Смекни!
smekni.com

Городские обзорные экскурсии Минска (стр. 10 из 15)

В 1795 году по распоряжению царских властей базилианские монастыри были закрыты, а четыре года спустя в здание мужского монастыря переведено Минское дворянское училище. В 1803 году оно было преобразовано в мужскую гимназию – первую классическую гимназию в Минске. В гимназии работали кабинеты физический, естественных наук, минералогии, для желающих преподавались рисование и музыка, действовали два хора и два оркестра.

В Минской гимназии получили образование выдающиеся деятели науки и культуры: композитор Станислав Монюшко, археолог Евстафий Тышкевич, поэт Янка Лучина, поэт и основатель «Общества филоматов», друг Адама Мицкевича Томаш Зан многие другие.

После пожара 1835 года гимназия была переведена в другое помещение, а в восстановленном в 1852 году в строгом классическом стиле здании разместились «присутственные места» – губернские административные учреждения. На первом этаже располагались губернская канцелярия, типография и архив, на втором – Минский окружной суд, нотариальная контора, кабинеты прокурора и вице-губернатора.

Сейчас в здании работает Минский областной совет профсоюзов.

Целый квартал с западной стороны площади в прошлом занимали владения иезуитов: коллегиум, школа и костел Иисуса, Пресвятой Девы Марии и святой Барбары. До нашего времени сохранился лишь костел. Его колокольня снесена, а здания коллегиума и школы перестроены до неузнаваемости. В 18 веке практически все образование в Минске находилось в руках иезуитов. В иезуитской школе, расположенной слева от костела, преподавали риторику, поэзию, грамматику и синтаксис, древнееврейский язык, теологию, этику, математику, физику, логику, философию. Костел был освящен в 1710 году. Это, несомненно, самое красивое здание из всех, возведенных в Минске с 17 по 19 века. Стиль барокко, в котором построен костел, не зря называли иезуитским – этот архитектурный стиль изначально был взят на вооружение иезуитами для воздействия на души людей. Фасад костела необычайно пластичен, но не перенасыщен деталями, характерен для белорусского барокко: фигурный фронтон заключен между двумя многоярусными башнями. На башнях установлено четыре колокола. Над входом – изображение Марии с младенцем. В восемнадцатом веке в костеле хранились реликвии святого Фелициана, а под одной из каплиц костела было захоронение Христофора Завиши – главного фундатора костела.

С 1799 г. в здании бывшего коллегиума иезуитов находились присутственные места, а с 1852 по 1917 г. – казенная палата.

Кстати, бывал в костеле иезуитов и царь Петр I. После запрещения ордена иезуитов в 1773 году костел стал приходским. Сейчас это католический Кафедральный собор Пресвятой Девы Марии.

Слева от костела здание – бывшая иезуитская школа. С конца 18 века, во времена Российской империи здесь размещалась резиденция губернатора. Дом губернатора часто посещал будущий декабрист Никита Муравьев, руководитель тайного «Северного общества». В Минске был расквартирован Гвардейский корпус, выведенный сюда из Петербурга императором Александром I после возмущений Семеновского полка. В 1821 году в Минск для службы в гвардии прибыл Никита Муравьев. Блестящий офицер, образованный человек, он был принят в доме губернатора и мог пользоваться его крупнейшей в Минске домашней библиотекой. Здесь и был написан «минский вариант» проекта Конституции, главного идеологического документа декабристов.

В 1918 году в бывшем доме губернатора размещались правительственные учреждения БНР – Белорусской Народной Республики, а в 1919 году работало первое советское правительство Беларуси во главе с Жилуновичем. Здесь было провозглашено создание Белорусской Советской Социалистической Республики.

Дом губернатора был полностью перестроен в послевоенное время, как и вся бывшая Губернаторская улица (теперь – Ленина).

Самым главным административным зданием на Рыночной площади была Ратуша, которая, к сожалению, не сохранилась. «Ратуша» в переводе с немецкого означает «Дом собраний», дом для заседаний городского совета. Во времена Великого княжества Литовского ратуша была непременным атрибутом каждого белорусского города, имевшего Магдебургское право, то есть право на самоуправление. Минск получил магдебургское право в 1499 году – и над «вольным городом Менском» вознесся шпиль ратуши, украшенной часами, колоколом и городским гербом с изображением Девы Марии.

Ратуша была снесена в середине 19 века из-за того, что»… оно своим существованием напоминала жителям об обычаях минувшего времени, о магдебургском праве…», о древних традициях самоуправления. На решении о сносе ратуши стоит собственноручная резолюция царя Николая I. От нее сохранились только фундаменты и подвальные помещения. В 2002 г. она восстановлена в соответствии с архивными документами и данными археологических раскопок.

