Смекни!
smekni.com

Философы (стр. 3 из 6)

1709-1751гг

Ламеттри Жюльен Оффре де

Французский философ-материалист, врач. Основные работы: “Человек-машина” (1747), “Система Эпикура” (1750). Учение Ламеттри исходит из физики Декарта и сенсуализма Локка. Ламеттри признавал протяженную, внутренне активную, ощущающую материальную субстанцию. Формы материи – органическое, растительное и животное царства (к последнему относится и человек), между которыми по Ламеттри, нет качественных отличий. Ламеттри отрицал всеобщность мышления. Последнее присуще только человеку и рассматривается как результат сложной организации материи. Способность мышления принимается как сравнение и комбинирование представлений, возникших на основе ощущений и памяти. Ламеттри – представитель механицизма, вместе с тем постепенно приближался к идеям эволюции. Главными причинами исторического развития считал просвещение и действия выдающихся личностей, был сторонником просвещенного абсолютизма. Атеизм Ламеттри ограничен, он выступал за сохранение религии для народных масс.

1711-1776гг

Юм Давид

Английский философ-идеалист, психолог, историк. Задачу знания Юм видел не в постижении бытия, а в способности быть руководством для практической жизни. Единственный предмет достоверного знания по Юму – объекты математики, все другиепредметы исследования касаются фактов, которые не могут быть доказаны логически, а выводятся только из опыта. Все суждения о существовании происходят так же из опыта, который Юм понимал идеалистически: действительность – лишь поток “впечатлений”, причины которых неизвестны и непостижимы. Вопрос о том, существует ли объективный мир или нет, он считал неразрушительным. Одно из основных отношений, устанавливаемых опытом,- отношение причины и действия; оно не может быть выведено ни из интуиции, ни путем логического анализа и доказательства. Из того, что одно явление предшествует другому, нельзя вывести, будто предшествующее – причина, а следующее за ним – ее действие. Даже самое частое повторение связи событий во времени не дает знания скрытой силы, с помощью которой один объект производит другой. Но люди склонны заключать от наблюдавшихся в прошлом действии известных предметов к сходным действиям этих предметов и в будущем. Делают они эти заключения только в силу привычки. Таким образом, Юм отрицал объективный характер причинности. Поток наших впечатлений не есть, по Юму, совершенный хаос: некоторые объекты представляются нам яркими, живыми, устойчивыми, и этого, согласно Юму, вполне достаточно для практической жизни.При этом необходимо лишь понимать, что источником практической уверенности служит не теоретическоезнание, а вера. В этике Юм развил теорию утилитаризма, объявил полезность критерием нравственности; в философии религии ограничился ограничением допущения, будто причины порядка во Вселенной имеют некоторую аналогию с разумом, но отверг при этомвсякое богословское и философское учение о Боге. Основной труд – “Исследование о человеческом разуме” (1748). Юмовский агностицизм оказал значительное влияние на современный идеализм, послужив одним из главных идейных истоков неопозитивизма.

1714-1762гг

Баумгартен Александр Готтлиб

Немецкий философ, последователь Вольфа и Лейбница. В работе “Философские размышления о некоторых вопросах поэтического произведения” (1735) впервые ввел термин “эстетика”, которым он обозначил науку о чувственном познании, постигающем прекрасное и выражающемся в образах искусства, в противоположность логике – науке о рассудочном познании. Вопросам чувственного познания Баумгартен посвятил незавершенный труд “Эстетика”.

