Смекни!
smekni.com

Этнографический туризм в Хабаровском крае (стр. 5 из 10)

Основной задачей текущего года является реализация "Основных направлений развития туризма в Хабаровском крае на период 2008 -2012 годов", направленная на развитие туристского комплекса края. [8].

На территории района около с. Нижнетамбовское находится памятник природы скальное обнажение «Шаман» («Амурские столбы»). Эти уникальные сооружения расположены на вершине горы. Точно неизвестно: это природа сотворила или древние амурские люди, совсем как древние египтяне, установили такие колоссы. Нанайцы считали, что это окаменевшая семья великого шамана. О том, как именно она окаменела, рассказывает множество легенд. В Комсомольском районе активно развивается эколого-туристическая деятельность. Ежегодно группы туристов не только из Комсомольского района и г.Комсомольска-на-Амуре, но и из других регионов Хабаровского края, Дальнего Востока направляются к этому уникальному памятнику, чтобы насладится красотой уникального сооружения[28].

С древнейших времен на нынешней территории района жили предки коренных народов Севера – нанайцев и удэгейцев. В середине 19 века эта территория начинает заселяться переселенцами из центральных областей России. Русские селения основывались рядом с древними нанайскими селениями, характерными были дружественные отношения пришлого населения с коренным, происходил взаимообмен способами хозяйствования.

К достопримечательностям района можно отнести заповедник: "Большехехцирский", зоосад "Дальневосточный", санатории "Уссури" и "Дружба", туристический комплекс "Заимка", эколого-туристический комплекс "Вэлком". Одним из центров нанайской национальной культуры является село Сикачи- Алян. В близи села находится уникальный археологический памятник "Сикачиалянские петроглифы"[5].

Село Сикачи-Алян известно наскальными рисунками – петрогли́фами. Они располагаются на камнях вдоль скалистого берега. Их появление относят к каменному веку. Первоначально исследователи полагали, что рисунки, выполненные бороздками на камнях, были созданы около 3-4 тыс. лет назад. Сейчас полагают, что они создавались в период от 12 тыс. лет до н.э. до 1 тыс. лет. н.э. В древности эта каменная гряда рисунков была культовым центром для всех древних амурских племён, населявших нижнее течение Амура. В научной литературе описано около 150 петроглифов Сикачи- Аляна (предполагают, что их было около 300). Но сейчас можно наблюдать только около 20. Остальные камни с рисунками разрушились, занесены песком, скатились на дно Амура или украдены. Многие рисунки исчезли навсегда. Камни очень старые, трещиноватые. Их медленно и непрерывно раскалывает вода, замерзающая зимой в трещинах, поэтому сохранить этот природный культовый заповедник под открытым небом невозможно. Узоры на камнях Сикачи-Аляна напомнили некоторым исследователям татуировки маори (Новая Зеландия). Предполагают, что древние народы Новой Зеландии и Амура имели культурную связь, которая проходила через Китай и продолжалась на Североамериканском континенте[16].

Особый этнографический ареал образуют коренные народы Приамурья: нанайцы, удэгейцы, ульчи, нивхи, орочи. На берегу р. Амур в 75 км от г. Хабаровска открыт единственный в своем роде археологический памятник «Сикачи-Алянские петроглифы» (наскальные рисунки древних жителей, относящиеся к 12 тысячелетию до н.э.). Познакомиться с национальной культурой и обычаями коренных малочисленных народов Севера, проживающих в крае, можно в национальных селах, где созданы этнографические музеи, мастерские народных художественных промыслов. Территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов представляют интерес для развития этно-экологического туризма[18].

Несмотря на относительно слабую степень освоенности региона, характерной чертой, во многом определяющей использование туристских ресурсов, является их высокая концентрация, что позволяет предоставить широкий спектр туруслуг и обеспечить полноценный отдых.

Наиболее перспективными направлениями развития туризма в крае являются: культурно -познавательный, экологический, приключенческий, этнографический и круизный. Самобытность культур, национальные кухни, вымирающие традиции, шаманство- вся эта экзотика манит и завараживает.

Коренные малочисленные народы становятся популярнейшим средством для привлечения туристов.

Около 30 процентов туристских фирм края специализируются на приеме туристов из КНР и отправке российских туристов в эту страну. Среди них АО "Хабаровсктурист", которое имеет опыт, сложившиеся связи, необходимую материально - техническую базу (гостиница, автотранспортное хозяйство, ресторан, бары, казино, предприятия службы быта), "Амурречтурист", СП "Евразия Транс Инк", ЗАО "Акфа", Дальневосточная компания путешествий, ТОО "Сервал" и др.

