Смекни!
smekni.com

Туристско-краеведческая однодневная экскурсия по селу Партизанское (стр. 1 из 4)

ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ОДНОДНЕВНАЯ ЭКСКУРСИЯ

ПО СЕЛУ ПАРТИЗАНСКОЕ

Маршрутная лента однодневной туристско - краеведческой экскурсии

по с.Партизанское

Масштаб 1:500

ПРОГРАММА ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ЭКСКУРСИИ

ПО СЕЛУ ПАРТИЗАНСКОЕ

1. История создания села Партизанское. Вышка мобильной связи.

2. Змеиная пещера.

3. Хозяйственный комплекс ООО «Южная-Холдинг»

4. Партизанская общеобразовательная школа 1-3 ступеней.

5. Гора останец Красная. Памятник погибшим солдатам в годы Великой Отечественной Войны

6. Карьер.

7. Строительство храма «Покрова Божьей Матери».

8. Партизанское водохранилище.

9. Усадьба Бороздина - Давыдова.

10. Городище Бакла.

К далеким землям с детства мы пристрастны,

Нам представлялось, что они прекрасны.

А наши земли? Слишком все знакомо,

Что ж может быть особенного дома?

Е. Долматовский.

Люблю свой край:

Поля, леса, луга.

Но время пролетит,

Промчаться дни и годы

Смогу всем рассказать,

Ведь я мечтал всегда.

Закончив школу - стать экскурсоводом.

Вот Воронцовский парк, вот-

Ласпри, Уган-Су;

Здесь хан Гирей льет слезы по Марии

Люблю свой Крым я, родину свою

Леса и горы милой Киммерии

Галета Дмитрий, 11 кл.

Остановка №1

Я хочу поведать об истории села Саблы ( ныне с.Партизанское) , о том, какую роль оно сыграло в историческом прошлом нашего полуострова, рассказать о поме­щичьей усадьбе, находящейся на территории с. Каштановое, являющейся поистине уникальным историческим памятником, вошедшим в историю, как дом Грибоедова в Саблах.

Село Саблы раскинулось в живописной долине реки Альмы. Интересна история этого села: по данным археологии человек поселился б здесь не менее десяти тысяч лет назад (это были неандертальцы, охотники на мамонтов, а затем кроманьонцы). В первом тысячелетии н.э. в окрестностях нынешнего села Парти­занское обитали тавры и племена Кизил-Кобинской культуры. Позднее здесь появилось небольшое христианское поселение. Всего в окрестностях села известно не менее 50 разнообразных и разно­временных археологических памятников и находок.

Село Саблы было основано примерно 215 лет тому назад. Известно, что первыми хозяевами Саблов были мурзы Соблынские, эмигрировавшие в Турцию после присоединения Крыма к России. От них и произошло название села Соблы, впоследствии Саблы.

В 1787 году, по предложению Новороссийского генерал-гу­бернатора князя Потемкина, вся Саблынская дача в размере трех тысяч десятин удобной и четырехсот семидесяти неудобной земли была отдана жене адмирала Мордвинова и капитану флота Плещееву. В округе ее находились три татарские деревушки - Амага-Собла, Орта-Собла, Юкары-Собла, в общем количестве пятидесяти восьми дворов с населением в 310 человек. Взаимные отношения этого коренного населения с новым собственником земли (адмирал Н.С.Мордвинов) с первого же времени должны были обнаружить взаимное непонимание и недовольство, естественно отражавшие собою всю болезненность столкновения двух различных культур - русской и татарской, все противоречия в экономическом и социальном укладе жизни этих двух народностей. Примитивность сельского хозяйства, обусловлен­ная сравнительно недавним переходом татар к оседлой жизни и преобладающим значением скотоводства, невольно поражала рус­ских и ставилась ими в вину местному населению.

Новый владелец Саблов, менее всякого другого склонен был понимать всю исторически сложившуюся особенность местных понятий и устоев жизни. На фоне крымской жизни того времени, он представлял собою весьма крупную фигуру, являясь ярким представителем крымского дворянства.

Многочисленные его доклады, мнения и прошения, подаваемые в Государственный Совет, частые письма, обращенные к высокопос­тавленным лицам, отражали общее настроение и сыграли известную роль в выработке основных принципов, определивших крымские земельные порядки. В них прежде всего подчеркивалось вполне определенное понятие о собственности, слаборазвитое еще у крымских татар, часто смешивавших его, что вполне понятно при слабой земледельческой культуре. В одном из своих докладов Н.С.Мордви­нов пишет: «Татары самовластно овладели и пользуются моими зем­лями, рубят и продают мои леса и, изгнав приказчика моего, сами всем распоряжаются».

Разрешить эти споры должна была Комиссия по решению зе­мельных споров, специальный орган, созданный правительством с целью урегулировать все выявившиеся противоречия и построить крымские земельные отношения на основах возможной справедливости. В числе других поступило в эту Комиссию тяжебное дело Саблынских татар с Мордвиновым. Правила, положенные первоначально в основу деятельности Комиссии и клонивши, по возможности, к сохра­нению старых крымских земельных порядков, взаимоотношений, вызвали энергичный и настойчивый протест со стороны крымских помещиков.

