Смекни!
smekni.com

Восстановление и повышение работоспособности в тренировочном процессе лыжников–гонщиков (стр. 2 из 13)

Очевидно, что базой для создания такой концепции может стать общая теория развития человеческого организма [6, с.54] с теорией адаптации как ее неотъемлемой составляющей. При этом именно законы адаптации человеческого организма являются определяющими в формировании тех или иных результатов любой деятельности человека, включая и его деятельность в спорте [22, с.23]. Собственно, в этом утверждении нет ничего принципиально нового. Большинство исследователей, занимавшихся проблемами восстановления в спорте, в своих работах в той или иной степени уделяли внимание адаптации. Один из наиболее известных в спортивных кругах специалистов по адаптации В.Н. Платонов [26, с.34] в своей монографии особо отметил факт взаимосвязи процессов адаптации и восстановления после тренировочных и соревновательных нагрузок. Проблема состоит лишь в том, что процессы адаптации протекают по иным законам, нежели это представлено Ф.З. Меерсоном, М.Г. Пшенниковой [15, с.12], В.Н. Платоновым [16, с.31] и их многочисленными последователями, а следовательно, господствующая сегодня теория адаптации не может служить физиологической основой для каких-либо концепций [22, с.23]. В противовес преимущественно неспецифическим позициям авторов вышеупомянутой теории адаптации [15, с.26] можно утверждать, что процесс адаптации строго специфичен, причем эта специфичность обусловлена в том числе и неспецифическим звеном адаптации и в целом определяется прежде всего специфичностью конкретной функциональной системы, формируемой организмом в ответ на всегда комплексное средовое воздействие. Процесс адаптации протекает на основе и по законам формирования функциональных систем организма, компоненты которых объединены по принципу взаимосодействия для получения конкретного конечного результата [1, 2, 3, 4 и др.]. При этом любой поведенческий акт может рассматриваться исключительно как предельно специфичная функциональная система с вполне конкретными промежуточными и конечным результатами, окончательное формирование которой и будет свидетельствовать об адаптированности организма к требованиям, предъявляемым к нему прежде всего конечным результатом работы системы.

Поскольку, как мы считаем, процесс адаптации строго специфичен, столь же строго специфично должны протекать и восстановительные процессы, по сути являющиеся неотъемлемой составляющей процесса адаптации. Иными словами, следует говорить не о восстановлении вообще, а о восстановлении конкретных израсходованных в процессе работы пластических, энергетических и других ресурсов конкретных компонентов конкретных функциональных систем.

В связи с изложенным материализуется принцип функционального запроса организма, обуславливающий вполне конкретные требования субстратного обеспечения конкретной функции той или иной системы. Это же делает возможным использование конечного результата деятельности (со всеми характеризующими его параметрами) той или иной функциональной системы организма в качестве наиболее информативного критерия эффективности использования различных средств и методов восстановления в спорте [20, с.23].

Говоря о средствах и методах восстановления, следует вспомнить о том, что их принято делить на три группы: 1) педагогические; 2) медико-биологические; 3) психологические [10, с.35]. При этом к какой бы группе ни относились используемые в подготовке спортсмена средства восстановления, следует помнить, что эффекты их действия на организм всегда реализуются через уже существующие в нем физиологические механизмы [4, с.21], что исключает любые надфизиологические представления [13, с.14] о процессе подготовки спортсмена вообще и тем более о течении в его организме восстановительных процессов. Следовательно, когда мы говорим о принадлежности того или иного средства или метода восстановления к одной из трех указанных групп, мы всегда должны представлять, что приведенная выше классификация средств восстановления в значительной степени искусственна, хотя и необходима, в том числе и в практической деятельности тренера, поскольку позволяет акцентировать своё внимание на том или ином аспекте подготовки спортсмена. Но существует и оборотная сторона практического использования данной классификации: она открывает путь для представлений о возможности отдельно педагогической, медико-биологической и психологической подготовки спортсмена, что будет абсурдом по крайней мере в отношении двух последних. Однако любому серьезному специалисту, работающему со спортсменами, следует также задать себе вопрос: а не будет ли столь же абсурдно предположение о возможности использования в подготовке высококвалифицированного спортсмена лишь педагогических средств? И, возвращаясь к проблеме восстановления в спорте — неотъемлемой части целостного процесса подготовки спортсмена, — очевидно, следует любые попытки игнорирования, например, медико-биологических средств восстановления расценивать как проявление абсолютного дилетантизма.

