Смекни!
smekni.com

Категории трансперсональной психологии (стр. 5 из 5)

Рассуждать об этом можно очень и очень долго - тем не менее в ходе бурных обсуждений проблем перенаселенности, загрязнения окружающей среды, нарушения экологического равновесия и военных столкновений, периодически вспыхивающих в разных частях света, лишь немногие дают себе отчет в том, что великие страны, встали на путь саморазрушения, оказались парализованными вследствие многочисленных внутренних противоречий и задыхаясь под горами бумаги. Люди, которые не доверяют себе и друг другу, обречены. Из всего сказанного можно сделать еще один вывод. Ни индивид, ни общество, не могут поднять себя над землей, за шнурки от собственных ботинок, хотя люди постоянно говорят, что пришла пора сделать это. До тех пор пока прилагаем - физические или моральные - усилия, что бы улучшить мир или себя, мы просто попусту растрачиваем энергию, которая при других условиях, могла бы быть расходована на осуществления того, что может быть сделано. Мы просто должны пойти на риск и начать доверять себе и другим. Но это только начало пути. Мы должны осуществить прорыв к творчеству, к внутренним скрытым резервам человека. Мистики считают, что человечество находится еще в младенческой стадии своего развития, эволюция не заканчивается на человеке в его обыденном выражении. Вектором эволюции человека, по-видимому является трансперсональное измерение сознания, для которого нет никаких границ, и об этом убедительно свидетельствуют революционные открытия современной психологию. Социальность должна быть устроена таким образом, что бы существовали условия для раскрытия такого потенциала - в этом наверное главная идея. Но усилия наши должны быть направлены прежде всего на самих себя и на тех кто находится рядом с нами. Изменение социальности, это процесс, который имеет отношение прежде всего к сверхчеловеческому миру архетипов и коллективного бессознательного. Динамика социального развития, находится в прямой зависимости от динамики распространения идей. Нельзя сказать, что бы современное общество испытывало недостаток позитивных, жизнеутверждающих и духовно ориентированных идей. Проблема здесь скорее в том, что идеи эти, еще не захватили достаточное количество умов, для того что бы они смогли сработать в контексте социальной синергетики.

Сознательное и бессознательное сопротивление новым, эволюционным потоком знания, не слишком изученная страница истории, так как содержит не только эпизоды борьбы с новым знанием, но и возможно задевает многих из ныне здравствующих патриархов науки или политики. В психической и социальной сути человека, лежит что то, притягивающее к устоявшимся интеллектуальным “магнитам” прошлого. Не зря Томас Кун, говорит о смене поколений ученых как о, возможно, единственном способе смены научных парадигм.

И действительно, основная причина конфликта “новаторских” и “консервативных” тенденций в интеллектуальной сфере - всё- таки психологическая. Прежде всего та, что “новаторы” - активные, творческие (пассионарные, в терминах Л. Н. Гумилева ) - как бы иначе психологически заряжены, - вектор их сознания иной, имеет, так сказать и другую напряженность, нежели, чем у представителей пассивной части, тех кто из своего интеллектуального и интенционального поля сделал средство для спокойного и, может быть безбедного существования. Пассивные и консервативные люди зачастую воспринимают новые тенденции как угрозу их безоблачному существованию.

В заключении. хочется привести цитату мыслителя, слова которого вынесены в эпиграф. Это известный русский ученый Василий Васильевич Налимов - наш современник и автор большого количества философски ориентированных междисциплинарно ориентированных работ, идеи которых, позволяют причислить Налимова, к представителям новой парадигмы в отечественной науке. Он писал: “ Нам нужны новые смыслы, или точнее - нужно радикальное переосмысление прежних смыслов. Трагичность состоит в том, что процесс переосмысления должен идти в очень широком, невиданном доселе ракурсе. Готовы ли мы к этому?

Надо признать, что Мироздание погружено в Тайну. Нельзя её разгадать. Не надо и пытаться её разгадывать. Надо просто её признать. Её образ - видимый всегда лишь смутно - должен непрестанно расширятся и углубляться. Надо начать приближаться к ней понимая, что она всегда ускользает, и тем дальше, чем больше мы будем приближаться.

Надо суметь использовать взаимосвязано все приобретенное человечеством на пути его становления - рациональное и иррациональное, эстетическое и мистическое. . . ”