Смекни!
smekni.com

Путеводитель по ЮАР - Ивана Згерского (стр. 2 из 22)

Точную цифру количества народонаселения в стране назвать никто не может из-за большого количества мигрантов и нелегальных иммигрантов. Около 600 человек репатриируется из ЮАР каждый день, а всего на территории ЮАР проживает более 4 миллионов нелегальных иммигрантов.

Обратное движение тоже существует, но говорить о бегстве белого населения из ЮАР – глупо. Ежегодно из ЮАР эмигрируют 8-16 тысяч граждан. Многие едут на заработки в другие страны, с целью накопить денег и вернуться обратно. Среди них есть и белые, и черные, и «цветные».

Промышленность. Принято относить ЮАР к странам со средним уровнем развития, однако это весьма условно. Совершенно очевидно, что на африканском континенте это самая развитая страна. Судите сами: по протяженности асфальтированных дорог ЮАР занимает 22 место в мире; по количеству автомобилей - 20 месте в мире. Железные дороги на территории ЮАР имеют общую протяженность более 24 тысяч километров, больше, чем все остальные железные дороги Африки. ЮАР производит 2/3 всей электроэнергии континента и занимает 16-е место в мире по ее потреблению. Страна является самым крупным в мире производителем золота и платины, располагая 750 шахтами. ЮАР занимает первое место в мире по производству и экспорту алюминиевых силикатов, хрома, феррохрома, ванадия, вермикулита и металлов платиновой группы, здесь добывается 92% всей угольной руды Африки. Почти 90% электроэнергии производится с использованием каменного угля, и по своей себестоимости электричество в ЮАР – самое дешевое в мире.

Следует отметить, что страна, как говорится, не складывает все яйца в одну корзинку, от чего страдают практически все бывшие колонии. Золото давно ассоциируется с Южной Африкой, но его добыча составляет всего лишь 6,5% валовой продукции.

Сельское хозяйство полностью обеспечивает население продуктами питания, многие из которых экспортируются по всему миру. Так, например, до половины урожая яблок и груш идет на экспорт, четверть белого винограда и треть производимых в ЮАР вин. И это притом, что всего лишь 15% территории страны пригодны для сельского хозяйства, на которое приходится десятая часть всего экспорта страны.

Гостей поражает тот факт, что практически все автомобили на дорогах ЮАР местной сборки и отчасти производства. Самые популярные марки – Фольксваген и Тойота. Всего же в стране представлено более 30 компаний, на которых производится более 1 000 разновидностей автомобилей. Третья серия BMW с правым рулем собирается только в ЮАР и экспортируется по всем странам с левосторонним движением.

Конечно, в стране есть и свои проблемы. Профсоюзное движение, когда-то нелегальное, теперь окрепло и обладает огромным влиянием. Без согласования с профсоюзами правительство не принимает ни одного более или менее важного решения. К сожалению, рабочая сила в ЮАР недешевая. Порой компании переводят свое производство в Индию или Китай, объясняя это экономическими соображениями. Стоимость рабочей силы как таковой не столь велика. Минимальная зарплата в 300 долларов США (на 2004 год) обычно ненамного ниже средней во многих отраслях. Согласно данным ООН на 2002 год, почти 24% населения ЮАР живут на $4 в день, а 10% и того меньше - всего на $2. Несмотря на почти 90% грамотность, рабочая сила часто недостаточно квалифицирована, чем отчасти объясняется безработица, составляющая 30 процентов. Уволить члена профсоюза очень тяжело, и из-за забастовок и стачек экономика страны ежегодно теряет более миллиона человеко-дней. Работодатели жалуются на регулярные прогулы и опоздания, воровство и употребление алкоголя. Но, так или иначе, в настоящее время экономика ЮАР развивается гораздо более активно, чем за последние годы апартеида и белого правления. Инфляция с 14% (1994.) снизилась до 4% (2004). Хотя темпы развития едва превышают 3%, однако есть надежда на увеличение этих показателей. Борьба с безработицей и строительство муниципального жилья также начинают давать свои ощутимые результаты. С момента прихода к власти АНК, более 2 миллионов человек получили жилье. Хотя официальная безработица сократилась мало, большее количество населения стало экономически активным за счет роста среднего класса.

Армия - профессиональная. Всего в вооруженных силах служит 70 тыс. человек, 74% из них – африканцы. Поскольку войны нет, служба в армии в основном ограничена поддержанием общей боеспособности и помощью полиции. В полиции служит более 125 тыс. полицейских. Из них при исполнении служебных обязанностей погибает около 200 человек в год.

Государственная служба. В государственной сфере занято более миллиона служащих. При этом в некоторых департаментах объявляются вакантными до 60% рабочих мест из-за нехватки специалистов.

Зарплаты в государственной сфере можно считать средними или немного выше средних по сравнению с зарплатами на заводах и частных мастерских. Полицейский сержант получает 700 долларов в месяц, офицер – чуть больше $1000. Медсестра с опытом работы может рассчитывать на зарплату в $900 в государственном госпитале, ее ассистент получает $500. Учитель начальной школы начинает свою карьеру с зарплатой в $500, а в высшей школе преподаватель с опытом редко зарабатывает более полутора тысяч долларов в месяц. Все это – до уплаты налогов, страховок, отчислений в пенсионный фонд и фонд безработицы. Эти вычеты съедают в среднем четверть зарплаты. Если учесть, что все живут в кредит, то на руках после оплаты долгов редко остается больше 40% зарплаты. Около 8,5 млн. человек получают государственные пособия, которые, как правило, не превышают 20-30 долларов.

