Смекни!
smekni.com

Этнографический туризм в Хабаровском крае (стр. 6 из 10)

Средневековый период в развитии человеческого общества представлен предметами, относящимися к михайловской археологической культуре и культуре мохэ - троицкой и найфельдской группам. Рядом с сосудами размещены изготовленные из железа орудия труда и вооружения: топоры, ножи, наконечники стрел и копий, острога, гвозди.

Центральное место в зале археологии занимает макет жилища племён мохэ. С IX в. н.э. амурские мохэ стали именоваться чжурчжэнями, а с XVII в. пришедшие на Амур русские казаки называли их уже дючерами.

Разнообразные археологические находки: железный топор, костяная мотыга, керамические грузила, дольчатые сосуды, серьги бронзовые с позолотой, подвески бронзовые, наборный пояс - дают представление о материальной культуре амурских чжурчженей.

В XIII в. на Амуре появляется новая народность - дауры, их поселения располагались в районе верхнего и частично среднего Приамурья.

Совместное существование монголоязычных дауров и тунгусо-маньчжурских народностей привело к созданию особой археологической культуры - владимировской. В экспозиции эта культура представлена ювелирными украшениями (бронзовые серьги со стеклянными подвесками, крупные бусы из стекла и камня, бронзовые пуговицы), сельскохозяйственными орудиями труда (мотыга, лемехи и отвал плуга, фрагмент ручного жернова).

В IX - XVII вв. в искусстве племен Приамурья прослеживается влияние культур Китая и Японии. Экспозицию зала археологии завершает один из наиболее интересных экспонатов музея – каменная скульптура Будды, найденная на территории Амурской области в 2004 году.

В XVII в. первые русские землепроходцы встретили на территории Приамурья немногочисленные племена не только дауров, но и эвенков, нанайцев – потомков и носителей культуры древнейших обитателей нашего края[12].

Один из этнографических комплексов музея рассказывает об эвенках - коренных жителях севера Приамурья. Центральное место в комплексе занимает макет чума - традиционного жилища эвенков. Рядом с чумом – предметы, отражающие особенности кочевого быта эвенков - оленеводов и охотников: разнообразные орудия для охоты, одежда из шкур изюбра, сумы, детская колыбель и другие.

Другой комплекс посвящён быту нивхов – коренных жителей нижнего Приамурья. Здесь можно увидеть плащ - дождевик из осоки, берестяную шляпу, детские ноговицы из рыбьей кожи, капкан, колчан для стрел, лук - самострел, макет лодки «оморочки», изготовленный ещё в 1893 г. и другие предметы.

Господствующим верованием у многих коренных народов Дальнего Востока был шаманизм - вера в духов. В экспозиции размещён уникальный костюм даурского шамана, поступивший в музей в 1901 году. Даурские шаманы носили шапки, увенчанные натуральными или железными рогами оленя.

Среди шаманских атрибутов - кафтан, нагрудник, шапки, колотушка. Представления о шаманизме дополняют фотографии древних обрядов, макет лабаза, ритуальное блюдо из рога лося, различные амулеты[11].

В Хабаровском крае единственное национальное удэгейское поселение расположено в 250 км от г. Хабаровска, на правом берегу р. Хор. Автомобильная доступность. В селе имеется небольшой этнографический музей под открытым небом, этно-культурный центр "Солнце"национальный ансамбль "Сугакпай" (Лучи солнца)[12].

Туристический хит края пещера Прощальная, находится в 57 км от поселка Солонцовый.

