Смекни!
smekni.com

Психологическая подготовка боксеров-юношей (стр. 13 из 16)

На современном этапе развития техники квалифицированную консультацию можно получить из любой точки мира и ничем нельзя оправдать нежелание совершенствовать профессиональное мастерство. В большом спорте остановка сегодня - это отставание завтра[47].

Мастерство в любом деле приходит с опытом работы, но с опытом приходит и шаблонность мышления, т. е. у специалиста «замыливается глаз». Для подготовки боксера в условиях повышенной конфликтности и непредсказуемости соревновательной борьбы нет мелочей, игнорирование внешне незначительного фактора может стать причиной поражения. Поэтому творческий поиск новых методов и решений в спорте жизненно необходим, а постоянное экспериментирование должно оставлять право на ошибку, что, впрочем, не снимает ответственности за нее. Ответственность за результат выступления спортсмена на соревновании - это многогранная проблема, которая требует отдельного обсуждения, но в любом случае она должна распределяться между всеми участниками подготовки. А передать основы мастерства спортивного психолога можно только в сочетании теории и практики, обучая будущих специалистов в тесном контакте с юными спортсменами ДЮСШ, УОР, клубов и т. д.

7. При долгосрочном планировании тренировочного процесса важно предусмотреть преемственность специалистов, чтобы переход на новый уровень (в клуб, сборную команду, возрастную категорию и т. п.) не нарушал системы психологической подготовки конкретного спортсмена.

Такая преемственность может быть обеспечена только единообразием требований специалистов. В сфере психологии - это диагностические процедуры, методы регуляции психических состояний, развития качеств и т. д.

При существующем разнообразии психологических подходов для реализации преемственности в психологической подготовке необходим координирующий центр, но созданный не по административному, а по профессиональному признаку. Таким центром могла бы стать ассоциация спортивных психологов, исследовательская лаборатория при НИИ, ИФК или отдельной федерации, но сегодня ни в России, ни в Беларуси ее фактически нет. В идеальном варианте у каждого спортсмена должна быть индивидуальная психологическая карта спортсмена (по аналогии с медицинской), где отмечались бы, например, результаты диагностики, хронология выступлений, динамика психического состояния и т. п.

С завершением соревнований работа психолога не заканчивается, а переходит в другую форму, не менее ответственную, чем перед соревнованием. Но эта проблема сегодня не только не решается, а часто вообще не осознается ни тренером, ни самим спортсменом. А ведь это большой объем работы для опытного психотерапевта! С каждым турниром, сезоном, олимпийским циклом количество негативных впечатлений накапливается, и поэтому к завершению своей спортивной карьеры спортсмены бывают так психически истощены[47].

3.2 Оценка характеристик психологической готовности боксеров

С позиции методики психологическая подготовка не отличается от любой другой подготовки - физической, технической, функциональной и т. д., ее основные закономерности изучены и многократно подтверждены еще в советский период. Но психологическая подготовка имеет свои формы и средства, а также способы и критерии оценки, которые далеко не всегда так очевидны, как в других направлениях тренировки. Ниже перечислены основные виды деятельности психолога в процессе психологической подготовки[35, c. 236-238]:

1) оценка текущего уровня психологической подготовленности (базовая психодиагностика);

2) разработка индивидуальной программы воздействий (программирование психологической подготовки);

3) организация обратной связи о состоянии спортсмена (мониторинг и оперативная диагностика);

4) применение при необходимости дополнительных мероприятий (коррекция);

5) создание адекватного психического состояния (настройка);

6) управление психическим состоянием спортсмена в соревнованиях (секундирование);

7) компенсация негативных последствий (восстановление).

Оценка текущего уровня психологической подготовленности (базовая психодиагностика). На этом этапе (обычно в начале соревновательного цикла) проводится изучение потенциальных возможностей спортсмена, доминирующих психических состояний и устойчивых предпочтений, как в соревновательной деятельности, так и в поведении в целом.

Оцениваются индивидуальные особенности нервной системы, когнитивных процессов - восприятия, памяти, мышления, внимания, психомоторной сферы, уровень владения средствами психорегуляции, степень развития свойств характера, в частности мотивации и волевой сферы, и т. д. Для эффективной групповой работы актуальна оценка совместимости членов команды или спортивной группы.

