Смекни!
smekni.com

Категории трансперсональной психологии (стр. 3 из 5)

5. Гуманитарные проблемы, то есть человек, исследования сознания и вопросы духовного развития, должны стать эпицентром общественных отношений, тем стержнем на который могут быть нанизаны все социальные институты: политические, экономические, правовые и прочие.

Духовное развитие - это врожденная способность каждого человеческого существа к эволюции. Это движение по направлению к целостности, к раскрытию полного потенциала индивида. Оно является таким же естественным для всех, как рождение, психический рост и смерть, это интегральная часть нашего существования. Духовное самораскрытие - эволюционный процесс, ведущий к более зрелому и более полноценному образу жизни. Мистические учения всех эпох вращались вокруг идеи о том, что погоня исключительно за материальными целями и ценностями не означает полного выражения потенциала человеческих существ. Согласно этой точке зрения, человечество является частью творческой космической энергии и разума, и в этом смысле едино и соразмерно с ними. Раскрытие божественной природы человека может привести к образу жизни, как индивидуальному, так и коллективному, который будет несравненно превосходить то, что обычно считается нормой. На протяжении столетий целые культуры считали внутреннюю трансформацию необходимым и желательным аспектом жизни. Во многих обществах были разработаны сложные ритуалы и медитативные практики, игравшие роль катализаторов духовного пути и способствовавшие духовному развитию. Человечество накопило большой запас поистине драгоценных открытий, прозрений и чувств связанных с процессом духовного пробуждения и запечатленных в живописи, поэзии, литературе, музыке и тех описаниях которые были сделаны различными мистиками и пророками. Некоторые из наиболее прекрасных и драгоценных шедевров искусства и архитектуры утверждают именно области мистического опыта.

Приоритет духовного измерения над материальным признавал еще сам Аристотель, заложивший мировоззренческие основания, использовавшиеся западной наукой более двух тысяч лет. По Аристотелю, изучение человеческой души и созерцание величия Бога, важнее изучения материального мира. Виктор Гюго, как бы развивая пафос античного классика, писал: “Есть одно зрелище величественнее моря - и это небо; есть одно зрелище величественнее неба - и это недра души “.

В ХХ веке, Карл Ясперс, говорил, что вне устремления к трансценденции, происходит деградация человеческой личности, её растворение в обыденности. При внимательном изучении идей подавляющего большинства патриархов западной науки, таких, как Декарт, Ньютон, Лейбниц, Парацельс, Иоган Кеплер, а так же Гейзенберг, Бор и Эйнштейн, выясняется, что их мировоззрение в основе своей было высоко духовным и тяготело к тому, что мы называем мистицизмом.

Даже беглое изучение литературы по психологии творчества и гениальности показывает, что истинное артистическое, художественное, научное, философское и религиозное вдохновение инспирируется изменёнными состояниями сознания и инспирируется из трансперсональных источников. Общая форма идеи или системы мышления приходит по внезапному вдохновению, часто задолго до того, как развитие данной области способно её оценить. Могут понадобится годы, десятилетия или даже века, что бы создать условия для её принятия. Древними примерами этого механизма могут служить атомистическая теория Левкиппа и Демокрита и идея возникновения жизни в океане, сформулированная ионийским философом Анаксагором.

Представление о распределении информации по всей Вселенной и всем её частям в древнем джайнизме или идея взаимопроникновения всех вещей составляющая основу буддизма, могли казаться странными до обнаружения волновой природы Вселенной и холономических принципов. Равным образом, древние космогенетические системы, рассматривающие свет, как творческий принцип Вселенной получили неожиданное, независимое подтверждение в науке, благодаря открытию особой роли фотонов, среди субатомных частиц , и в контексте теории процесса Артура Янга [Young, 1976] [1] Альберт Эйнштейн, открыл принципы теории относительности в измененном состоянии сознания; по его собственному описанию большинство инсайтов, пришло к нему в форме кинестетических ощущений в мышцах. Считается, что Рихард Вагнер, галлюцинотивно слышал большую часть написанной им музыки, а Вольфганг Амадей Моцарт утверждал, что часто симфонии целиком готовы у него в голове, прежде, чем он их запишет. Устои мусульманской веры, были переданы Магомету в состоянии “экстаза приближающегося к уничтожению”, когда он ощущал присутствие Аллаха. [ Grof, 1988]

Чарльз Тарт - профессор калифорнийского университета, широко известный своими революционными исследованиями в области дистантных взаимодействий и биологической обратной связи - писал : “ Если вы хотите, что бы кто то стал хорошим гражданином, вы должны полностью увлечь его деятельностью подобающей настоящему гражданину, тогда у него не останется времени и энергии ни на что другое. ” [ Tart, 1975] В этом остроумном наблюдении, заключена важная мысль - именно исследования сознания и духовное развитие - являются теми достойными альтернативами, наблюдаемому нами смятению в умах и постепенной интеллектуальной и нравственной деградации общества, его люмпенизации и вырождению.