Настоящим экскурсом в историю служат галереи наскальной живописи. Самыми признанными являются писаницы у села Сикачи-Алян. Это изображения на бальзатовых валунах и прибрежных скалах правобережья Амура. Возраст петроглифов сикачи-алянской группы от 9 до 4 тыс. лет.В настоящий момент в крае созданы районные этнографические центры, которые всегда можно посетить. В них возрождаются и воссоздаются традиции малых народов. "Медвежий праздник" – это выступление обрядовых театров. Уникальнейшим экспонатом Хабаровского края является скелет морской коровы Стеллера, обитавшей у берегов Командорских островов и истребленной в ХVIII веке. Среди экспонируемых полезных ископаемых есть исключительные редкости: большие друзы кварца, пирита и других соединений, а также осколки обнаруженного недавно метеорита Хабаровск и обломки знаменитого Сихотэ-Алиньского.Одним из древнейших хвойных деревьев на земле является тис остроконечный- археологическая жемчужина Хабаровского края[13].

Рыбалка, охота. Особенно попу­лярна у туристов спортивная ры­балка на тайме­ня, симу, ленка в сочетании со сплавом по горно-таеж­ным рекам. На территории края установлено 6 мировых рекордов по ловле тайменя, кунжи (IGFA). Охота в девственных лесах Дальнего Востока на крупных хищников занятие для смелых людей. Основными объек­тами охоты являются бурый медведь, снежный баран[7].

Музеи города Хабаровска. Краевой краеведческий музей им. Гродекова 177 тыс. экспонатов. Имеет 7 филиалов в крае. Экспозиция уни­кальной коллекции фа­уны и флоры ДальнегоВостока, этнографии коренных народов и славянских пе­реселенцев, панорама «Волочаевский бой». Является ис­следовательским центром Дальневосточного региона. Дальневосточный художественный музей Более 1000 экспонатов из лучших музеев страны - Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и иных собра­ний - составили основу дальневосточной художественной коллекции.

Дальневосточный художественный музей - это единый полифункциональный организм, региональный центр научно-исследовательской, экспозиционной, методической, выставочной и кураторской работы в области изобрази­тельного искусства,

Коллекция музея состоит из 12 тыс. экспозиций. Есть работы V века до н,э„ произведения западноевропейских мастеров XV-XIX столетия, русских мастеров XV-XX веков, мастеров народов Приамурья, древнерусское искусство, Военно-исторический музей Краснознаменного Дальневосточного военного округа. Более чем 12 тысяч экспонатов, рассказывающих об исто­рии округа с момента его создания и до настоящего вре­мени,

В залах музея представлены основные этапы истории ок­руга:

- освоение дальневосточных земель, их вооруженная за­шита в дореволюционный период до 1917 года;

- гражданская война 1918-1922 гг. и иностранная воен­ная интервенция;

- дальневосточники на фронтах Великой Отечественной войны;

- войска округа в современных условиях,

В фондах музея находятся коллекции боевых знамен пе­риода гражданской и Великой Отечественной войн, оте­чественного и зарубежного огнестрельного и холодного оружия, орденов и медалей СССР, обмундирования и сна­ряжения, образцов боевой техники, произведения живо­писи, военно-политического плаката и графики.

Наскальные рисунки. В числе археологических памятников поразивших воображение первых исследователей Дальнего Востока, были древние рисунки вблизи национального нанайскаго села Сикачи-Алян, что расположено в 75 км от г.Хабаровска ниже по течению Амура. Путешественников влекут огромные глыбы базальта, которые длинными валами громоздятся вдоль скалистого берега Амура. Эти глыбы- свидетели детства нашей планеты- несут на себе печать творческого замысла, открывают странный и вместе с тем увлека­тельный, фантастический мир древ­него искусства. Тысячелетия сгла­дили острые грани базальтовых глыб, отшлифовали их поверхность, но не смогли стереть глубокие по­лосы, выбитые рукой неведомого художника древних времен. В древ­них изображениях на валунах и скалах Сикачи-Аляна отразилась

длительная и сложная история Амурского края. С нами говорят через тысячелетия своеобразным и по-своему вы­разительным языком бесчисленные поколения обитателей берегов великой азиатской реки.

