Смекни!
smekni.com

Объекты культурно-исторического наследия Юнеско по Республике Карелия (стр. 3 из 4)

Погост Кижи был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО в 1990 году (критерии I, IV, V). Эти необычные сооружения, являющиеся вершиной плотницкого мастерства, представляют собой образец древнего церковного прихода и гармонично сочетаются с окружающим природным ландшафтом.

В настоящее время реализуется программа комплексной реставрации и укрепления уникальных деревянных построек Кижского ансамбля, эти работы осуществляются, в частности, при международной помощи.


2.2. Природно-культурный объект «Валаамский архипелаг»[10]

Валаамский архипелаг находится в Карелии, в северной части крупнейшего в Европе Ладожского озера. Глава архипелага, крупнейший остров Валаам (28 км2) дал свое имя всей группе островов (около двухсот) общей площадью 36 км2. Остров Валаам находится в 40 км от г. Сортавала, административной частью которого и является.

У острова богатая история. В VII веке он принадлежал Новгороду, в начале XVII века его заняли шведы (монастырь разрушен ими в 1611 году). С начала XVIII века Валаам стал вновь Российской территорией; в 1715 году монастырь был восстановлен. В 1918 году остров захватили финны, и только в 1940 году он возвратился в состав России. В 1979 году на Валааме создали музей-заповедник, который пользуется большой популярностью у многочисленных туристов. Природа Валаамского архипелага уникальна, необычна для Европы. Название «Валаам» предположительно переводят с финского как «высокая земля», что скорее соответствует не истине, а тому впечатлению, которое производит облик островов, монастырская обитель лежит на плечах длинной высокой скалы. Отвесные скалы, идущие и в высоту и на глубину, бушующая Ладога, проливы, озера, хвойные леса с буреломами, благодаря всему этому, Валаам представляет собой замечательное место с огромной концентрацией разнообразных достопримечательностей и красивейшей природы. Скалы, рельеф которых весьма богат и разнообразен, сложены гранитами и диабазами, местами сильно крошащимися. Диабаз – минеральное удобрение, которое способствует бурному росту деревьев. На территории острова насчитывается более 480 видов растений, многие были культивированы монахами. Остров покрыт в основном хвойными лесами (около 65% – сосна), в 1965 году получил статус природного заказника.

Валаам отделен от окружающего мира природной границей – Ладогой. В древние времена его дикие леса, коричнево–черные скалы и бушующая Ладога сильно впечатляли людей и согласно Валаамскому преданию, в глубокой древности острова были гигантским языческим жертвенником. Первый из учеников Христовых, апостол Андрей Первозванный, просвещая славянские земли, из Новгорода отправился на Валаам, где разрушил языческие капища и воздвиг каменный крест. Святой Апостол предсказал великое будущее Валааму, наступившее с основанием монастыря. Валаамский монастырь со времени его основания преподобными Сергием и Германом, был форпостом православия в Карелии и Финляндии, авторитетным духовным центром, известность которого переходила границы Финляндии и России. Монастырские скиты, церкви, часовни Валаама являются замечательными произведениями архитектуры так называемого русского стиля. Спасо-Преображенский Православный Ставропигиальный Монастырь (1887-1896 гг.) – главная достопримечательность острова и северная резиденция Патриарха Всея Руси. Включает в себя нижнюю церковь Преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев (освящена в 1892 году), и верхнюю церковь Преображения Господня (освящена в 1896 году). Настенные росписи собора, выполненые монастырскими художниками, частично утеряны и в настоящее время восстанавливаются. Собор стоит на том месте, где, по преданию, в «глубоко иссеченной скале» покоятся святые мощи преподобных Сергия и Германа, основателей обители. Со времени «второго рождения» монастыря в 1719-1721 гг. на этом месте ставились все соборные храмы: каменный Спасо-Преображенский собор, разобранный накануне строительства нынешнего и, по крайней мере, две деревянные Преображенские церкви, о которых упоминают монастырские документы 1751 и 1754 гг.

