Смекни!
smekni.com

Физическая культура раннего христианства (стр. 1 из 3)

Доктор педагогических наук, мастер спорта Ю.Г. Коджаспиров, Московский авиационный институт, Москва

Надо знать прошлое, чтобы понимать и настоящее, и вечное, непреходящее.

В.И. Вернадский

История физической культуры раннего христианства, любовно принявшего философию ненасилия, теснейшим образом переплелась с историческим развитием народов, прежде всего Европейского континента, а в дальнейшем и многих внеевропейских стран.

Возникнув около двух тысячелетий назад как небольшая иудейская секта, христианство постепенно превратилось в крупнейшую мировую религию. К настоящему времени оно представляет собой самое распространенное религиозное учение на нашей планете и общее количество его приверженцев, насчитывающее более миллиарда человек, проживает главным образом в Европе и Америке, хотя многие миллионы христиан можно встретить и на всех остальных континентах земного шара.

В рамках темы нашего исследования следует обратить внимание на то обстоятельство, что христианство не монолитно - оно с отдаленнейших времен распадается на целый ряд вероисповеданий, церквей, толков и сект, зачастую враждовавших между собой и неоднозначно относившихся к вопросам физической культуры и важности телесного развития.

Еще в I в. внутри первых христианских общин наблюдались различные идеологические течения и уклонения, боровшиеся между собой. Так, в "Откровении" Иоанна прямо называются еретики Николаиты, а во II-III вв. в христианстве происходила уже ожесточенная борьба между отдельными сектами и течениями, к числу которых относились гностики, маркиониты, монтанисты, манихеи и др.

Гностики, например, утверждали, что человек способен познать разумом тайну божества и сущность мира, признавали значимость и целесообразность как духовного, так и физического развития человека, стремились к более полноценному и разностороннему воспитанию людей под идейным влиянием церкви.

Основа учения гностиков, выросшего из позднеэллинистической идеалистической философии, заключалась в дуалистическом противопоставлении светлого, доброго Духа и темной, полной страданий материи.

Согласно учению гностиков, добрый, великий Бог, Дух "Плерома" (в буквальном смысле "Полнота") не мог быть создателем такого дурного и несовершенного мира. Наш мир сотворен каким-то подчиненным, злым и ограниченным Богом. Значительная часть гностиков отождествляла его с еврейским Яхве. Между великим, благим Богом и низменным материальным миром не существует прямого непосредственного соприкосновения. Однако между ними есть божественный посредник Логос (слово, смысл, разум), способный спасти страдающее человечество, наставить его на путь истинный, сделать более сильным, гармонически развитым и привести в светлое царство великого, доброго Бога-Духа.

Это учение гностиков о Логосе проявилось в раннем христианстве, воплотившись в образ Христа Спасителя. Особенно отчетливо это отражено в четвертом Евангелии ("от Иоанна"), довольно основательно пропитанном гностическим духом: "В начале было слово, и слово было у Бога, и слово было Бог ..." ( Быт., I: I).

Противопоставляя злому еврейскому Богу Яхве доброго, великого Бога и Спасителя - Логоса, большинство гностиков стали решительно отвергать и всю еврейскую религию, а заодно и связанный с ней Ветхий завет. Это неприятие иудаизма особенно остро проявилось в середине II в. в известной проповеди Маркиона. Однако христианство не пошло по этому пути, а наоборот, постаралось в духе ненасилия примирить еврейскую религию с культом Спасителя. В связи с этим в истории христианства гностицизм рассматривается обычно как боковое ответвление этой религии, как ересь, сектантское вероучение, подавленное впоследствии православны ми христианскими богословами.

До начала XX в. научные исследования физической культуры христианского мира были существенно ограничены церковной цензурой, из-за чего в опубликованной литературе этой тематике уделялось явно недостаточно внимания. Позднее, в связи с революционным утверждением атеизма и официальным отделением церкви от государства, в Советском Союзе углубленные исследования на эту тему правящим режимом также не поощрялись и отечественные специалисты вынуждены были довольствоваться лишь отдельными переводами немногих работ такого рода, осуществленных в разное время свободомыслящими иностранными авторами. В целом же в отечественной историографии эта тема по-прежнему остается очень мало изученной, радость ее всестороннего освещения нам еще предстоит познать в будущем.

Литературные источники, в той или иной мере отражающие отношение ранних христиан к физической культуре или соотношение души и тела в жизни человека, логично разделить на две основные группы: христианские и нехристианские.

Христианские литературные источники в свою очередь подразделяются на три самостоятельные категории: канонические книги Нового завета; неканонические сочинения - апокрифы и др.; произведения апологетов и раннехристи анских писателей.