Парадоксально, но на рубеже третьего тысячелетия приходится доказывать необходимость комплексного использования восстановительных средств в подготовке спортсмена [25, с.27]. А ведь таковая с чисто медицинской точки зрения продиктована не только и не столько задачей максимальной реализации его потенциала в избранном виде спорта, сколько проблемой сохранения его здоровья в условиях напряженнейших тренировочных нагрузок. [28, с.29].

1.2 Восстановительные процессы как фактор резервных возможностей организма

В последние годы проблема резервных возможностей организма весьма активно обсуждается в физиологии спорта. Она тесно связанна с представлениями об адаптационных возможностях организма. Адаптация, в том числе и адаптация организма к интенсивной мышечной деятельности, осуществляется через мобилизацию его резервов. Физиологические процессы, происходящие в организма при мышечной деятельности, рассматриваются с позиций взаимодействия двух функциональных систем, входящих в систему физиологических резервов спортсмена подсистемы, обеспечивающей специальную сложнокоординированную двигательную деятельность на основе вовлечения в работу того или иного количества мышц (двигательных единиц) и подсистемы, обеспечивающей поддержание основных параметров гомеостаза в пределах, допустимых для успешного функционирования первой из упомянутой систем.[28, c.28]

За последние годы накоплен фактический материал по изучению динамики различных биологических констант крови, внешнего дыхания, фазовой структуры сердечного цикла, периферического кровообращения, нервно-мышечного аппарата, биоэнергетики на поздних этапах последствия тренировочных и соревновательных нагрузок в видах спорта, различающихся энергетической направленностью тренировочного процесса, типом мышечных сокращений, структурой двигательного акта.

Средняя скорость восстановления изучаемых показателей неодинакова, и неравномерное восстановление различных биологических параметров не всегда поддерживает общепринятую теорию о том, что сначала наблюдается фаза быстрого восстановления, а затем медленного. В периоде восстановления выделяют четыре фазы: 1) быстрого восстановления; 2) замедленного восстановления; 3) суперкомпенсации (или пере восстановления); 4) длительного (позднего) восстановления. Первым двум фазам соответствует период восстановления работоспособности, сниженной в результате утомительной работы, третьей фазе – повышение работоспособности, четвертой – возвращение к нормальному (предрабочему) уровню работоспособности.[26, c.47] Подобный факт не восстановления в первые часы последействия тренировочных и соревновательных нагрузок некоторых показателей нервно-мышечного аппарата, периферического кровообращения, гипоксемической пробы, данных аэробной производительности установлен у представителей различных видов спорта (велосипедисты, пловцы, гимнасты, лыжники-гонщики).[28, c.29 ]

При характеристике влияния тренировочных нагрузок, оценке эффективности различных микроциклов спортивной тренировки нередко исходят из анализа общего тренировочного эффекта. Между тем, с позиции системного подхода к организму каждое упражнение в связи с динамической структурой двигательного акта, каждая тренировочная нагрузка в зависимости от энергетической направленности, типа мышечных сокращений, структуры построения микроцикла оказывает избирательное влияние на отдельные функции организма, различные стороны энергетического обмена. Подобный тренирующий эффект реализуется также в конкретных дифференцированных влияниях на восстановительные процессы после тренировочных и соревновательных нагрузок. Причем, чем более специализированный характер имеют управляющие воздействия – тренировочные нагрузки, тем выше избирательность влияний на организм. Все это позволило выделить избирательное влияние тренировочных и соревновательных нагрузок на восстановительные процессы в самостоятельную физиологическую закономерность организма.[28, c.30]