В 1940 г. службы в соборе были прекращены в связи с эвакуацией братии с острова, последовавшей в ходе советско-финляндской войны. Во времена русско-финской войны Валаамский архипелаг был частью линии Маннергейма. С тех времен сохранилась особая группа памятников фортификационного искусства, башня артиллерийского наведения, множество укреплений дотов, дзотов, пулеметных гнезд, блиндажей и т.д. Наиболее интересные военно-исторические памятники находятся на территории метеостанции на мысу Красном.Спустя полвека церкви, скиты и монастырские здания были переданы Русской православной церкви, рака над мощами преподобных восстановлена. Святыней храма является чудотворная икона Божией Матери «Валаамская». Из достопримечательностей Спасо-Преображенского собора стоит отметить два четырехугольника Келейных зданий. Внутренний четырехугольник (1785-1801 гг.) составляют самые ранние каменные здания монастыря, выстроенные игуменом Назарием, начавшим каменное строительство на Валааме. Также можно выделить Успенскую церковь (1785 г., в XIX в. перестроена), Святые врата и надвратная церковь св. апостолов Петра и Павла (1809 г.), церковь Живоносного источника и Живоначальной троицы, старое Братское кладбище с захоронениями монахов и благотворителей монастыря. В первом десятилетии XX века в южной части острова Валаам был создан комплекс так называемого «Северного Иерусалима», состоящий из Воскресенского и Гефсиманского скитов. Для братии, искавшей большего уединения, на разном расстоянии от монастыря на самом Валааме и других островах в свое были также устроены скиты, сохранившиеся до наших дней, и являющиеся местами посещения верующих и туристов. С середины XIX века монастырь стал постоянным местом паломничества столичных жителей, круглый год посещали обитель православные карелы финляндского (северо-западного) и восточного побережий. В 20-30-х гг. XX века остров принимал туристов из 30 стран мира: Валаамский монастырь автономной Финляндской православной церкви был популярным объектом международного туризма, достопримечательностью страны, став в последствие таковым и для России, в связи с чем и был включен в 1996 году в Предварительный список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО как смешанный природно-культурный объект.


2.3 Петроглифы Карелии

В истории ЮНЕСКО были случаи включения в Список всемирного наследия петроглифов – в Норвегии (Альта) и Швеции (Танум). Петроглифы Карелии относятся к числу уникальных объектов культурного наследия Северной Европы. Это ценнейшие свидетельства далекого прошлого, дошедшие до нас от эпохи неолита. Их возраст 5-6 тысяч лет. На территории Карелии известно два крупных скопления наскальных рисунков: археологический комплекс «Беломорские петроглифы», расположенный в низовье реки Выг (IV - III тыс. до н.э.) и археологический комплекс «Онежские петроглифы», расположенный узкой полосой длиной 20 км на наскальных выходах побережья от устья реки Водла до устья реки Черная. В 2001 году решением ЮНЕСКО карельские петроглифы включены в Список 100 памятников истории и культуры мирового значения[11].

Рассмотрим один из археологических комплексов, представленных на территории Карелии – петроглифы Онежского озера, расположенные на мысах Бесов Нос, Карецкий Нос, Пери Нос, Кладовец Нос, Гажий Нос, на полуострове Кочковнаволок и на прибрежных островах[12]. Этот археологический комплекс включает 23 скопления наскальных рисунков, состоящий из более чем 1200 изображений. Рисунки выполнены техникой точечной выбивки, при которой на отполированной ветром и водой поверхности гранита образуется более светлое силуэтное изображение в виде неглубокой гравировки с шероховатой поверхностью.

Среди Онежских петроглифов преобладают фигуры водоплавающих птиц (лебеди, утки), лосей, лодок с гребцами, солярные и лунарные знаки. Реже встречаются изображения рыб, людей, змей и т.д. На западном мысе Бесова Носа находится самое, пожалуй, известное из онежских петроглифов изображение – бес. Это угловатая человеческая фигура с раскинутыми и согнутыми в локтях руками и сильно согнутыми в коленях ногами. Голова имеет четырехугольную форму, на ней двумя кружками показаны глаза (один глаз слепой, другой - зрячий), прямая черта между ними означает нос, а изогнутая линия под нею – рот. Фигуру пересекает идущая вдоль всего туловища трещина, образовавшаяся до появления фигуры беса на скале. Воронка в полости рта и оббитая трещина свидетельствуют о том, что беса поили и кормили, скорее всего, кровью убитых животных. Рядом с бесом – изображения выдры и налима. Поверх изображения беса выбит христианский крест. Выбили его, вероятно, в XV веке монахи Муромского монастыря. На Полуострове Кочковнаволок расположена самая большая фигура (лебедь), имеющая длину 3 метра.

Оконечность мыса Бесов Нос – скорее всего, то самое место, откуда и началось оформление культового центра-святилища восточного побережья Онежского озера. Создавалось оно на протяжении длительного времени – нескольких сотен, а возможно, и полутора тысяч лет населением, изготовлявшим ямочно-гребенчатую керамику, распространенную в Карелии во второй половине IV-III тыс. до н.э.

Археологический комплекс «Онежские петроглифы» находится на одном из самых живописных мест Русского Севера. Скалы, песчаные пляжи, дюны и сосновые боры на берегу безграничного синего озера производят неизгладимое впечатление.

Территория групп петроглифов, расположенных к северу от устья реки Черной частично благоустроена для использования в туристских целях: проложены тропы, установлены информационные щиты и указатели. В настоящее время планируется благоустройство территории группы петроглифов на полуострове Кочковнаволок.