Въездным туризмом в крае занимаются около 20 турфирм, в том числе 11 - специализированным туризмом. Ежегодно край посещают немногим более 20 тыс. иностранных граждан[20].

В 1996 году край посетили граждане 47 стран мира, в то время как в 1994 году - более 70. Анализ динамики посещений свидетельствует о том, что наибольший интерес к краю проявляют туристы из КНР, Японии, США, Южной Кореи.

Уникальные природные и культурные объекты края предопределяют перспективы развития экологических и других активных видов туризма: пешеходного, горного, водного (сплав по горным рекам), охотничьего и рыболовного. Туристские фирмы, занимающиеся вышеуказанными видами туризма, в 1996 году приняли около 500 иностранных охотников и рыболовов из Австралии, Германии, Швейцарии, Канады, Великобритании. Привлечь большее число иностранных туристов на специализированный туризм в настоящее время не представляется возможным из-за высоких цен на использование авиатранспорта и лицензий на рекреационный лов тайменя (поймал - отпусти)[19].

2.3 Анализ этнографического туризма в Хабаровском крае

На территории края проживает более 25 коренных малочисленных народов Севера, территория края является исторически исконной. Программы туров знакомят туристов с культурой и традициями этих народов: по желанию катание на оморочках, «камлания» у костра, участие в творческом процессе вместе с мастерами декоративно- прикладного искусства.

Величественная панорама города открывается с борта теплохода, на котором Вы можете совершить увлекатель­ную прогулку по Амуру, проплыть под мостом, считав­шимся самым длинным в мире в начале века. Даже сделав короткую остановку в Хабаровске, Вы може­те узнать многое не только о городе, но и обо всем крае, посетив по выбору музеи, театры, выставки, или просто прогуляться по набережной Амура. Взойти на утес и по­любоваться открывшимися перед глазами просторами и могучей рекой и не упустить возможность совершить ав­тобусную экскурсию по городу, в Большехехиирский за­поведник, к петроглифам у с. Сикачи-Алян, в Уентр реа­билитации диких животных в с. Кутузовка[7].

Первым амурским археологом принято считать А. Я. Гурова, который с 1899 по 1932 гг. исследовал древние памятники вдоль р. Амур, от г. Благовещенска до ст. Екатерино-Никольской Хабаровского края. В 1903 г. им была создана первая карта археологических памятников, расположенных вдоль берегов Амура[16].

С 1927 по 1961 гг. систематическими исследованиями археологических памятников занимался ученый-краевед Г.С. Новиков-Даурский, которым было обследовано и описано около 200 памятников.

Целенаправленное изучение археологических памятников академическими экспедициями начинается с 1954г., когда под руководством А. П. Окладникова было обследовано левобережье Амура от Сретенска до Благовещенска. Позднее под его началом, затем под руководством академика А. П. Деревянко на территории Амурской области работали учёные-археологи из многих научно-исследовательских институтов. О работе археологов рассказывают экспедиционные фотографии, документы на право проведения работ, полевые дневники и другие материалы.

Всего на территории Приамурья учёными открыто около 3000 памятников археологии (древние стоянки, городища, могильники), которые позволяют проследить периоды развития археологических культур, начиная с древнекаменного века и до позднего средневековья.

Эпоха раннего палеолита представлена в экспозиции грубыми рубящими каменными орудиями труда (чопперы, чоппинги). С периодом верхнего палеолита знакомят предметы (дисковидные нуклеусы, бифасы и др.), относящиеся к селемджинской археологической культуре. Неолит Приамурья представлен несколькими археологическими культурами: громатухинской; новопетровской и сменившей её осиноозёрской. В витринах размещены более совершенные, по сравнению с предыдущим периодом, каменные орудия труда: тесловидно-скребловидные орудия, наконечники стрел и копий, топоры, тесла, долота, сверла и др. С неолитическим искусством знакомят копии древних наскальных изображений, орнаменты на керамических сосудах, скульптурные изображения людей и животных[13].

Археологические исследования показали, что древние обитатели Приамурья от каменных орудий сразу перешли к заимствованным извне, а затем изготовляемым самостоятельно железным орудиям. К урильской культуре - наиболее древней культуре раннего железного века относятся кельт и крица[15].