Смекни!
smekni.com

Сущность времени и его величины (стр. 2 из 13)

Как видим, тот факт, что в настоящем нет места движению, вовсе не мешает двигаться в пространстве и во времени. Однако возможность путешествия во времени ограничена единственным маршрутом - от одного настоящего к другому, приходящему ему на смену в соответствии с причинно-следственными закономерностями. Иной маршрут невозможен, поскольку всё, что существует, существует в настоящем, являясь его содержанием, определяющим преходящие конкретные формы-моменты его проявления. Существовать - значит быть составной частью настоящего, выйти из которого можно лишь в небытие. Только настоящее, как отмечалось, обладает непосредственным существованием. Прошлые и будущие события, являющиеся содержанием одноимённых им времён, не имеют материальной основы своего существования только лишившись её события настоящего и становятся "прошедшими", исчезая при этом с арены бытия, оставляя на ней лишь следы, результаты своего появления, т.е. не способны проявить себя и потому "существуют" лишь в нашем сознании, в наших представлениях о том, что было, и о том, что может быть. Поэтому единственный способ движения во времени - преобразование, "движение" настоящего. Этот принцип и лежит в основе действия реальных машин времени - всех протекающих в природе процессов.

Глава III

Способ проявления времени. Причина его одномерности и однонаправленности.

Время не есть движение, но и не существует без движения...

Аристотель.

Мы обнаружили, что сами материальные процессы осуществляют течение времени, определяют своим содержанием каждый его момент, сами образуют присущую им длительность, наглядно показывая тем самым, что время есть именно СПОСОБ существования движущейся материи, её атрибут, а не внешнее условие её существования, не некая субстанция идея которой сродни идее теплорода или флогистона и не субъективная форма координации явлений. Но поскольку всякий процесс образует свою собственную последовательность сменяющих друг друга состояний в которой проявляется причинно-следственная закономерность его протекания, определяющих своим появлением ту или иную стадию его протекания и этим выступающих моментами его времени, собственные временные связи, отношения отражающие порядок следования этих состояний, т.е. имеет собственную временную составляющую, то всякий процесс обладает СОБСТВЕННЫМ временем как способностью к образованию временных отношений, воплощая и олицетворяя его своим существованием. Никакого другого времени мы и не наблюдаем. Т.е. ВРЕМЯ ПРОЯВЛЯЕТСЯ НЕ ИНАЧЕ, КАК В ВИДЕ СОБСТВЕННЫХ ВРЕМЁН РАЗЛИЧНЫХ МАТЕРИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В КАЧЕСТВЕ ОПРЕДЕЛЁННОЙ СТОРОНЫ, СВОЙСТВА ИХ процессов ПРОТЕКАНИЯ. При этом ТЕЧЕНИЕ ВРЕМЕНИ КАК ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ СМЕНЯЮЩИМИ ДРУГ ДРУГА СОСТОЯНИЯМИ МАТЕРИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИМИ ПРЕХОДЯЩИЕ МОМЕНТЫ ВРЕМЕНИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В ФОРМЕ, СПОСОБЕ И МЕСТЕ ПРОТЕКАНИЯ КОНКРЕТНЫХ ПРОЦЕССОВ.

В этих конкретных, имеющих собственное "лицо" отдельных временах и существует Время, время как ВСЕОБЩЕЕ свойство процессов. При этом собственное время каждого из них представляет собой реальное воплощение диалектического единства общего, особенного и единичного в проявлении временного свойства. Только единичное и является, как известно, носителем общего и особенного. И каждый материальный процесс обладает только собственным временным свойством. Но образуя СВОЮ длительность, СВОЁ время, обладающее сугубо индивидуальными чертами, "персонифицирующими" его, делающими его единичным явлением, этот процесс тем самым проявляет такое свойство, которое проявляют и все другие процессы - длительность, время, т.е. проявляет, с той или иной особенностью, ОБЩЕЕ для всех их свойство. Они обладают этим общим свойством как общим способом, общей закономерностью протекания процессов. Это то общее, что все они образуют изменением своих состояний, своим конкретным способом существования, что содержится в каждом из их собственных времён. Или иначе, длительность конкретного, единичного процесса, его собственное время - не что иное, как общее временное свойство в "исполнении" этого процесса. При этом время биологических, химических, геологических и т.д. процессов может рассматриваться в качестве, соответственно, "биологического", "химического", "геологического" и т.д. времени. Но это всего лишь внешние особенности проявления временного свойства различными процессами, особенности конкретной формы, конкретного способа его проявления. Общим же для всех этих разновидностей времени является то, что каждый момент любого из этих времён определяется преходящими состояниями соответствующих процессов содержащими в себе, своём появлении причину своего исчезновения и тем самым, ввиду неуничтожимости материи, причину появления новых состояний, а течение каждого такого времени генерируется сменой состояний этих процессов. Т.е. общим для них является их материальная природа и способ их проявления различными процессами путём смены их состояний и образования последовательности этих сменяющих друг друга состояний, которым все эти процессы, являясь различными формами движения, обладают как Общим Способом Движения, и который выступает тем самым Общим Способом Времяобразования.

