Смекни!
smekni.com

Составление маршрута пешеходной экскурсии "Ростов-Литературный" (стр. 5 из 6)

Объект показа: Дончанка

В своих произведениях Шолохов писал и о тяжелой женской доле. А статную, гордую казачку Аксинью запомнили все.

Мы видим перед собой скульптуру, которая олицетворяет собой женскую красоту, нежность и терпимость. Она воздвигнута в честь женщин г. Ростова-на-Дону и называется «Дончанка».

Можно предположить, что это «бегущая по волнам» А.Грина. На протяжении многих веков писатели и поэты описывали женскую красоту и неповторимость.

У основания скульптуры, на металлической пластине выгравированы стихи великого русского поэта льва Ошанина:

Дождики всю землю поливают,

Льдины тают каждую весну,

Девушки хорошими бывают

Не в одном Ростове-на-Дону.

Но играть не стану я в молчанку,

Безо всякой лишней суеты

Я признаю честно: ростовчанки –

Люди всесоюзной красоты.

Объект показа: «Нахаленок» и «Дед Щукарь».

И вот, перед нами предстают и сами персонажи бессмертных произведений М.Шолохова «Нахаленок» и «Поднятая целина».

Столько патриотичности, юмора и трагичности в одном рассказе. «Нахаленок». С каким искусством включается жизнь ребенка в многосложную, бурную жизнь времени. Мастерство в глубочайшем чувстве границ детского восприятия, «норм» поведений. При всей нацеленности рассказа, при всей сосредоточенности на определенном явлении, умело найденные подробности могут дать такое радующее представление о кипящем разнообразии жизни.- Значит, ты мне грозишь? - переспрашивает дед.Мишка вовсе исчезает за дверью. Выглядывая в щелку, пытливо караулит каждое движение деда, потом заявляет:- Погоди, погоди, дедунюшка!.. Вот выпадут у тебя зубы, а я жевать тебе не буду!.. Хоть не проси тогда!М.Шолохов поставил перед собой труднейшую задачу, когда попытался показать, какое влияние на формирование характера семилетнего ребенка оказало суровое время первых лет советской власти.«Мишка, не догадываясь, мелко подрагивая от ужаса, перевелвзгляд и, увидев на груди, на матросской рубахе, синие и белые полосы, залитые кровью, вздрогнул, словно кто-то сзади ударил его по ногам,- широко раскрытыми глазами взглянул еще раз в недвижное черное лицо и прыгнул на повозку:- Батянюшка, встань! Батянюшка, миленький!..- Упал с повозки, хотел бежать, но ноги подвернулись, на четвереньках прополз до крыльца и ткнулся головой в песок».Второй персонаж не менее известен - Дед Щукарь из романа «Поднятая целина».Образ, наделенный своей, совершенно особой литературной судьбой. Казалось бы, ничем не связан он с развитием основного сюжета романа, не будь его - и ничто существенно не изменилось бы в ходе событий, во взаимосвязях остальных персонажей... Как и в жизнь обитателей Гремячего Лога, так и в композицию романа, если понимать ее формально, он вносит скорее путаницу.Дед Щукарь стал одним из любимейших героев читателя. Чем завоевал он такую необычайно широкую популярность?Комическое в характере и злоключениях деда Щукаря дало возможность в полную силу проявиться шолоховскому юмору - глубоко народному, то грубоватому, то согретому теплой усмешкой и так часто очень близкому к тому, что Шолохов называет «грустинкой». Уморительны и характер Щукаря, и положения, в которые он попадает, и манера рассказывать о его жизни. Кто не смеялся до слез над неумолимой последовательностью нелепостей, сопутствующих бедняге-неудачнику с первых дней появления его на свет? Кто не наслаждался сокровищами художественного слова, обильно почерпнутыми писателем из неиссякаемых богатств живой народной речи и послужившими созданию этого образа?Критика уже не раз справедливо отмечала, что в изображении судьбы смешного старика очень много серьезного, печального и трогательного.Лишь в колхозе горемычный Щукарь начинает обретать то, чего ему так не хватало всю жизнь. Недаром весело признается он: «Жизня эта мне, братцы, начала дюже нравиться».Обратим внимание и на такую деталь, со счастливым вдохновением найденную писателем. Прощаясь с дедом Щукарем, последним мы слышим от него-то самоеМакарово «задача ясная?», и излюбленное Давыдовское словечко «факт». Которое ставит точку, заканчивающую повествование о чудесном, смешном и трогательном, неудачливом и нашедшем что-то драгоценное в жизни, прежде болтливом и пустоватом, а под конец спокойном и мудром старике, милом всем нам человеке.