В камерную застройку Верхнего города диссонансом врывается громадина Дворца Республики, который находится справа. Строительство Дворца велось 20 лет и было завершено в 1999 году. Во Дворце проходят конгрессы, симпозиумы, концерты, спектакли, торжественные собрания. Большой зал Дворца рассчитан на 2700 посетителей.

Напротив Дворца Республики, в живописном ряду старинной городской застройки, на ул. Интернациональной, 31, в 19 – начале 20 века размещалась библиотека имени Пушкина.

Дом светло-зеленого цвета с восьмиколонным портиком, который находится слева в глубине двора, известен как «Дом Ваньковичей». Усадебный дом, построенный в 18 веке, принадлежал старинному шляхетскому роду Ваньковичей. Самый знаменитый представитель рода – художник Валентин Ванькович. Он прожил недолгую жизнь – ровно 42 года, родился 12 мая 1800 года, умер 12 мая 1842 года. Во время учебы в Виленском университете Валентин Ванькович стал членом тайного студенческого общества филоматов, его друзьями-филоматами были будущие прославленные поэты Адам Мицкевич, Антон Одинец, Юлиан Корсак. Ванькович писал их портреты и дарил им, благодаря чему некоторые работы художника сохранились в государственных и частных собраниях Франции, Англии, Польши, Литвы и России.

С 1824 года Ванькович учился в Петербургской академии художеств, вошел в круг передовой петербургской интеллигенции, был знаком с Жуковским, Вяземским, Пушкиным.

В 1839 году Ванькович уехал за границу. Узнав о своей неизлечимой болезни, работал без отдыха, не щадя себя. Последнее его произведение «Богоматерь Остробрамская» навсегда осталась в парижской церкви Сен-Северин. Валентин Ванькович умер от туберкулеза в доме Адама Мицкевича на руках поэта. Похоронен на кладбище Монмартр де Сен-Дени в Париже.

Сейчас в «Доме Ваньковичей» работает музей, где можно увидеть копии самой известной картины Валентина Ваньковича – «Мицкевич на скале Аю-Даг» и автопортрета художника. В «Доме Ваньковичей» проводятся музыкальные и литературные вечера.

Дом Ваньковичей в отличие от остальной застройки – настоящая усадьба, характерная скорее для сельской местности, поскольку располагается на самом краю Верхнего города, рядом с рекой Свислочь. Здесь кончалась центральная часть старого Минска и за Свислочью начиналось Троицкое предместье, получившее свое название, по-видимому, от костела Святой Троицы, построенного здесь в 16 веке.

Известный писатель и историк Захар Шибеко в своей книге «Минск. Страницы жизни дореволюционного города» назвал Троицкое предместье «чревом Минска». Здесь в многочисленных лавках всегда можно было купить свежую рыбу, горячие бобы, сыр, табак. На Троицкой горе устраивались воскресные базары, которые собирали множество крестьян, привозивших в город птицу, печеный хлеб, сало, зерно. Троицкая гора – одно из самых высоких мест Минска. Троицкий рынок существовал здесь до 30-х годов 20 века, пока не началось строительство Оперного театра, венчающего вершину холма. Перед театром в 1981 году установлен памятник поэту Максиму Богдановичу. Он здесь не случайно: одна из национальных опер, «Зорка Венера», написана на стихи Богдановича. И родился Максим Богданович здесь, в Троицком предместье.

От огромного когда-то Троицкого предместья сегодня остался всего один квартал в излучине р. Свислочи, сохранивший застройку 18 – 19 веков. Рядом, справа – необычный остров-памятник, который минчане называют «Островом слез».

Небольшой горбатый мостик, перекинутый через протоку Свислочи, ведет на искусственный остров – мемориальный комплекс «Сынам Отечества, которые погибли за его пределами». В Сирии, Анголе, Мозамбике, Никарагуа, Эфиопии, Сомали, на Кубе погибло 789 солдат и офицеров из Беларуси. Но минчане воспринимают мемориал как памятник жертвам Афганской войны и называют его «Остров слез».
32 тысячи уроженцев Беларуси проходили службу в Афганистане в составе «Ограниченного контингента». 771 белорусских воинов погибли в Афганистане. 12 пропали без вести. Около 2000 бывших «афганцев» скончались от ран и болезней уже по возвращении домой, многие из них покончили жизнь самоубийством. 785 белорусов стали инвалидами после тяжелых ранений и контузий. Безвременно умирают от горя по погибшим сыновьям их родители.