Этот естественный способ проявления времени и предопределяет его основные свойства. Например, его одномерность. Временные отношения между различными состояниями а тем самым и соответствующими моментами собственного времени любого процесса одномерны несмотря на трёхмерность пространства, в котором они реализуются, так как характеризуют ПОРЯДОК СЛЕДОВАНИЯ, ПОЯВЛЕНИЯ этих состояний относительно друг друга, который возникает в результате их смены друг другом и приводит к образованию ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ сменяющих друг друга состояний процесса, в которой все они располагаются лишь друг за другом, друг после друга, выстраиваясь тем самым в один ряд, в одну цепочку, благодаря чему для определения их временных отношений - отношений в порядке их появления - достаточно одной временной координаты этих состояний, фиксирующей условный порядковый номер их появления в ряду сменяющих друг друга состояний и тем самым однозначно определяющей их место в этом ряду. По той же причине эти отношения одномерны и между различными событиями, сменяющими друг друга в какой-либо последовательности.

Не приводит к многомерности времени и наличие множества различных процессов, каждый из которых обладает собственным временем, поскольку состояния и различных процессов также связаны между собой порядком своего появления, который располагает их в один ряд, в одну "очередь на существование" и тем самым образует общую последовательность определяемых ими моментов собственного времени различных процессов. Благодаря чему собственные времена различных процессов сливаются в общий поток времени нашего бытия. Т.е. собственное время каждого процесса не привносит с собой некоторое дополнительное направление течения времени. Оно лишь обогащает его проявление, каждый преходящий его момент, внося свои штрихи в общую изменчивую картину настоящего времени, подпитывая собой его непрекращающийся поток - последовательность состояний различных процессов, определяющих преходящие моменты существования нашего непреходящего бытия. При этом, с одной стороны, все состояния различных материальных процессов, не связанные друг с другом отношением раньше или позже, т.е. все сосуществующие или одновременные состояния различных процессов, занимают одно и то же место в ряду сменяющих друг друга состояний процессов выступая "коллективным" членом этого ряда, приобретая один и тот же условный порядковый номер существования. Причём в данном случае не важен механизм выявления одновременных состояний, важно лишь то, что они существуют, а с другой стороны - определяют собой, своей преходящей конкретной формой СОсуществования общие для различных процессов моменты настоящего времени, их общее время, в котором собственное время каждого из процессов представляет собой, по сути, лишь его собственную составляющую этого общего для всех времени, каждый момент которого определён совокупностью одновременных состояний этих процессов выступающих при этом частью общего, охватывающего всех их процесса - частью бытия. Поэтому для определения времени любого события - его места в ряду, в потоке других событий и состояний, сменяющих друг друга - и достаточно одного "ручейка времени", одной-единственной временной координаты по любым часам представляющей собой условный порядковый номер одновременного событию члена временной последовательности сменяющих друг друга состояний этих часов.

Обобщая, можно сказать, что время одномерно, т.к. на смену одной конкретной форме проявления материи одному настоящему нашего бытия приходит ЕДИНСТВЕННАЯ другая единственное другое его настоящее. Или, иначе, за одномерностью времени скрывается способность материального содержания нашего бытия проявлять себя всегда лишь в какой-либо одной конкретной форме, благодаря чему в условиях его постоянной "неудовлетворённости" собственным результатом формообразования образуется ЕДИНСТВЕННАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ сменяющих друг друга конкретных форм проявления материи моментов времени её существования, для "ориентации" в которой достаточно одного измерения.