Смекни!
smekni.com

Понятия и квалификация хищения по УК РФ (стр. 4 из 5)

Кража, как и всякое иное хищение, совершается с прямым умыслом на преступное завладение имуществом с корыстной целью. Спецификой субъективной стороны кражи является лишь то, что виновный стремится действовать тайно; именно на этом построен весь его расчет по завладению социалистическим имуществом.

В некоторых случаях завладения имуществом определенные труднос­ти вызывает установление содержания и направленности умысла виновно­го. Так, при завладении (угоне) транспортным средством иногда трудно установить подлинное содержание умысла виновного. О краже имущества в этих случаях может идти речь, если виновный, зная что машина принадлежит государству или общественной организации, или безразлично относясь к принадлежности машины, фактически являю­щейся собственностью государства или общественной организации, тайно угоняет ее с целью при­своить или снять с нее отдельные детали. О таком содержании умысла может свидетельствовать подделка документов на угнанную машину, подделка или смена государственных номеров, перекраска машины и т. д.

Кража признается оконченным преступлением, когда имущество изъято и виновный имеет реальную возможность распоряжатьсяили пользоватьсяим по своему усмотрению.

Получение такой возможности при краже зависит от конкретной обстановки ее совершения, характера похищаемого имущества и намере­ний виновного. Так, изъятие из склада и погрузка в автомашину на охраняемой территории предприятия нескольких десятков ящиков с минеральной водой или нескольких бидонов с молоком либо изъятие из цеха готовых промышленных изделий и запрятывание их на охраняемой территории предприятия с целью после­дующего выноса не об­разует оконченной кражи, так как виновные еще не имеют реальной возможностини распорядиться, ни пользоваться похищенным имущест­вом. Напротив, изъятие из цеха бидона спирта, запрятывание его на охраняемой территории в целях потребления спирта без выноса с этой территории является оконченной кражей.

Задержание в проходной мясокомбината с похищенным мясом не образует оконченной кражи, в то время как задержание за пределами овощной базы лица, похитившего несколько мешков картофеля, дает основание признать кражу оконченной

Признание кражи оконченной лишь при завладении виновным социа­листическим имуществом, когда он получает возможность распорядиться имуществом по своему усмотрению или пользоваться им, вытекает из сущности хищения имущества и дает возможность правильно решить ряд других вопросов, связанных с ответственностью за хищение. Прежде всего это относится к вопросу о круге возможных соучаст­ников в краже имущества.

Хищение путем грабежа

Грабеж совершается в присутствии потерпевшего, лиц, в ведении или под охраной которых находится имущество, либо в присутствии посторонних, когда ви­новный сознает, что эти лица понимают характер его преступных действий. Например, в магазине, восполь­зовавшись отлучкой продавца, лицо берет выручку, зная, что другие это видят.

При рассмотрении дела о хищении путем грабежа не­обходимо установить характер насилия и степень его тяжести. Это обстоятельство имеет важное значение и для отграничения грабежа от разбоя.

Открытым признается такое похищение, которое совершается в присутствии потерпевшего, лиц, во владении, ведении или под охраной которых находится имущество, либо в присутствии посторонних лиц, когда виновный сознает, что эти лица понимают характер его преступных дейст­вий, но игнорирует данное обстоятельство

Открытый характер похищения при грабеже настолько повышает общественную опасность содеянного и преступника, что законодатель даже при мелком размере похищенного не считает возможным отнесение грабежа к менее опасному виду рассматриваемого преступления — мелко­му хищению имущества. Независимо от размера похи­щенного действия виновного квалифицируются по соответствующей части ст. 90.

При решении вопроса о характере похищения социалистического имущества (тайном или открытом) очень важно установить не только факт присутствия на месте совершения преступления лиц, не являющихся соучастниками, но и то обстоятельство, что эти лица понимали характер совершаемых преступником действий, пусть даже они не могли воспре­пятствовать похищению, например по малолетству, старости, болезненно­му состоянию и т. д. Одновременно для признания содеянного грабежом необходимо, чтобы и сам преступник сознавал открытый характер похищения, т. е. знал, что его преступные действия наблюдаются третьими лицами, понимающими характер происходящего

В отдельных случаях похищение, начавшись как тайное, затем превращается в открытое, ибо преступник в процессе изъятия социалисти­ческого имущества оказывается замеченным. Квалификация действий виновного в таких случаях зависит от того, решится ли он, будучи замечен­ным, на завершение изъятия и завладение имущест­вом. Если преступник, будучи замеченным, отказывается от намерения довести до конца преступление (например, бросает похищаемое имущест­во в процессе его изъятия или бегства с места совершения преступления), его действия должны квалифицироваться как покушение на кражу имущества Если же виновный пытается завершить изъятие и завладеть социа­листическим имуществом, налицо будет грабеж (Бюллетень Верховного Суда СССР, 1981, ¹ 1, с. 12).