Канонические новозаветные книги включают в себя следующие сочинения.

Четыре Евангелия (буквально - святые благовествования): "от Матфея", "от Марка", "от Луки", "от Иоанна". Они представляют собой развернутые специализированные повествования о земной жизни основоположника христианства Иисуса Христа, о его проповедях, поучениях, поступках, передвижениях, исцелениях больных и немощных, чудесах, смерти (распятии) и воскресении.

Послания святых Апостолов (учеников Христа и первых проповедников его учения) к разным христианским общинам, в числе которых 14 посланий, то есть пространных писем, приписываемых Апостолу Павлу, и 7 посланий других Апостолов (Петра, Иакова, Иоанна, Иуды).

Апокалипсис, или Откровение святого Иоанна Богослова, считающегося автором четвертого Евангелия.

Христианская церковь считает эти сочинения боговдохновленными, то есть написанными хотя и людьми, но по внушению Святого Духа, в связи с чем каждое их слово или утверждение предлагается воспринимать на веру как абсолютную истину.

Не обременяя внимания читателя личными комментариями, приведем из этих первоисточни ков лишь несколько прелюбопытнейших изречений и поучений, которые современные историки физкультуры почему-то не замечают и не используют в профессиональной деятельности.

"Кто вы призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных" (1 Кор., 1:26). "Оттого многие из вас немощны и больны, и немало умирает" (1 Кор., 11:30).

"Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Дуxa, которого имеете вы от Бога?" (1 Кор., 6:19). "Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божие" (1 Кор., 6:20).

"Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить" (1 Кор., 9:24).

"Бойтесь того, кто может и душу и тело погубить в геенне" (Матф., 10:28).

"Подвергнутся казни огня вечного ... мечтатели, которые оскверняют плоть" (Иуд., 7-8).

"Никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет её, как и Господь Церковь" (Ефес., 5:29).

"Вы - свет мира... Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему не годна" (Нагорная проповедь Христа народу. Матф., 5:13-14).

В отличие от указанных канонических работ неканонические сочинения уже не возводятся церковью на уровень боговдохновленных творений. К ним относятся апокрифические Евангелия, религиозные произведения с библейскими сюжетами, содержание которых не вполне совпадало с официальным вероучением, из-за чего они не признавались церковью священными и зачастую подвергались запретам. В связи с этим значительная часть апокрифов не дошла до нашего времени и известна нам только по названиям.

Для современного исследователя наибольший интерес из сохранившихся неканонизированных сочинений раннего христианства представляют "Евангелие Никодима", "Первоевангелие Иакова-еврея", "Книга о рождестве девы Марии", "Книга Иосифа-плотника", апокрифические "Деяния", "Пастырь" Гермы, "Учение 12 Апостолов". К сожалению, данные произведения являются лишь жалкими остатками обширной раннехристианской литературы, уничтоженной чаще всего самими же христианами в годы ожесточенной идеологической борьбы между отдельными церквами и сектами.

В историко-познавательном отношении некоторые из сохранившихся неканонических сочинений вызывают особое любопытство в связи с тем, что они написаны раньше большинства канонических книг. Скажем, "Учение 12 Апостолов" ("Дидахе") первой половины II века развернуто знакомит читателя с самым ранним этапом истории христианских общин и их отношением к телесности.

Третья и наиболее обоснованная категория христианских источников представляет собой произведения апологетов (то есть защитников христианского учения от его критиков и идейных противников) и церковных пастырей. К числу наиболее интересных из них можно отнести произведения Юстина Философа, или Мученика (ок. 150 г.), Иринея Лугдинского (ок. 180 г.), Тертуллиана Карфагенского (конец II и начало III в.), Оригена (начало III в.), написавшего "6 книг против Цельса" (Цельс - известный в то время критик и неприятель христианства), Климента Александрийского (начало III в.) и Евсевия Кесарийского (начало IV в.), считающегося первым историком христианской церкви. Примечателен также трактат Кассиодора "Наставления в науках божественных и светских" (551 г.), являющийся одним из самых существенных дидактических произведений своего времени. Это довольно обстоятельная теоретико-мето дическая работа о синтезе теологии и светского знания, необходимости сохранения и практического использования важнейших достижений античной науки и культуры.

На протяжении XX в. в этом направлении сделано несколько новых значительных находок. К примеру, в Египте, недалеко от с. Наг-Хаммади (древний Хенобоскион), в 50 км севернее Луксора, в 1946 г. было найдено много папирусов III - IV вв. на коптском языке, большинство из которых оказались сочинениями гностиков, членов одной из раннехристианских сект. Среди них можно выделить "Евангелие Фомы" и "Евангелие Филиппа", по своему содержанию довольно близких к каноническим книгам.