совершения преступления ис­полнителем, а пособничество, кроме того, - в момент или после совер­шения преступления исполнителем. Такие широкие временные границы соучастия определены содержанием общих правил, сформулированных в ст. 33 УК, которыми установлены более широкие пределы уголовно-правового запрета. Следовательно, наличие состава преступления в содеянном соучастником необходимо устанавливать с применением ст. 33 У К. Отсюда следует также, что все соучастники преступления несут уголовную ответственность по единому основанию. Это единство про- является в одинаковой квалификации содеянного по одной и той же статье Особенной части Уголовного кодекса (из этого общего правила есть исключения, о которых будет упомянуто ниже); в установлении для соучастников наказания в пределах, как правило, одной и той же санкции; в ответственности каждого соучастника за одно и то же пре­ступление.

Привлечение соучастников к ответственности на одном и том же основании не исключает индивидуализации их ответственности. Каж­дый из соучастников преступления несет ответственность за лично со­вершенные опасные деяния. При этом пределы ответственности зависят от личной вины. Закон исключает коллективную ответственность за деяния, не охватываемые умыслом конкретного соучастника. Вместе с тем закон не предусматривает каких-либо ограничений в определении пределов наказания соучастников в зависимости от того, какую роль он исполнял в ходе совершения преступления. Суд имеет право назначить соучастнику наказание в пределах санкции статьи Особенной части конкретного преступления, выполненного исполнителем. Индивидуали­зация ответственности соучастника и конкретного назначаемого ему наказания зависят от характера и степени его участия в преступлении и других обстоятельств, предусмотренных законом (статьи 34,67 УК).

Характер участия в преступлении позволяет относить соуча­стников к одному и тому же виду; отличать организатора от под­стрекателя, пособника от исполнителя и т.п. Степень участия в преступ­лении позволяет установить индивидуальную активность лица в ходе совершения преступления и его фактическую роль в достижении пре­ступного результата. Наибольшую степень участия в преступлении принимает организатор.

В рамках конкретного преступления характер и степень участия взаимосвязаны и должны учитываться в единстве, предопределяя инди­видуальную наказуемость конкретного соучастника за совершенное деяние.

Преступление могут характеризовать различные объективные и субъективные обстоятельства. Они по-разному вменяются в вину соуча­стникам.

При этом следует руководствоваться несколькими общими правилами:

а) все соучастники несут уголовную ответственность за од­но и то же преступление, поэтому все объективные и субъективные при­знаки, характеризующие состав этого посягательства, должны вменять­ся в вину любому соучастнику;

б) объективные обстоятельства, смяг­чающие или отягчающие наказание, учитываются применительно ко всем соучастникам преступления;

в) личные или субъективные обстоятельства, имеющиеся на стороне отдельных соучастников преступления, учитываются и вменяются в вину только этим отдельным соучастникам;

г) при недоведении исполнителем преступления до конца по независя­щим от него обстоятельствам все другие соучастники несут ответствен­ность за соучастие в приготовлении или покушении на совершение пре­ступления.

Перечисленные правила вытекают из прямого указания закона: смягчающие и отягчающие обстоятельства, относящиеся к личности отдельного соучастника, учитываются судом только при назначении наказания этому соучастнику (ч. 2 ст. 67 УК).

Квалифицирующие признаки вменяются участнику только при условии, если они охватывались его умыслом и характеризуют повыше­ние уровня общественной опасности совершенного преступления в це­лом.

Если статья Особенной части Уголовного кодекса в качестве ква­лифицирующего обстоятельства указывает на более опасные способы, орудия и средства совершения преступления, и они были использованы в ходе совершения преступления одним из соучастников, это влияет на квалификацию содеянного другими соучастниками, если охватывалось их умыслом. Точно так же решается вопрос ответственности соучастни­ков за квалифицирующие обстоятельства, относящиеся к характеристи­ке субъективной стороны преступления.

Особенности ответственности соучастников проявляются в со­ставах со специальным субъектом преступления, когда закон помимо общих свойств наделяет субъекта дополнительными признаками. Так, субъектом воинского преступления может быть только военнослужа­щий, субъектом преступления против государственной власти, интере­сов государственной службы - лицо, наделенное должностными полно­мочиями. Подстрекателями, пособниками и организаторами таких пре­ступлений могут быть лица, не обладающие признаками специального субъекта.