Грабеж, будучи открытым похищением, признается о конченным с момента завладения социалистическим имуществом и получения прес­тупником реальной возможностиим распоряжаться по своему усмотре­нию или пользоватьсяим. ,

Если виновному не удалось завладеть похищаемым имуществом и он был задержан или имущество у него было отобрано в процессе изъятия, бегства непосредственно с места совершения преступления или в процессе борьбы за удержание похищаемого имущества, — налицо будет покушение на грабеж.

С субъективной стороны грабеж предполагает наличиепрямого умысла и корыстной цели, т. е. лицо сознает принадлежность похищаемого имущества государствуили общественной организации, незаконность и безвозмездность, а также открытый характер завладения имуществом, желая таким путем обратить похищаемое имущество в свою пользу). Отсутствие указанных признаков в их совокуп­ности, когда, например, происходит открытое завладение социалистичес­ким имуществом с целью его уничтожения, или из хулиганских побужде­ний, или в целях временного его использования, или в силу действитель­ного или предполагаемого права на это имущество, — содеянное не образу­ет состава грабежа, а может квалифицироваться в зависимости от обстоя­тельств дела

Специфичным для грабежа квалифицирующим признаком являет­ся применение виновным при открытом похищении социалистического имущества насилия, не опасного дляжизни или здоровья потерпевшего . Посягательство в этих случаях направлено не только против собственности, но и против телесной неприкосновенности или свободы лиц, в ведении или под охраной которых находится имущество, либо любых третьих лиц, по мнению преступника, могущих или пытающихся воспрепятствовать похи­щению имущества. Это обстоятельство повышает в значительной мере общественную опасность как преступления, так и преступника.

Под насилием, являющимся при грабеже средством завладения имуществом, понимается как физическое, так и психи­ческое насилие Несомненно, что угрозадаже не опасным для жизни или здоровья, в ряде случаев способна парализовать сопротивление потерпевшего, а применение такой угрозы, безусловно, свидетельствует о большей дерзости виновного.

Физическое насилие при грабеже не должно быть опасным для жизни или здоровья, т. е. оно не должно создавать опасности для жизни или здоровья в момент его применения и тем более не должно влечь за собой причинения реального вреда здоровью потерпевшего. Психическое насилие при грабеже, может выражаться лишь в угрозах немедленно применить насилие, не опасное для жизни или здоровья Угроза применения насилия, опасного для жизни или здоровья, образует состав

Насилие при грабеже служит средством для завладения социалис­тическим имуществом и применяется умышленно, чтобы лишить потер­певшего либо возможности, либо желания противодействовать похище­нию. Поэтому не являются насильственным грабежом случаи похищения социалистического имущества так называемым ,рывком", когда виновный не применяет и не желает применить насилие, а, рассчитывая на неожи­данность, выхватывает, например, сумку с деньгами у инкассатора, кон­дуктора и т. п. и пытается скрыться. Если в подобных случаях потерпевше­му в результате неосторожности преступника и были причинены незначи­тельные повреждения (например, царапины руки ногтем или пряжкой ремня, сумкой), действия виновного должны квалифицироваться как грабеж без насилия, ибо на его применение у преступника не было умысла, насилие не было средством завладения имуществом.

Обычно насилие при грабеже предшествует изъятию социалисти­ческого имущества; однако оно может быть применено и в процессе начав­шегося похищения для удержания изъятого имущества, когда преступник, намереваясь совершить кражу, оказывается застигнутым на месте преступ­ления и применяет насилие для удержания похищаемого имущества. Возможно, однако, что при открытом похищении лицо, в ведении или под охраной которого находится социалистическое имущество, или третьи лица, оправившись от растерянности, пытаются оказать сопротивление преступнику, помешать похищению или удержать уже схваченное прес­тупником имущество. Применение к указанным лицам насилия, не опас­ного для жизни или здоровья, в этих случаях также образует грабеж, ква­лифицируемый по ч. 2 ст. 90.