Смекни!
smekni.com

Рыбалка. Нестандартные виды ловли ч2 (стр. 5 из 13)

Гораздо удобнее при ловле сетью в одиночку с берега использовать резиновый амортизатор (подробнее об этом способе будет рассказано в разделе «Дорожка»).

Для ловли крупной осторожной рыбы (например лосося) сети иногда выставляются не по прямой линии, а образуют всевозможные фигуры, затрудняющие рыбе выход из огороженного сетями места. В основном этим занимаются промысловики, выстраивающие из своих длинных сетей настоящие лабиринты. Любителям такие конструкции недоступны (слишком мала в большинстве регионов разрешенная длина сетей). Но иногда полезно поставить даже небольшую сеть в форме буквы «Г», чтобы конец сети касался берега и чтобы одна часть сети вытянулась поперек реки, а вторая – параллельно берегу. Естественно, снасть ориентируется так, чтобы поднимающаяся или скатывающаяся рыба оказывалась окруженной с трех сторон; место изгиба сети фиксируется вбитым в дно колом или якорем и буйком.

Установка сетей зимой, подо льдом, – весьма трудоемкое дело. Во льду рубится пешней майна, от нее в линию бурятся лунки на расстоянии 2–3 м одна от другой. Затем в майну опускается шест с привязанной к его концу веревкой (длина шеста на 0,5–0,8 м превышает расстояние между лунками) и продергивается при помощи багра от одной лунки к другой. Затем протянутую подо льдом веревку привязывают к верхней подборе и затягивают сеть под лед. На мелководье ни в коем случае нельзя допускать, чтобы наплавной шнур касался нижнего края льда или находился рядом с ним, так как в сильный мороз прирост толщины льда составляет до 10 см в сутки, и можно лишиться примерзшей снасти либо же забрать ее только весной, наполненную испортившейся рыбой.

На реках иногда не сверлят цепочку лунок, а используют силу течения для протягивания подо льдом веревки, привязав к ней буек (большой кусок пенопласта, пустую пластиковую бутылку и т. д.). Особенно удобен этот способ по перволедью, в местах с тонким и достаточно прозрачным льдом, сквозь который хорошо виден буек. Ближе к середине зимы большинство рыб избегает течения, скапливаясь в тиховодных ямах.

На водоемах, где ловля производится постоянно, можно заранее, по открытой воде, проложить по дну в удобных местах несколько шнуров с грузилами на концах, отметив их буйками. В таком случае первый выезд на водоем после ледостава не следует затягивать, чтобы не заниматься долгими розысками буйков под сугробами.

В целях безопасности после окончания рыбалки необходимо огородить хорошо заметными вешками майны. Рубятся они достаточно большого размера и, присыпанные снегом, могут обеспечить другому рыбаку или случайно вышедшему на лед человеку незапланированную водную процедуру.

Выбор места для установки сетей

Самое главное и самое трудное в ловле сетями – правильно выбрать место для их установки. Особенно верно это утверждение на больших водоемах, на небольшом озере или на неширокой реке можно методом проб и ошибок достаточно быстро нащупать места концентрации рыбы и пути ее миграций. Но когда вокруг расстилается безбрежная водная гладь, то экспериментировать вслепую можно долго и безуспешно: выставлять километры сетевых порядков и доставать из них лишь отдельных, случайно попавшихся рыб. В то время как рыболов, хорошо изучивший водоем и повадки его рыбьего населения, с одной-единственной сети снимает блистательный улов.

Давать какие-либо советы по этому вопросу смысла мало, все зависит от конкретного водоема, от населяющей его рыбы, от времени года, погоды и т. д. и т. п. Однако некоторые самые общие закономерности рыболову, ловящему сетями, надо знать: – на больших водоемах рыба всегда идет к подветренному (прибойному) берегу – здесь волны вымывают из дна и берегов большое количество корма; менее заметные сети из мононити ставятся в чистую воду перед прибойной мутью, а сети из крученой нити – в саму муть, но неподалеку от границы чистой и мутной воды;

зимой подо льдом, а также в летнюю жару рыба идет к источникам богатой кислородом воды – к родникам, к устьям притоков, и пути ее подхода перекрываются сетями; наличие родников зимой определяется по более позднему замерзанию таких мест и промоинам на льду, летом – измерением температуры воды (термометр опускается ко дну на леске с грузилом);

по наблюдениям некоторых рыболовов, рыба в глубоких и больших водоемах поднимается на кормежку с глубины к берегам не по ровному дну, а по подводным лощинам, – их-то и нужно перекрывать сетями; подводный рельеф определяется либо эхолотом, либо обычным лотом (грузом на шнуре, размеченном через каждый метр узелками);

– весной (на озерах и разливах рек с медленным течением) первые разведывательные установки сетей совершаются от самого берега в глубину, под углом 45°; от того, в какую часть сети и с какой стороны попадается рыба, зависит дальнейшая ловля. Кроме хода рыбы, необходимо учитывать и побочные факторы: движение по водоему моторных лодок, а также действия других рыболовов – в основном сетевиков, спиннингистов, доночников и дорожечни-ков.

