Смекни!
smekni.com

Виды и характеристика соучастников преступления в уголовном праве (стр. 2 из 4)

К этой проблеме близко примыкает и такой достаточно распростра­ненный в судебной практике и дискуссионный в науке уголовного права вопрос,как квалификация действий "стояния на страже". В ряде стран на­ука уголовного права и судебная практика рассматривает такие действия как исполнение преступления. Так, уголовное право Японии признает та-

_____________

1.(Кузнецова Н. Вельцель Л. Уголовное право ФРГ. М.,1980. С.102).

кие действия соисполнительством, поскольку они устраняют факт, пре­пятствующий выполнению преступного деяния и в "соединении с действиями исполнения преступления необходимы для реализации преступного деяния, а следовательно, они представляют собой не что иное, как действия со­вершения"(1). Такого же мнения придерживается и судебная практика Франции. Так, по свидетельству А.Легаля, "с древних времен французский кассационный суд считает стояние на страже, действиями исполнения. Од­нако подобные выводы противоречат основным положениям объективной тео­рии соучастия в преступлении. Лица, "стоящие на страже", не выполняют ни полностью, ни частично действий, входящих в объективную сторону состава преступления, а поэтому должны признаваться пособниками, а не соисполнителями преступлениями.

Следовательно, со стороны объективной, деятельность исполнителя может быть выражена в выполнении полностью или частично действий либо бездействий, входящих в объективную сторону состава преступления, или в совершении преступления посредством использования других лиц, не подлежащих уголовной ответственности.

Со стороны субъективной деятельность исполнителя может совершать­ся как с прямым, так и с косвенным умыслом.

Под исполнением понимается лицо, непосредственно совершившее преступление, т.е. выполнившее полностью или частично действия ( без­действия), входящие в объективную сторону состава преступления, а так­же лицо, совершившее преступление посредством использования других лиц, не подлежащих уголовной ответственности в силу возраста, невменя­емости или других обстоятельств, предусмотренных уголовным законом Ук­раины.

4.2 В соответствии с ч.4 ст.19 УК Украины организатором признает­ся лицо, организовавшее совершение преступления или руководившее его совершением. Исходя из буквального смысла уголовного закона под орга­низатором понимается лицо, организовавшее совершение конкретного прес­тупления либо руководившее его совершением.

Однако наука уголовного права и судебная практика признают нали­чие двух форм организаторской деятельности, к которым относятся:

1) организация и руководство преступными группами:

2) организация и руководство совершением конкретного преступления.

1.Японское уголовное право //Современное зарубежное уголовное право. М.1957. Т.1 С.372.

2. Цит.по кн.: Ковалев М.И. Соучастие в преступлении. Сверд­ловск: Издво - во Свердл.юрид. ин-та,1962. Ч.2 С.40.

Криминологические исследования организованной преступности, про­веденные в последние годы, свидетельствуют о наличии стойкой тенденции к разграничению функций организатора преступной группы и организатора конкретных преступлений, ею совершаемых. Так, А.Волобуев и Е.Галкин, давая определение организованной преступности, в качестве одного из основополагающих признаков приводят выделение лидеров, " не участвую­щих в конкретных преступлениях, а осуществляющих организаторские, уп­равленческие, идеологические функции: коррумпирование, вовлечение в преступную деятельность ответственных работников аппарата, государс­твенных ( в том числе и правоохранительных) органов для обеспечения безопасности и гарантий участникам сообщества; монополизация и распре­деление сфер противоправной деятельности с целью получения максималь­ных доходов при максимальной защищенности ее лидеров от ответственнос­ти"(1).

Эти выводы нельзя не учитывать при уголовно-правовой регламента­ции организаторской деятельности. Следует, по нашему мнению, четко разграничить в качестве самостоятельных форм деятельности организато­ра, организацию и руководство организованной преступной группой и ор­ганизацию и руководство конкретными преступлениями, такой группой со­вершаемыми.

На основании произведенного анализа считаем необходимым ч.4 ст.19 УК Украины изложить в следующей редакции: " Организатором признается лицо,организовавшее совершение преступления или руководившее его со­вершением, а также лицо, создавшее организованную преступную группу или руководившее ею."

Таким образом, со стороны объективной, организаторская деятель­ность характеризуется.

- во-первых, совершением действий по формированию преступной группы, обеспечению ее деятельности и общему руководству такой дея­тельностью;

- во-вторых, действиями, направленными на организацию совершения конкретного преступления, совершаемого соучастниками, и руководство ими непосредственно в процессе его совершения.

