Смекни!
smekni.com

Путеводитель по ЮАР - Ивана Згерского (стр. 15 из 22)

ПОРТ-ЕЛИЗАБЕТ

(PORT ELISABETH)

Третий по размеру порт в ЮАР на берегу Бухты Алгоа (с 2004 г. Бухта Нельсона Манделы), и самый крупный город между Кейптауном и Дурбаном. В народе название сокращено до ПЕ.

В 1820 году, уже окопавшись в Кейптауне, англичане решили начать заселение восточных регионов. Желающих на родине не было, так что пришлось прибегнуть к рекламе. Обнищавшим после наполеоновских войн британцам предложили райскую жизнь на юге Африки. Бесплатный проезд с вещами на комфортабельном корабле, даровая ферма и подъемные в виде скота, овец и рассады. Соблазнилось немало народу, в основном городских жителей, которым терять было уже нечего. (Читайте и учитесь, турагенты!)

Корабли шли медленно, и комфорт в основном сводился к тухлой воде и червивой пище, да час прогулки по палубе. Жили верой в мечту. Прибыли к пустынным берегам, встречал их сам губернатор Руфэйн Донкин, давший название городу в честь своей любимой покойной супруги Елизабет. Далее шло умирание мечты и неизбежная урбанизация неудавшихся фермеров. Порт-Елизабет рос за счет провала плана развития английского сельского хозяйства. Интересный памятник спрятался за Городской Ратушей – несуществующему человеку по имени Престер Джон. Это - мифический король-христианин, правивший сказочным королевством Мономотапа, золото которого искали (безуспешно) первые португальские моряки, мечта о котором жила до 20-го века. Это – единственный в мире памятник этому вымышленному герою.

В честь первого поселения 1820 г. была воздвигнута 51-метровая башня у въезда в порт – Campanile. Если есть силы, можете подняться по 204 ступенькам, ведущим на смотровую площадку, откуда открывается прекрасная панорама на бухту. Недалеко начинается строительство гигантского памятника Нельсону Манделе, размах которого сопоставим со Статуей Свободы в Нью-Йорке. Когда строительство завершится, до смотровой площадки, расположенной в его голове, можно будет добраться на лифте.

Постепенно город развился как индустриальный порт и центр машиностроения (здесь находятся заводы Фольксваген, отсюда по морю автомобили расходятся по всей Африке и миру).

Вдоль прибрежной дороги вы проедете самые популярные пляжи. Напротив одного из них (King’s Beach) находится океанариум и дельфинариум, где проводят регулярные представления с участием дельфинов. Рядом же небольшой аквапарк. Второй популярный пляж – Summerstrand – находится поблизости. Напротив - новый развлекательный комплекс и казино Boardwalk. Вода в океане летом теплая – до 23ºC. Зимой не ниже 19º, что все равно теплее, чем в районе Кейптауна.

Обычная остановка в ПЕ – один день, что очень печально, учитывая обилие развлечений. Но в связи с нехваткой времени люди вылетают из аэропорта ПЕ на следующий день. Что еще посмотреть (подробнее в полной версии): Парк слонов и сопутствующих животных Addo, пятизвездочный парк Shamwari, где можно наблюдать Большую Пятерку и массу других животных. Рядом с Шамвари очень интересная «культурная деревня».

Как и в других портовых местах, в ПЕ огромное количество рыбных ресторанов, и тут можно попробовать гигантского краба. Можно организовать рыбалку, ныряние с маской или с аквалангом. Можно просто поваляться на пляже, или погулять по набережной. Порт-Елизабет часто называют “Friendly City” – «Гостеприимный город». Это чувствуется – люди приветливые, неторопливые, радушные. Мало у кого будет достаточно времени это прочувствовать, но от города у вас наверняка останется приятное впечатление.

Из аэропорта города Порт-Елизабет вы можете вылететь в любой основной город ЮАР, но чаще всего это будут: Кейптаун, Йоханнесбург или Дурбан.

НЕГРОВ НЕТ Есть черные – black. Сказать вслух «негр» - поймут и могут обидеться. Говорите между собой, что угодно, кроме негра. Черный, темный, африканец. В стране принято называть их либо African либо Black. Самое страшное ругательство для черного – Kaffir. Слово произошло из арабского языка, так называли черных рабов, не мусульман. Постепенно слово вошло в обиход белых в ЮАР, и употреблялось для обозначения черных. Сегодня слово является оскорбительным, и за его употребление можно подать в суд.

АФРИКАНЦЫ

Сразу придется объяснить две вещи. Первое, обобщать любую народность, да еще на трех страницах – просто невежливо. Второе, в ЮАР на самом деле девять лишь основных черных народов, а если посчитать всех Африканских представителей, получится несколько десятков. То, что я описываю - весьма приблизительно и кратко, основано на двух основных народах – зулу (Zulu) и коса (Xhosa).