Эта возбужденность страстей нашла себе разрешение в дополне­нии к правилам Комиссии, вышедшем в 1804 году и во всем благопри­ятном для крымских помещиков. В нем отрицалось право на землю у тех татарских крестьян, которые жили на бывших ханских и мурзинских землях, в доказательствах земельной собственности отдавало­сь предпочтение письменным документам и, наконец, оказывалось пред­почтение тем лицам, которые уже на пожалованных им землях соору­дили какие-либо хозяйственные построек.

За не предоставлением татарами надлежащих письменных документов на право владения Саблынской землёй, тяжебное дело татар с Н.С.Мордвиновым было разрешено в пользу последнего.

Наша экскурсия начнется с живописного места, в окрестностях села Партизанского где установлена вышка мобильной связи. С этого места хорошо просматривается вид на Змеиную пещеру. Куда сейчас мы и направляемся.

Остановка №2

Змеиная пещера. Ее длина 320 м, а местные жители утверждают, что она еще длиннее. Пещера расположена в 10 км к юго-востоку от Симферополя. Дорога к ней начинается у с. Партизаны. Подъем под силу каждому, но не мешает более опытным оказать помощь новичкам и подстраховать тех, кто слабее. Особенно осторожным надо быть там, где выступы и неровности известняковой стены отполированы руками и одеждой посетителей до блеска.

Впечатляют размеры входа. Он имеет грибообразную форму; его высота от а 11 м, ширина 5 м. Над головой - арка свода с извилистой трещиной по центру, широкой вначале и постепенно суживающейся в глубине. Сквозь нее просматривается еще одни свод. Оказывается, в пределах входа четко выражены два этажа, а всего их три (это редкое явление среди полостей предгорного Крыма). Первый и второй этажи пещеры хорошо прослеживаются, фрагменты третьего сох хранились только в привходовой части. Здесь лежит плоская, как стол, глыба. Взобравшись на нее, через трещину можно сразу попасть на третий этаж. По ширине и высоте он уступает второму, но имеет несколько боковых ответвлений. Они извилисты, часто, пересекаются между собой, образуя в местах соединения небольшие расширения. Лазы почти наполовину заполнены сухим охристым суглинком. Дневной свет меркнет в 15 м от входа. Здесь второй и третий этажи сливаются в одну галерею, так как межэтажные перекрытия уничтожены обвалом. Поэтому высота хода резко возрастает до 5—7 м. Впервой же расширении сделайте короткую остановку: глазам надо привыкнуть к искусственному освещению.

В 1924 г. Змеиную пещеру исследовал местный краевед С.И. Забнин. Он получил путем шифрования разновременный материал (в частности, относящийся к эпохи бронзы). После войны полость изучал археолог А.А. Щепинский. В толще желтого суглинка он обнаружил обломки глиняной посуды и костяную проколку, собрал много костей животных (в основном домашних) и даже человека.

Змеиную пещеру использовали и скифы, городище которых было расположено непосредственно над полостью, на мысе Батарея. Ныне пещера безводна, лишь кое-где сохранились доказательства былого существования небольших по объему подземных озер. У тавров и скифов пещера выполняла разные функции.

Пройдя от колодца по нижнему ходу 20 м, попадаем в основную галерею. Галерея извилиста, на поворотах ее перегораживают выступы коренных нуммулитовых известняков. Они выглядят отдельными глыбами, так как с трех сторон имеют щелевидные лазы. Местами слишком узкие проходы заставляют взбираться на глыбы и тут же спускаться. В расширениях галереи глыбовые завалы покрыты слоем красной глины.

В углублениях свода Змеиной пещеры обитает один из видов летучих мышей — большой подковонос. Этот симпатичный зверек темно-серого цвета весит не более 20 граммов, назван так за нарост на мордочке в виде гладкой подковки, охватывающей ноздри с боков и спереди. На носу торчат кожистый гребень и ланцет—это не украшение и не аппарат устрашения, а своеобразная антенна. Большой подковонос издает звуки не ртом, как большинство летучих мышей, а носом, и звук распространяется на 6—8 м, тогда как у других видов всего на 1—2 м.

Большие подковоносы не образуют больших скоплений, а держатся одиночно или группой до десяти особей.

Летучие мыши чрезвычайно полезны, они уничтожают массу ночных насекомых (в том числе и многих кровососущих), вредителей сельского хозяйства. До массовых посещений пещеры летучих мышей зимовало здесь намного больше. Сейчас можно встретить от одного до пяти экземпляров.

По наклонной плите спускаемся в миниатюрное подземное ущелье (высота до 10 м, ширина на уровне пола до 2,5 м), в начале которого есть доступная щель, ведущая в боковой ход. На стенах его, покрытых мелкими кальцитовыми цветами, сохранились следы былого обводнения пещеры. Здесь длительное время существовало подземное озеро, уровень которого троекратно понижался, о чем говорят фрагменты горизонтальных кальцитовых оторочек. По высоте их над иолом можно судить о глубине озера: 2 м, 1,8 м и 1м. На полу от него остался мощный слой тонко-отмученной глины.