Преступность. Высокий уровень преступности объясняется, прежде всего, низким уровнем жизни большей части населения и высокой безработицей. Статистика часто обманчива, так как преступность распространена в основном в больших городах, и часто локализирована в каких-то определенных районах. Судя по количеству убийств, самый опасный город в ЮАР - Кейптаун. По стране каждый день убивают 54 человека. (В автомобильных авариях гибнет в среднем до 30 человек в день). Статистика по убийствам – самая надежная, так как есть тело, с ним надо что-то делать. Другие виды преступлений часто не регистрируются, потому что люди в силу разных обстоятельств часто не считают нужным делать соответствующее заявление.

Надо всегда помнить простую вещь: в любом большом городе мира необходимо руководствоваться основными правилами предосторожности, они примерно одинаковы везде. Вы же не станете ходить по Москве с торчащим из кармана кошельком, бросать сумку с деньгами и другими ценными вещами под ноги, фотографируя Кремль. Как не станете оставлять машину открытой с кожаной курткой на сиденье. Уровень преступности в ЮАР не выше, чем в любом другом мегаполисе мира, а, может быть, даже и ниже. Находясь в городе, будьте предельно бдительны. Когда же окажетесь в провинции или заповеднике, то можете расслабиться, потому что там совершенно безопасно.

ПОЧЕМУ ЛЮДИ ЕДУТ В ЮАР?

Видимо, начитались Айболита.

Впервые на землю ЮАР, как и многие, я ступил в аэропорту Йоханнесбурга. Стояло лето, вечерело, было очень тепло. Вокруг простиралась равнина, застроенная производственными помещениями и ангарами. Горизонт был в дымке. Я устал, еле стоял на ногах. Когда, выйдя из здания аэропорта, я очутился на тротуаре, то почему-то в голове проскользнуло: «Вот я и дома». С этой мыслью я не расстаюсь до сих пор.

Мне неоднократно приходится слышать нечто подобное от туристов: не имея в виду что-то конкретное, они просто чувствуют комфорт, домашнюю обстановку, уют, ауру доброго расположения и отдыха. Особенно это заметно в Кейптауне - в этом, возможно, виновата Столовая Гора (Table Mountain). Многие считают ее одним их сильнейших энергетических центров планеты - значительно сильнее пирамид, поскольку гора нерукотворна.

Люди едут сюда увидеть и испытать разное. В ЮАР для туристов есть все – и это при том, что туризм как индустрия вышел на международный рынок только после 1994 года. Кое-что, конечно, пока еще отстает от европейских стандартов. В частности, сервис может показаться слишком медлительным, пляжи дикими, а некоторые гостиницы – какими-то непривычными. Но непривычное вовсе не означает плохое. Просто здесь свои порядки. Чаще всего они вполне резонны.

Теперь же о главном. Большая часть туристов приезжает в Южную Африку побывать на природе. Здешняя природа включает в себя естественную красоту ландшафта, завидное разнообразие диких животных и, конечно, людей. Наверное, именно в таком порядке. В стране более 20 национальных парков и заповедников национального значения. Еще 5,4% страны объявлено охраняемыми территориями и 7% являются частными заповедниками, число которых перевалило уже за 500. Парк Крюгера является самым большим заповедником в мире, охватывая участки на территории ЮАР, Мозамбика и Зимбабве. В стране 8 ботанических садов, самый знаменитый из которых, Кёрстенбош, находится в Кейптауне.

Для любителей охоты здесь настоящее раздолье, кроме нескольких охраняемых видов, охота разрешена практически на все остальные. Охотятся на антилопу, зебру, льва, леопарда, даже жирафа и слона. Те, кто не хочет стрелять, могут отправиться на сафари и наблюдать за дикими животными в многочисленных заповедниках.

Протяженность береговой линии ЮАР составляет 3 тыс.км. Пляжей в привычном понятии тут нет - весь берег принадлежит государству, и проход к воде открыт практически везде. Обилие рыбы вдоль берегов ЮАР воистину колоссальное. Рыбалка и подводное плавание привлекают в ЮАР профессионалов и любителей со всего мира. Постоянный ветер создает идеальные условия для винд-серфинга и катания на волнах на досках. По винд-серфингу ЮАР уступает только Гавайям.

Немалый интерес вызывают у приезжих и местные жители, особенно, разумеется, африканцы. Обычно туристы называют их всех зулусами, но это далеко не так. Племен много, но увидеть их жизнь как она есть - не удастся. Добраться до Богом забытой деревни-крааля среди джунглей не получается даже у местных. Чтобы дать туристам возможность познакомиться с бытом и обычаями африканцев, были созданы так называемые «культурные деревни», в которых имитируют повседневную жизнь местных племен, рассказывают о разных их обычаях, устраивают танцы, носят племенную одежду, готовят традиционные блюда. Разумеется, после работы деревня пустеет, и актеры расходятся по домам европейского типа, переодеваются в джинсы и майки. Но это ничуть не убавляет интереса к самому представлению. То, что показывают в этих деревнях, реально. Так действительно танцуют, такие одежды действительно носят, такие песни поют и такую еду едят. Просто для приезжих все это сконцентрировано в одном месте.