Есть народ Банту, традиционно живший на Востоке и в центральной Африке, хотя, условно говоря, все черные люди Африки относятся к Банту. Отсюда пошло название «бантустан», и языковая группа «банту». Практически все языки африканцев – родственны. От Банту откололась нация Нгуни, которые мигрировали на Юг, заселив северную часть Южной Африки где-то в XII веке. (Весьма спорная дата, но перед вами – не диссертация). От нации Нгуни откололись племена, самые крупные из которых стали называться зулу и коса. Возможно, сначала были зулу, потом от них отделилась часть людей, и стали называть себя коза. Не суть важно.

Зулусы и коса враждуют между собой уже несколько поколений, со времен зулусского полководца по имени Чака. Чака увидел силу в единении зулусов, построил племя под своим началом. Поубивал немало врагов, насильно скрепив кланы под своей властью, создал великолепную армию. Сам придумал тактику, использованную еще Александром Македонским. В сражении прятал фаланги по бокам, потом клином пытался расколоть противника. Делал вид, что отступает, а сам подводил их под нападение своих флангов, и побеждал. Вместо копья ввел ассегай – маленькое копье для рукопашного боя. Копье метнул, и остался без оружия, с ассегаем можно воевать. Он же воевал и с племенем коса, гнал их на Запад, откуда их гнали буры. Эта вражда оставалась и при апартеиде, и использовалась правительством. Разделяй и властвуй. По сей день два племени не смешиваются, ни на бытовом, ни на политическом уровнях. Зулусы – в оппозиции, в правительстве в основном – коса.

На сегодняшний день зулу и коза стали двумя основными племенами. Есть еще и свати, и свази, и сото, и многие другие, но в принципе все они – родственники. Зулус, пришедший в город в поисках работы, прежде всего ищет поселение зулусов. При встрече неважно землячество, важен факт принадлежности к одному племени, и этого достаточно, чтобы считаться родственником. Тогда помогут, приютят, накормят.

Разделение происходит примерно так. Есть племя зулу. Все люди этого племени подчинены королю зулусов (в данный момент это Гудвил Звелатини). Они разделены на кланы, в каждом со своим вождем. Кланы поделены на еще меньшие подразделения, живущие в отдельных деревнях или краалях. Там тоже есть свой вождь. И самая малая часть – семья, где за вождя выступает муж.

Многоженство разрешено традиционно, и количество жен ограничивается финансовым состоянием. За каждую жену положено платить выкуп (лобола) - в коровах. Средний размер лобола – десять-двенадцать коров. Количество оговаривается при сватовстве, семьями молодых. В городских условиях, где коровы абсолютно не нужны, лобола определяется денежно-товарной компенсацией. Учитывая, что каждая корова стоит около $200, это немалые деньги. В таких случаях сумма уменьшается до тысячи и даже меньше для неимущих. Иногда уплата растягивается на годы, как бы в кредит, но до полного погашения уговоренной суммы брак считается недействительным. После погашения долга можно повторить брачную церемонию.

Девушки могут выходить замуж в молодом возрасте, обычно в 13-14 лет, но по традиции разрешение на замужество дает вождь. Он может задержать его до более позднего возраста. Это мало практикуется в современном обществе, но в селах традиции еще живы, и вождя слушаются. Молодому человеку, прежде чем жениться, необходимо стать мужчиной. Для этого он должен пройти ритуал инициации, посвящения.

Возраст определяет опять-таки вождь, но обычно в 15 лет. Церемония проходит одновременно с участием нескольких молодых людей, готовых к посвящению. Первым делом их отделяют от племени, поселяя в дикие места в шалаши. Там старейшина, который будет проводить инициацию, рассказывает им то, что необходимо знать будущему мужчине. Традиционно в этот период они живут полуголодной диетой, и от них ожидается поступок храбрости. В некоторых племенах это могло быть охотой за дикими животными, или акт отваги. Иногда это просто игра. Нельсон Мандела во время своей инициации украл свинью у жителя крааля.

В этом уединении молодые люди проводят несколько дней. В день накануне церемонии к ним приходят гости, в том числе женщины, которые поют традиционные песни, а юноши исполняют различные танцы. Наутро мальчиков ведут к реке или озеру, где они совершают ритуальное омовение. После в присутствии родственников и гостей, молодых людей строят в ряд, и глава церемонии вызывает их по одному на обрезание, которое совершается острым ножом, без стерилизации или наркоза. Молодой человек должен выдержать боль не вскрикнув, после чего он становится мужчиной. Отрезанную кожу ночью надо закопать, чтобы злые духи не нашли ее. Этот ритуал символизирует прощание с мальчишеством.