Думается, что именно ко второй форме организаторской деятельности относится весьма четкое и яркое определение, предложенное Ф.Г.Бурча­ком: " Для того,чтобы явиться организатором, лицо должно не только возбудить в другом лице решимость совершить преступление, не только принять непосредственное участие в его осуществлении, но сделать и нечто большее. Оно должно, как говорит закон, организовать совершение

___________

1. Волобуев А., Галкин Е. Организованная преступность и ее сущность Сов. юстиция. 1989. N 21. С.9;

преступления,т.е. разработать его план, распределить роли между соу­частниками или даже точно в деталях определить роль одного исполните­ля.Иными словами, оно должно не только привить исполнителю намерение совершить преступление, но и продумать за него, преподнести ему гото­вый план действий. При этом возможно, что сам организатор и не примет участия в осуществлении исполнительских функций".

Субъективная сторона первой формы организаторской деятельности - организации и руководства преступными группами - может характеризо­ваться как прямым, так и косвенным умыслом. т.е. такой организатор мо­жет как желать, так и сознательно допускать совершение тех или иных преступлений созданной либо руководимой им группой.Однако при этом следует подчеркнуть, что косвенный умысел допустим только по отношению к совершению общественно деяния и наступлению общественно опасных пос­ледствий преступления в целом. По отношению же к собственным действиям либо бездействиям умысел должен быть прямым и только прямым.

Вторая форма организаторской деятельности - организация и руко­водство совершением конкретных преступлений- по общему правилу может осуществляться только с прямым умыслом, при котором организатор желает наступления общественно опасных последствий.

Вместе с тем нельзя не признать , что в уголовном кодексе ряд составов сформулирован таким образом, что посягательство одновременно осуществляется на несколько непосредственных объектов - основной и до­полнительный.Кроме того,в практике достаточно часто совершаются прес­тупления при наличии "идеальной совокупности", т.е. одним общественно опасным деянием субъект совершает несколько преступлений, предусмот­ренных уголовным законом, а следовательно, и причиняет вред двум или более объектам.Применительно

оно должно не только привить исполнителю намерение совершить преступ­ление, но и продумать за него, преподнести ему готовый план действий. При этом возможно, что сам организатор и не примет участия в осущест­влении исполнительских функций" (Бурчак Ф.Г, Учение о соучастии по со­ветскому уголовному праву: К.: Наук. думка, 1969. С. 142). Субъектив­ная сторона первой формы организаторской деятельности -- организации и руководства преступными группами -- может характеризоваться как пря­мым, так и косвенным умыслом, т.е. такой организатор может как желать. так и сознательно допускать совершение тех или иных преступлений соз­данной либо руководимой им группой. Однако при этом следует подчерк­нуть, что косвенный умысел допустим только по отношению к совершению общественно опасного деяния и к наступлению общественно опасных пос-

____________

1.Бурчак Ф.Г. Учение о соучастии по советскому уголовному праву.

К.: Наук.думка, 1969. С.142)

ледствий преступления в целом. По отношению же к собственным действиям либо бездействиям умысел должен быть прямым и только прямым. Вторая форма организаторской деятельности - организация и руководство совер­шением конкретных преступлений - по общему правилу может осуществлять­ся только с прямым умыслом, при котором организатор желает наступления общественно опасных последствий. Вместе с тем нельзя не признать, что в уголовном кодексе ряд составов сформулирован таким образом, что по­сягательство одновременно осуществляется на несколько непосредственных объектов - основной и дополнительный. Кроме того, в практике достаточ­но часто совершаются преступления при наличии "идеальной совокупнос­ти", т.е. одним общественно опасным: деянием субъект совершает нес­колько преступлений, предусмотренных уголовным законом, а следователь­но, и причиняет вред двум или более объектам. Применительно к таким преступлениям с косвенным умыслом может совершаться любой вид соучас­тия в преступлении, в том числе и действия по организаций конкретных преступлений. Например, соучастниками совершается убийство по заказу. В соответствии с требованиями заказчика - подстрекателя к совершению преступления - в автомобиле потерпевшего устанавливается взрывное уст­ройство. Все соучастники, в том числе организатор и подстрекатель, осознают, что в результате взрыва могут погибнуть и другие лица, нахо­дящиеся в автомобиле или возле него, однако, желая наступления смерти потерпевшего, соучастники к побочному результату своих действий отно­сятся безразлично - не желают eгo наступления, но сознательно допуска­ют, т.е. действуют с косвенным умыслом.