Наличие чужих сетей проверяется при установке якорьком-«кошкой», а моторки не страшны сетям, верхнюю подбору которых отделяет от поверхности расстояние в 1,5 м и более.

От помех со стороны доночников и спиннингистов, ловящих с берега, можно избавиться, выставив снасти на достаточном, превышающем дальность заброса удалении от береговой линии (либо, наоборот, практически вплотную к линии сплошной водной растительности – кувшинок, тростника, рогоза).

С любителями ловить спиннингом с лодки и блеснить на дорожку сложнее – тут лишь от культуры рыболова зависит, отцепит ли он аккуратно блесну от чужой сети, или вырежет ножом, стараясь при этом посильнее изуродовать снасть. Гораздо вероятнее, увы, второй вариант, нередки и случаи банального воровства сетей.

Впрочем, сетевики в долгу не остаются. У них со спиннингистами вражда на каком-то прямо генетическом уровне. Присутствуют в той вражде и социальные моменты: местному жителю, живущему на берегу, «баловаться» со спиннингом времени нет, он ставит свою сеть не спорта ради, а чтобы у семьи на столе была рыба. А тут – «городской» со спиннингом, который стоит порой больше, чем заработал сельский рыбак в своем сельхозпредприятии за последние три месяца, приезжает и начинает таскать рыбу на дорогие и суперуловистые блесны, а зацепив сеть, возмущается: «Проклятые браконьеры!» и норовит ее изрезать, а то и вытащить на берег и зашвырнуть в костер…

Вести о «щучьих эльдорадо» разносятся, спасибо Интернету, между городскими спортсменами-спиннингистами мгновенно, и там, где удачно половил один, завтра появятся и десять, и двадцать. Появятся, и соберут богатый урожай хищников, ошеломленных заморскими приманками и супертонкими лесками, и затем уедут искать новые «рыбные места». А местный рыболов со своей сетью останется, но попадется ли в нее ожидаемая рыба – большой вопрос.

В результате (по крайней мере в Ленинградской области) местные жители, рядом с домами которых водоемы испытывают наибольший прессинг со стороны городских спортсменов, стали заниматься весьма оригинальной ловлей: ставят сети не на рыбу, а на блесны! Порой дырок в такой старой снасти больше, чем уцелевших ячей, – неважно, лишь бы якоря были потяжелее. Улов, особенно после уик-эндов, в денежном эквиваленте гораздо больше, чем разрешенная к вылову норма рыбы. Иногда и какой-нибудь подводный житель запутается в такую сеть – и отправляется на сковородку. А основная добыча отправляется на городские рыболовные рынки, где и продается за полцены.

Схожим бизнесом занимаются, кстати, и на участках рек Кольского полуострова, отведенных для лицензионного лова семги на спиннинг. Там сетей, правда, не ставят – реки каменистые, зацепов и обрывов и без того хватает. Когда заканчивается сезон лицензионной ловли, вода спадает и бурный поток превращается в едва журчащую речушку, – местные жители собирают блесны, обильно украшающие показавшиеся из-под воды валуны. Конечно, приходится отчищать их налета и заменять проржавевшие тройники, но игра вполне стоит свеч. Тем более что сбыт обеспечен на месте, добычу купят на следующий сезон жаждущие семги рыболовы-туристы, как только поотрывают привезенный с собой запас приманок.

Активная ловля с нагоном (ботанье, тарбанье)

Чтобы рыба попалась в ставную сеть, она должна передвигаться по водоему. И чем активнее передвижение, тем больше улов.

Весной проблем с активностью рыбы обычно не возникает, рыбьи стаи движутся с зимних стоянок к местам нереста, а затем нагула. Летом, особенно в сильную жару и при скачках атмосферного давления, картина меняется: рыба в водоеме есть, но мало питается и соответственно мало движется. Так сети остаются пустыми.

Чтобы выгнать малоподвижную рыбу из ее летних убежищ, применяют нагон. Способы его придуманы самые разные, в зависимости от конкретных условий.

Классический и наиболее часто употребляемый описан еще Сабанеевым: трехстен-ной сетью длиной 30–60 м обметывается участок прибрежной растительности, после чего щуки, лини, красноперки и другие рыбы загоняются в сеть резкими ударами о воду «ботки» – деревянного снаряда, выдолбленного изнутри.

«Ботанье» используется до сих пор почти в неизменном виде, разве что дерево мало кто выдалбливает, чаще насаживают на палки горлышки от пластиковых бутылок. На мелких местах щуку и других рыб загоняют с сеть взабродку, в резиновом костюме

(«вытаптывание»), и этот прием действеннее, чем использование одного лишь звука при «ботанье». Перекрывая небольшую речку от берега до берега тридцатиметровой сетью, можно буквально за 2–3 нагона выбрать разрешенную норму вылова.

Несколько анекдотичный способ нагона употребляют отдельные карельские рыболовы. По их утверждениям, лосось и форель абсолютно не выносят запах пота и других человеческих выделений.