Полученные данные используются для определения степени восстановления после предыдущего цикла, индивидуального стиля тренировочной и соревновательной деятельности, оптимального режима и направлений дальнейшей работы по психологической подготовке, становятся начальным показателем для оценки эффективности дальнейшей подготовки. В базовой диагностике нет хороших или плохих результатов, изучаются индивидуальные особенности психики спортсмена, и на них нельзя строить прогноз успешности выступления[35, c. 236-238].

Главная задача этой работы - выявить слабые стороны спортсмена и определить методы их устранения или компенсации.

Разработка индивидуальной программы воздействий (программирование психологической подготовки). Данные, полученные в процессе базовой диагностики, становятся обоснованием комплексного воздействия на спортсмена с целью достижения его максимальной психологической готовности к главным соревнованиям цикла. Мероприятия конкретизируются по форме, содержанию и объему нагрузки, оптимально распределяются по всему циклу, в соответствии с соревновательным календарем определяются сроки контрольных стартов (или диагностических срезов).

Психолог разрабатывает конкретные задания и упражнения для развития нужных психических качеств и передает их тренеру для включения в общий план подготовки спортсмена. При необходимости планируются индивидуальная работа со спортсменом и групповые мероприятия, например для сплочения команды. Естественно, что психолог должен обосновать свои рекомендации, добиваться внедрения их в тренировочный процесс и контролировать качество выполнения своих заданий. Только в этом случае он может и должен нести ответственность за результат выступления[36, c. 8-16].

Главная задача этой работы - постановка дальних и ближних целей соревновательного цикла и создание с учетом индивидуальных особенностей спортсмена плана психологической подготовки.

Организация обратной связи о состоянии спортсмена (мониторинг и оперативная диагностика). Тренировочный процесс спортсмена высокого класса - это преимущественно однообразная работа с большими физическими нагрузками в течение продолжительного периода времени, поэтому среди прочих в задачу психолога входят борьба с монотонией и поддержание оптимальной работоспособности спортсмена. Любые незапланированные события нарушают программу подготовки, а следовательно, могут привести к недостаточной готовности в нужный момент.

Но в жизни нельзя все предусмотреть, а человек - это не робот, поэтому существует множество ситуаций, которые вносят изменения в запланированный режим. Некоторые из них очевидны, некоторые тщательно скрываются, а о некоторых могут не догадываться даже сами спортсмены. Обычно тренеры полагаются на результаты медицинских или физических тестов, но психика человека - очень сложная структура, и многие изменения в ней нельзя зафиксировать этими способами.

Поэтому психологический мониторинг как отслеживание изменений в состоянии спортсмена, его настроении, отношений с окружающими и т. д. - тоже задача психолога. Причем стандартные диагностические процедуры из других областей психологии могут быть абсолютно неприменимы, так как слишком громоздки или не дают нужной информации. Именно против такого вмешательства - отвлекающего и бессмысленного чаще всего и возражают тренеры.

Спортивный психолог - творческая профессия, когда постоянно приходится решать нестандартные задачи. Специализированная оперативная диагностика может выявить изменения в состоянии спортсмена раньше, чем он сам почувствует их, поэтому нельзя полагаться и на его самочувствие. Как правило, внимательный психолог получает достаточно сигналов, чтобы вовремя распознать тревожную ситуацию: изменения в поведении, настроении, общении и т. п. - и это еще один повод для того, чтобы психолог был постоянным участником подготовки[47].

Главная задача этой работы - организовать систематическую диагностику без существенного влияния на тренировочный режим.

Применение при необходимости дополнительных мероприятий (коррекция). Диагностика проблемы - это важная, но все же часть работы психолога. Дальнейшие действия согласовываются с другими специалистами - тренером, врачом, семьей спортсмена. В ситуациях перетренированности, межличностных и внутриличностных конфликтов и т.п. требуется кардинальное изменение программы подготовки, но часто для компенсации бывает достаточно ввести дополнительные упражнения, провести внеочередной сеанс релаксации или изменить ритуалы поведения.

При создании целевых заданий для психологической подготовки следует учитывать задачи этапа и индивидуальные особенности спортсмена. Такие целевые задания могут быть разовыми или постоянными упражнениями, одиночным или системным воздействием, когда в работу вовлечены и другие люди. Направленность целевых заданий может быть комплексной или тематической: «на релаксацию», «на коррекцию», «на мобилизацию» или «на развитие психических качеств», «на регуляцию эмоциональной сферы», «на управление мотивацией» и т. д.