6. Обобщение предельных оснований, современной мировой социально политической и управленческой мифологии, ясно показывает, что ключевым звеном всех общественных отношений , рассматриваются отношения эвконолмические, то есть ориентированные на производство, перераспределение и потребление материальных благ. Но экономика, это всего лишь один из аспектов всей экологической и социальной структуры. Современный конгломерат экономической теории и практики, построен на определенной системе ценностей и на определенном взгляде на человеческую природу. Если этот взгляд изменить, то нужно будет изменить почти все экономические теории.

Современная экономика появилась во времена научной революции в эпоху просвещения. В те времена, критическая аргументация, эмпиризм и индивидуализм, стали доминирующими ценностями.

Вместе с мирской и материалистической ориентацией, это привело к развитию производства личного имущества и предметов роскоши, а так же к манипулятивной ментальности прошлого века. Новые обычаи и виды деятельности привели к созданию новых социальных и политических институтов и направили экономическую науку, на стезю теоретизирования о наборе специфических видов экономической деятельности. Теперь эти виды деятельности - производство, распределение, кредитование и прочие, стали нуждаться вдруг в солидной поддержке. Они требуют не только описания, но и рационалистического объяснения. Изменение мировоззрения и ценностей в XVII веке, создало тот самый контекст для экономической мысли. Строго говоря, современная экономика начинается с Уильяма Петти (современник Ньютона). Её общие контуры, обрисованы в книге Петти “Политическая арифметика”. Метод Петти, состоял в замене слов и аргументов, числами, весами и мерами. Он выдвинул так же набор идей, ставших обязательной основой для теории Адама Смита и поздних экономистов. Например идея объективного определения цен спросом и предложением, развитая в последствии Джоном Локком, или миф о свободном рынке, нашедший своё позднее завершение в концепции Адама Смита.

Вообще сегодняшняя экономика, является пережитком ХIX века и совершенно несостоятельна при решении современных проблем. Она фрагментарна и неполна, ограничивая чисто количественным анализом и отказываясь от взгляда на реальную суть вещей. Фрагментарность и отсутствие ценностей, распространяется так же и на технологию, которая отстраняет людей и от созидательной и полезной работы, которая им больше всего по душе, предоставляя в то же время массу рутинной, фрагментарной и разобщающей работы, которая им вовсе не нравится. Все товары и труд сводятся лишь к их стоимостному выражению, а социальные и экономические издержки, порождаемые всеобщей экономической деятельностью, игнорируются. Частные доходы все в большей степени получаются за общественный счет и ценой ухудшения окружающей среды и общего качества жизни.

Британский экономист Фриц Шумахер, направленность разработок которого, соотносима с тенденциями новой научной парадигмы [1], считал, что концепция благосостояния должна быть отбросить свою скрытую суть, основанную на капитале и материальном потреблении и переопределить её как “человеческое обогащение”. Понятие прибыли, следует переосмыслить, что бы она значили только создание реального достатка, а не частную или общественную прибыль созданную за счет общественной эксплуатации.

Сегодняшний развал экономики, заставляет подвергнуть сомнению базовые концепции современной экономики. Аномалии, которые экономисты не могут более игнорировать, уже болезненно сказываются на жизни каждого гражданина. Тупиковое положение в экономике (рост дефицитов и задолжностей, перед лицом продолжающегося разрушения окружающей среды; соседство нищеты с прогрессом; инфляция [2]) основано на системе мышления, которая давно устарела и нуждается в пересмотре. “Экономическая наука “, возвела на престол самые непривлекательные из наших страстей: стяжательство, соперничество, обжорство, гордыню, эгоизм, узколобость и наконец обычную жадность. Главный недостаток современной экономики - конкуренция в ущерб кооперации. Социал-дарвинисты, ошиблись в том отношении, что они рассматривали природу поверхностным взглядом, и видели и видели только кровь на костях и зубы. Но они не видели молекулярного уровня кооперации, потому, что он слишком тонок.