Смекни!
smekni.com

Амбивалентность, индифферентность и социология чужого (стр. 2 из 4)

II

Примеры, приведенные выше, не случайно относятся исключительно к родовым обществам или социально дифференцированным обществам Древнего мира. Этому соответствуют типы структурной интеграции чужих, которые присущи данным общественным формациям. В родовых обществах все механизмы, по-видимому, направлены на то, чтобы как можно быстрее избавиться от факта присутствия чужого. Чужих убивают, передают им власть над родом, которая лишает их потенциальной мистической силы. После этого можно превратить их в рабов и/или адаптировать через включение в систему родственных отношений, что делает их чуждость незаметной. В трактовке Зиммеля, чужой, который »сегодня приходит и завтра остается», в родовых обществах не предусматривался. В древних социально дифференцированных обществах ситуация с чужими совершенно иная. Именно возникающая дифференциация социальной организации открывает позиции и для чужих. Все традиционные высокоразвитые культуры знают, кроме внешних чужих, термины и для внутренних, местных чужих. Согласно теории, разработанной Ирвином Д. Риндером (Rinder, 1958), чужие в традиционных обществах осваивают статусные лакуны. То есть они не занимают позиции, которые могут быть заняты и местными жителями, что вызвало бы конкуренцию с последними, а обычно встречаются там, где явны лакуны социальной организации. При этом речь может идти о разрывах и запретах на взаимодействие внутри социальной иерархии, о воспрещенных по ритуальным причинам видах профессиональной деятельности, о посреднической деятельности, которой сложно овладеть из-за напряженности социальной организации и о многом другом. В ролях чужих всегда присутствует момент инновации, и в то же время они оказываются изолированными в статусных нишах от общественной среды, что уменьшает исходящее от них преобразовательное давление.

Эти данные согласуются с соображениями о функциях корпораций в сословных обществах (ср.: Stichweh, 1991). Корпорации также допускаются, чтобы сделать возможными инновации и одновременно уберечь традиционную социальную структуру от далеко идущих воздействий с помощью формы корпорации и связанных с ней ограничений. Не случайно, что многие важные корпорации Европы Средневековья и раннего Нового времени - например, ремесленников или магистров и школяров - по сути, были корпорациями чужих. Те функции, которые имеет освоение чужими статусных лакун, в начале наших рассуждений уже анализировались под углом зрения стабилизации и сохранения амбивалентности.

III

Для дальнейших рассуждений решающим является вопрос, как связаны амбивалентность и «чужой» в современном обществе. Остается ли чужой исходной точкой общественной институционализации амбивалентности? Для начала следует отметить, что только что описанная в общих чертах модель структурной интеграции чужих в древних стратифицированных обществах во многом присутствует и в современности. Современные чужие также занимают лакуны социальной организации, хотя здесь идет речь скорее о функциональных лакунах, нежели о статусных в приведенном выше смысле. Теории этнических анклавов, «middleman minorites» и другие, родственные им, документируют феномены этого типа (ср.: Bonacich, 1972; Portes). Но это - лишь продолжения в новой организации общества когда-то установившейся модели. Они, скорее всего, не дают представления о специфичной новизне современной ситуации.

Мой тезис заключается в следующем: структурные модели закрепления амбивалентности и социальное обхождение с чужими в современном обществе теряют свою тесную сопряженность. Мы имеем дело с двумя принципиально новыми тенденциями развития, которые я в дальнейшем опишу.

