Смекни!
smekni.com

Влияние физических упражнений на организм человека на примере бодибилдинга (стр. 4 из 9)

Значение систематических занятий с тяжестями для развития силы впервые в России высоко оценил доктор Владислав Францевич Краевский, который по своей инициативе организовал в 1885г. в Петербурге первый «Кружок любителей атлетики».

В 1898 году Георг Геккендшмидт заслужил титул «Русского льва» за свои выдающиеся качества, позволившие ему выиграть чемпионат России по тяжелой атлетике, а так же стать чемпионом на многих других международных состязаниях по борьбе. После эмиграции в Англию он сделал себе состояние.

В скором времени кружки тяжелой атлетики стали возникать и в других городах России. Из них вышли замечательные атлеты, принесшие русскому спорту мировую известность. Братья Елисеевы, С. Морро-Дмитриев, П.Крылов, Я.Краузе, Я.Спарре, Г.Геккеншмидт, А.Бухаров – имена этих атлетов были известны не только в России, но и далеко за её пределами.

Однако не смотря на свою популярность, тяжелая атлетика не получила широкого распространения в России, где царское правительство не уделяло внимания развитию спорта. Кружки и клубы тяжелой атлетики создавались в основном богатыми людьми, и представителям трудового народа попасть в них было трудно.

Постепенно культуризм начинает развиваться всё больше и больше. В конце 30-х годов XX века начинают устраиваться соревнования и чемпионаты, на которых атлеты должны были демонстрировать не только силу и ловкость, но и красоту своего тела. Эти соревнования стали привлекать все большее количество атлетов. Причём это не были еще культуристы, выступали совершенно разные спортсмены – тяжелоатлеты, боксёры, пловцы, гимнасты. Но потихоньку начинает меняться программа выступлений, всё меньше становится трюков и всё больше упражнений, демонстрирующих развитие мышц, гармоничность и красоту тела.

Только после Великой Октябрьской социалистической революции благодаря заботам коммунистической партии и советского правительства о здоровье трудящихся бодибилдинг стал достоянием народа и получил невиданное массовое развитие. В 30-е годы не было ни одного большого города в нашей стране, где бы ни занимались тяжелой атлетикой.

В Советском Союзе бодибилдинг считался буржуазным пережитком и недостойным настоящего мужчины занятием. Доходило до того, что бодибилдеров даже не пускали в бассейны – во избежание «пропаганды насилия и нарциссизма».

Секция «атлетической гимнастики» функционировала в Лужниках в помещении «грелки». В одном и том же зале грелись люди, приходившие зимой на каток, и «ворочали» штанги первые отечественные бодибилдеры. В январе 1966 на Малой спортивной арене Лужников под эгидой «Московского комсомольца» и «Спортивной жизни России» состоялся первый официальный турнир культуристов города Москвы, в котором приняли участие 27 атлетов. Программа конкурса – помимо позирования – включала и силовые состязания: жим лежа и приседания со штангой. Победителем жюри единодушно признало Игоря Петрухина. В течение последующих полутора лет он принял участие еще в 12 турнирах: в Москве, Прибалтике, Белоруссии, – и во всех одержал безоговорочную победу.

Между тем власти «опомнились» и начали официальные гонения на культуризм. Турниры проводились теперь подпольно, а звезда отечественного бодибилдинга Игорь Петрухин окончательно ушел в цирк, где выступал в качестве дрессировщика медведей и силового жонглера.

В начале 21 в. организованным бодибилдингом в России занимаются филиалы различных иностранных ассоциаций и федераций, выставляющие своих атлетов на общенациональные соревнования. Это, прежде всего, входящая в состав ИФББ ФБФР (Федерация бодибилдинга и фитнеса России,президент – В.И. Дубинин), а также две ассоциации, представляющие у нас в стране, соответственно, НАББА и ВАББА (WABBA, Всемирная любительская ассоциация бодибилдинга, созданная в 1976). Эти две российских организации постоянно выясняют отношения друг с другом, обвиняя чужих атлетов в использовании анаболиков и прочих «смертных грехах» и, – попутно, – провозглашая себя более значимыми, чем конкуренты.

Российские атлеты принимают также участие в международных соревнованиях. Некоторые из них имеют «карты профессионалов».

Советские спортсмены одерживали блестящие победы на международных соревнованиях. В 1947 и 1950 гг. они первенствовали в чемпионатах Европы. В 1952 г., впервые участвуя в Олимпийских играх (в Хельсинки), советские спортсмены завоевали три золотые, три серебряные и одну бронзовую медаль, и заняли первое командное место.

В 1952 году Бен Уайдер приехал в Советский Союз. Он предложил признать бодибилдинг как вид спорта. На это ему ответили решительным отказом. Более того, было сказано, что в СССР культуризм никогда признан, не будет.

Сейчас бодибилдинг (культуризм, атлетическая гимнастика) – это целая индустрия. По всему миру проводятся соревнования, издаются журналы и книги, снимаются фильмы. Повсеместно открыты или открываются спортивные залы. Различные федерации пытаются включить этот вид спорта в Олимпийские игры.