На базальтовых глыбах выполнены способом глубокой желобочной выбивки с помощью каменных инструментов рисунки масок, зверей, антропоморфных изображений, птиц (всего около 300 изображений). Наиболее древние рисунки датированы эпохой раннего неолита (7-6 тысячелетий до н. э). Изучение этих загадочных рисунков на берегах Амура ещё продолжается и будет продолжаться поколениями учёных- археологов, искусствоведов, историков. Первые сведения о сикачи- алянских наскальных рисунках появились в 70-х годах XIX века. Были исследованы Б. Лауфером- американским востоковедом XIX века. В 1919 году во время своего путешествия по Сибири сикачи- алянси рисунки осмотрел известный японский историк, этнограф и археолог Тории Рюдзо. Посетили петроглифы известные исследователи Л.Я. Штернберг, В. К. Арсеньев. Получили мировую известность после исследований А. П. Окладникова в 1935 году.

Река Амур- одна из крупнейших рек в мире, в экологическом реестре которой 108 видов и подвидов рыб. Вся история края неразрывно связана с Амуром. Образуется от слияния рек Шилки и Аргуни. Впадает че­рез Амурский лиман в Татарский пролив и Сахалинский залив в Охотское море. Длина от слияния Шилки и Аргуни 2824 км, от истока Аргуни 4444 км. В пределах Хабаровского края 1534 км. Расход воды у г. Хабаровска 8600 куб. м3/сек, в устье - 11330 куб. м3/сек. Долина реки Амур на территории Хабаровского края ха­рактеризуется большим разнообразием природных усло­вий, наличием археологических и исторических объектов. Это и лотосовое озеро, и древние, хорошо сохранившиеся вулканы, живописные и редкие на земле подпрудные долинные озёра, Тыркинский утёс со следами маньжурского храма XV века, петроглифы Сикачи- Аляна, Шереметьева и Кии, Большехехцирский заповедник и др[7].

3. Разработка рекомендаций по развитию этнографического туризма в Хабаровском крае

3.1 Проблемы развития этнографического туризма в Хабаровском крае

Хабаровский край отличается своим биологическим и этнографическим богатством, своими историческими памятниками. Практически в каждом районе края найдётся то, что может привлечь даже искушенного туриста. Это и всемирно известные петроглифы Сикачи- Аляна (Хабаровский район) и озеро Амут (Комсомольский район), и Чукчагирское озеро (район им. Полины Осипенко) и царская дорога (Верхнебуреинский район) и многое другое. Но проблема в том, что порой сами жители того или иного национально села не знают о возможности организации этнотуризма (аборигенного туризма). Возможностей много, но главное найти точки соприкосновения сельчанами, которые могли бы выстыпать гидами- проводниками, и туристами. Аборигенный туризм сегодня - это не просто ещё один способ развлечения и зарабатывания денег. Для коренных малочисленных народов он может стать тем видом деятельности который поспособствует решению вопроса по безработице на местах, сохранению национальной культуры. И ещё он привлечёт внимание к самим жителям, к их самобытности. Один из вариантов организации туризма самими сельчанами (даже отдельной семьей) может стать аграрный туризм. В нём могут быть задействованы и национальные жилища, и предметы быта, и демонстрация национальных обрядов и праздников, национальный фольклор и декоративно- прикладное искусство, приготовление и дегустация национальных блюд. И для самих коренных малочисленных народов это вполне привычные и даже обыденные вещи, но для потенциальных туристов это экзотика. Факт присутствия в месте компактного проживания того или иного коренного народа (например в селе Сикачи-Алян, где почти всё население- это нанайцы производит неизгладимое впечатление на людей впервые там побывавших). Для России аборигенный и экологический туризм- явление относительно новое, но хорошие примеры успешной реализации проектов уже имеются на Камчатке и Алтае. Теперь очередь Хабаровского края, располагающего уникальным природным потенциалом, национальная культура которого представлена восьмью этносами.