Начиная, самое позднее, с Роберта Кинга Мертона (Robert King Merton), известно, что амбивалентность в современном обществе является непременным элементом институционализации ролей, в особенности профессиональных (см.: Merton, 1976). Мертон исходит из того, что профессиональные роли институционализируют переплетение норм и контрнорм, в котором, возможно, предпочтение отдается какой-либо одной из сторон, но оно никоим образом не скрывает в себе подавление противоположной стороны или ее нерелевантность. Одним из лучших примеров этого является описанная Бухером и Штраусом (Bucher, Strauss) структура: ориентация врача в современном обществе определяется »отстраненной заботой» (»detaiched concern»), видом эмпатического соучастия, которое сочетается с отстраненностью (Bucher/Strauss). Ясно, что невозможно удовлетворять одновременно обеим сторонам этой нормативной структуры ожиданий, и в этой связи, по Мертону, возникает колебание, которое беспрестанно пытается за счет вероятно быстрой смены удовлетворять сначала одному, а затем и другому императиву. Это предпринятое Мертоном определение амбивалентности - через институционализацию противоречащих друг другу норм и колебание как способ разрешения этого противоречия, - кроме прочего, показывает ее родственность понятию парадокса, которое столь же охотно определяют через нескончаемые колебания как одну из структур парадокса. Разница парадокса и амбивалентности заключается именно в характеристике нескончаемости. Парадокс является более строгой формой в том смысле, что он неизбежно - в соответствии со своей внутренней логикой - каждый раз ведет к другому полюсу. У Мертона мы не находим объяснения этой вездесущности амбивалентности; но можно предположить, что он сослался бы на растущую дифференциацию общества и соответствующую ей плюрализацию ролевых отношений, которой в отдельной роли можно удовлетворять лишь через противоречивый набор норм.

У Парсонса (Parsons) также несложно найти параллельные рассуждения, хотя слово «амбивалентность» и не занимает центрального места в его понятийном аппарате. Обратимся к «типовым переменным» (pattern variables). Очевидно, что в этих альтернативных ориентациях, таких как универсализм versus партикуляризм или аскрипция (атрибуция) versus ориентация на достижения, речь идет не об альтернативах выбора, которые эволюционно были бы однозначно закодированы, так что когда-нибудь навсегда установился бы, например, один лишь универсализм без всякой возможности возврата партикуляризма. Гораздо плодотворнее понимание этих альтернатив как взаимодифференцируемых измерений, что означало бы возникновение контекстов, в которых наблюдением в особенной мере управляют в каждом случае отдельные переменные из pattern variables. Тогда аскриптивный контекст более интенсивно наблюдал бы принадлежащих к нему в отношении их достижений. Это можно хорошо изучить, обратясь к истории европейского дворянства (см.: Stichweh, 1991). Но это значит, что каждое отдельное измерение или каждая типовая переменная вызывает колебание между двумя своими полюсами.

Хороший пример мы находим у того же Парсонса в его социологии профессии, в его парадигме терапевтической деятельности, которая относится в первую очередь к психотерапии и воспитанию. Одним из элементов этой парадигмы является различение »отказа от принципа взаимности» («denial of reciprocity») и «дозволения» (»permissivenes»). Здесь имеется в виду, что, с одной стороны, человек ведет себя снисходительно по отношению к отклонившемуся от нормы, то есть воздерживается от осуждения, что в результате лишь затруднило бы общение. Такому поведению противостоит императив «отказа от принципа взаимности»: снисходительное отношение никоим образом не должно превращаться в попустительство, которое может укрепить преступника в его девиации. Должно быть недвусмысленно ясно, что лечащий или воспитывающий человек никоим образом не чувствует себя причастным к проблематичному действию. В этом случае также очевидно, что в терапевтическом процессе выделяются отдельные фазы.

Третий пример глубокого структурного закрепления амбивалентности в современном обществе дает положение о парадоксальном конституировании социальной системы посредством бинарных кодирований, которые как дуальности оценивания управляют процессом дифференциации систем функций. Этот тезис принадлежит Никласу Луману (Niklas Luhmann). Генерирующие систему функций двоичные коды являются своего рода кодами предпочтения в смысле выделения одной из двух сторон. Но эти коды служат внутрисистемными механизмами различения, что означает, что никакая система не может концентрироваться на позитивной стороне кода, чтобы таким образом бесспорно утвердить свою идентичность. Такую позицию еще можно встретить в позднем Средневековье, когда, например, наука воспринималась как своего рода секта, которую как сообщество веры объединяла приверженность истине. Современная наука, напротив, принципиально скептически относится к возможностям истины, которые для нее достижимы. Но еще важнее то, что она часто видит возможности собственного развития именно на стороне неистинного, в фальсификации, в выдвижении рискованных гипотез, про которые заранее известно, что они могут быть неистинными, и, наконец, в научной критике, превращающей считавшиеся верными суждения в ложные. Но возможно и обратное перемещение - со стороны неистинного на сторону истинного.