Основная задача культуризма – красиво и гармонично развитое тело. Одно время (80-90 годы) акцент в соревнованиях действительно сместился на массивность, но всё же всегда было важно, чтобы эти группы мышц были пропорциональны друг другу, чётко прорисованы, красивы.

Успех обеспечен тому, кто сможет сочетать в себе три компонента – мощь, гармонию и эстетику.

Америка

Братья Вейдеры

О Бене и Джо у нас знают давно. Какое-то время братья Вейдеры вообще были фигурами едва ли не мистическими. Впрочем, и сейчас представление об основателях культуризма у нас приблизительное, в общих чертах. Это и побудило меня поделиться своими сведениями о братьях-титанах мирового культуризма, и прежде всего, о Бене, поскольку по сей день этот благородный 75-летний муж остается главной фигурой мирового культуризма.

Сначала скажу, что крайне сложно избежать соблазна перечислить все титулы, звания и должности Бена Вейдера. Ограничимся тем, что он - член Конгресса Канады, отмечен высшей наградой Британского Содружества - Орденом Британской Империи. В 1984 году Бен включался в список кандидатов на получение Нобелевской премии за заслуги в области пропаганды и практических усилий по ведению здорового образа жизни.

А начиналось все достаточно прозаично, и так бы прозаично и прошло, если бы не упорство, целеустремленность и тяга к познанию нового. Обернулось это созданием того, что называется современным культуризмом, причем с авторством братьев Вейдеров и в методике, и в постановке дела, и в идеологии.

Бен Вейдер родился в Монреале, в семье польского иммигранта. Жили на весьма скромные деньги, которые приносил домой отец - менеджер небольшой фабрики. Мать Бена, на плечах которой лежали заботы о содержании дома и уходе за тремя детьми, мечтала, чтобы ее сыновья занимались изучением торговли - самого выгодного дела в годы Великой Депрессии. Именно экономический застой вынудил ребят бросить школу и работать. Джо - разносчиком в бакалейной лавке, а Бена - помощником бармена с зарплатой 2,5 доллара в неделю. Позднее ему удалось получить более выгодное место на мануфактурной фабрике, где он стал получать вдвое больше.

Они жили в районе Монреаля, где, мягко говоря, иммигрантов недолюбливали. И Вейдеры на всю жизнь сохранили обостренную тягу к справедливости. Слабые и, честно говоря, не всегда накормленные Джо и Бен были объектом издевательств со стороны взрослых парней. Именно ощущение своей физической немощи и привело Бена на боксерский ринг, а Джо - в зал тяжелой атлетики. У первого довольно скоро появилась сила, увеличился вес тела - и Бен занял второе место на чемпионате Канады. Не менее амбициозный Джо, которому местный спортзал Христианской Ассоциации Молодых Людей отказал в членстве, через год занятий (сперва упражнениями без отягощений по курсу знаменитого Чарльза Атласа, а затем самодельной штангой, сделанной из металлолома, подобранного на свалке) стал выигрывать местные, а затем и более серьезные соревнования: победа на первенстве Монреаля по тяжелой атлетике, затем - титул чемпиона Канады в своей весовой категории. Сложение Джо стало к тому времени столь хорошим, что на культуристическом конкурсе "Мистер Монреаль" он получил приз.

Но разразилась Вторая мировая война, и спорт пришлось бросить. Бен, почувствовав в фашистском режиме явную несправедливость, завышает свой возраст и уходит в канадскую армию. Физически крепкий парень попадает на курсы танкистов, но выпускников этих курсов оказалось больше, чем нужно. И смышленому Бену предлагают работу в разведке. Сначала курсы, а затем повышение квалификации в знаменитой Интеллидженс Сервис в Англии. Далее - работа по спасению летчиков антигитлеровской коалиции, сбитых над территорией европейских стран, и самое активное участие Бена в работе по вызволению и возвращению этих людей. До сих пор в Канаде существует Ассоциация бежавших из плена канадских летчиков, и Бен является ее членом.

Тем временем Джо, на плечи которого легла тяжесть заботы о материальном достатке семьи, попытался поделиться своим опытом работы с отягощениями. В возрасте 17 лет, имея всего семь долларов в кармане и используя ветхую пишущую машинку, он стал выпускать бюллетень, который даже отдаленно не напоминал современный культуристический журнал. Надо сказать, что мадам Вейдер не разделяла спортивного энтузиазма сыновей. И однажды даже отправилась к предсказателю судьбы, чтобы тот помог разобраться в ситуации. Предсказатель объявил, что мальчикам будет сопутствовать успех, посоветовав попутно не вмешиваться в их жизнь.

Видимо, Фортуна возложила свои ладони на головы Бена и Джо: старший вернулся с войны живым и невредимым, а журнал Джо уже к 1943 году расходился по всей Канаде, и со временем братья получили вполне устойчивый бизнес, выполняя еще и заказы по поставкам тренировочного оборудования.