Заканчивая рассказ о жизни и творчестве Михаила Александровича Шолохова хотелось бы закончить словами Константина Федина, произнесёнными в честь 60-летия Михаила Александровича:

«Громадная заслуга Михаила Шолохова в той смелости, которая присуща его произведениям. Он никогда не избегал свойственных жизни противоречий… Его книги показывают борьбу во всей полноте прошлого и настоящего…»

Объект показа: памятник А.М.Горького.Шолохов высоко ценил Горького – писателя и человека. «Я поражался колоссальным, разносторонним знаниям Алексея Максимовича, его неустанному трудолюбию, суровой требовательности к себе», - говорил он в 1936 году на собрании в станице Вешенской посвященном памяти М.А.Горького. [7,86]Заканчивая прогулку по набережной, мы видим перед собой памятник великому русскому писателю А.М.Горькому.Во многих других местах память о Горьком увековечена, но сам он там никогда не бывал. А у нас – недолго, правда, жил и работал еще безвестным, а потом дважды возвращался на Дон прославленным. На набережной Горький стоит не потому, что красоту любил до слез, а там – виды красивы. Работал здесь Алексей Максимович. Грузчиком в порту. Это было в 1891 г. во время бродяжничества Горького (есть и более изящное определение: во время его странствований по Руси). А странствовать он стал после того, как усомнился в тогдашних литературных описаниях русского народа и типичных его представителей и проникся желанием увидеть, где живет и что вокруг него за народ. Правда, вместо одного мифа Максим Горький создал другой, сочинив потом красивые романтические истории о босяках.В начале 10-х годов прошлого века ростовский юноша Максимов, слишком увлекшись этой литературой, решил порвать с пресной, скучной, затхлой жизнью своего окружения и присоединиться к гордым босякам. Велико же было его разочарование… Он излил свои чувства Горькому, между ними завязалась переписка. В одном из посланий своему почитателю Горький писал: «Я, разумеется, никогда и никого не звал: «Идите в босяки», а любил и люблю людей действующих, активных, кои ценят и украшают жизнь хоть мало, хоть чем-нибудь, хоть мечтою о хорошей жизни. Вообще русский босяк явление более страшное, чем мне удалось сказать: страшен человек этот невозмутимым отчаянием своим, тем, что он сам себя отрицает, извергает из жизни». Вспоминал ли Горький, работая над рассказами о босяках, кого-то из ростовских знакомцев? Трудно сказать. Но вот в том, что образы обитателей ночлежки из пьесы «На дне» Горький создавал под ростовскими впечатлениями, уверены многие наши краеведы. «- Прямых указаний на это нет, но, судя по всему, больше и лучше, чем в Ростове, жизнь ночлежки Горький не изучал нигде», - считает экскурсовод «Ростов-тур» Татьяна Лень. Как это ни удивительно, грузчиком в Ростовском порту Горький стал, можно сказать, по знакомству. Дело в том, что в Ростов, особенно в голодные годы (а 1891-й был голодным), стекалось множество деревенской бедноты, не владевшей никаким ремеслом. Первым делом их привлекал, конечно, порт, где всегда была потребность в рабочей силе. Но порой возникал изрядный ее переизбыток. Горькому повезло, что он встретился со знакомым, и тот порекомендовал его артельному старосте. Собственно, порта, в современном понимании, с его разгрузочными механизмами, тогда в Ростове не было. Суда – главным образом турецкие и греческие небольшие парусники причаливали к берегу, к ним приставляли досчатые сходни, и подрядившиеся на разгрузку мужики взваливали на плечи и перли к складам мешки с табаком, сырыми кожами и т. д. И так – по 12, а то и по 15 часов в день. Казалось бы, после такой каторги одно желание – побыстрее добраться до койки и отрубиться. А Горький (точнее, тогда еще – Алексей Пешков) принимался за чтение, газетные публикации комментировал рабочим, за что, по некоторым свидетельствам, и прозван был Алексей–Политика. Любопытно, что когда Горький стал писателем и слух о нем разнесся по Руси, комнату в ночлежке на двадцать с лишним человек, где спали вповалку и где и он обитал, рабочие назвали в его честь. Только не именем Алексея-Политики или Максима Горького, а просто политической. К сожалению, этот дом-ночлежка не сохранились до наших дней.Во время своего третьего посещения города, летом 1929 года, Горький встретился с железнодорожниками, побывал на Сельмаше. Кто-то сказал: - «Оставайтесь у нас, Алексей Максимович, напишите книгу о нашем Сельмаше!»На это он ответил:- Вам, молодым, надо знать о нашем окаянном прошлом. Пишу сейчас о старом: «Клим Самгин» - может, читали?. А о Сельмаше я напишу хуже вас. Вы, рабочие, построили гигантский завод, и вы же, рабочие, все вместе, коллективно, лучше, чем я, опишите все это.Бородатый каменщик, стоявший впереди сказал:- Жизня наша простая – кладем кирпичики, землю роем…Горький, подняв руку, произнес:- Нет, не простая ваша жизнь. Перед всем миром встает русский народ – небывалые заводы строит…. А нам доказать надо… Всему миру доказать надо… И я верю, вы докажете… Жить хочется, когда смотришь на вас… писать хочется…[6, 21]А теперь я прошу всех пройти в автобус, чтобы продолжить нашу занимательную экскурсию.

2.3 «Портфель экскурсовода» к одному из десяти участков экскурсии «Ростов - литературный» подтема «Литературная набережная»

Рис.1. Государственный музей М.А.Шолохова в Станице Вешенской.

Рис.2 Памятник Григорию и Аксинье