1723-1777гг

Дай Чжень

Китайский философ-материалист. Много внимания уделял изучению естественных наук, особенно математике и астрономии. Согласно учению Дай Чженя природа вечна и существует независимо от человеческого сознания. Отвечая на вопрос о взаимоотношении двух основных понятий неоконфуцианской натурофилософии – идеального “Ли” и материального “Ци”, Дай Чжень заявлял что “Ци” первично, а “Ли” вторично. Мир находится в постоянном процессе становления и развития. Движение он объяснял взаимодействием противоположных сил: положительного Ян и отрицательного Инь. Их действие вечно, неуничтожимо и неотделимо от природы. Все явления и вещи подчинены естественной необходимости. Признавая основой позна­ния ощущения Дай Чжень отрицал существование “врожденного знания”. Он говорил о необходимости опытной проверки общих выводов. В своих общественно-политических взглядах высказал положение о том, что освобождение народа зависит от развития просвещения и нравственного самоусовершенствования личности.

1730-1788гг

Гаман Иоган Георг

Немецкий философ-идеалист, сторонник учения о непосредственном знании, оказал влияние на литературное движение “Буря и натиск”. Гаман выступал против идей просветительства и рационализма. Им он противопоставлял веру в творческую силу мистической интуиции. Вместе с тем Гаман глубокую идею о единстве противоположностей как всеобщем законе бытия, чем оказал влияние на идеалистическую диалектику Фихте, Шеллинга и Гегеля. Главное сочинение Гамана – “Крестовые походы филолога” (1762)

1744-1803гг

Гердер Иоганн Готфрид

Немецкий философ-просветитель, писатель, литературовед. Отверг кантовскую “критику” разума, противопоставив ей “физиологию” познавательных способностей и учение о первичности языка по отношению к разуму. Понятие о пространстве и времени Гердер выводил из опыта, отстаивал единство материи и формы познания. Опираясь на понятие о прогрессе в природе, развивал учение о прогрессе в истории (“Идеи к философии истории человечества” 1784-1791 гг) и о движении общества к гуманизму. Гердер подчеркивал своеобразие духовной культуры различных народов. Высказал ряд догадок о роли производства (ремесла) и науки в развитии общества. Предварил будущее учения Шеллинга и Гегеля о несовпадении между субъективными целями единоличных человеческих действий и их объективным историческим результатом.

1743-1819гг

Якоби Фридрих Генрих

Немецкий философ-идеалист. Выступил с критикой рационализма и обоснованием так называемой “философии чувства и веры”. Философия Якоби представляет попытку метафизически разграничить и противопоставить непосредственное знание и опосредствованное знание. Для Якоби единственным истинным познанием является чувственный опыт. Деятельность рассудка не выходит за пределы чувственного опыта. Рассудок, имеющий дело с субъективными понятиями, бессилен доказать бытие вещей. Религиозное чувство, составляющее основание философии, с точки зрения Якоби, нельзя понять с позиции рационализма. Из этого философ сделал вывод о связи рассудочной философии с атеизмом. Некоторые элементы философии Якоби нашли свое дальнейшее развитие в философии жизни и экзистенциализма.

1724-1804гг

Кант Иммануил

Немецкий философ и ученый, родоначальник немецкого классического идеализма. Кант является основателем “критического” или “трансцендентального” идеализма. В так называемый “демократический” период (до 1770 года) Кант создал “небулярную” космогоническую гипотезу, в которой возникновение и эволюция планетной системы выводится из первоначальной “туманности”. В это же время Кант высказал гипотезу о существовании Большой Вселенной – галактики вне нашей галактики, развил учение о замедлении – в результате приливного трения – суточного вращения Земли и учение об относительности движения и покоя. Исследования эти, объединенные материалистической идеей естественного развития Вселенной и Земли, сыграли важную роль в формировании диалектики. В философских работах “докритического” периода Кант наметил – под влиянием импиризма и скептицизма Юма – различие между основанием реальным и основанием логическим, ввел в философию понятие об отрицательныхвеличинах.Во всех этих работах ограничивается роль дедуктивно-формальных методов мышления в пользу опыта. В 1770 г. Состоялся переход к воззрениям “критического” периода: в 1781 г. появилась “Критика чистого разума” за ней последовали “Критика практического разума” (1788г.) и “Критика способности суждения” (1790г.). В них последовательно излагались “критическая” теория о целесообразности природы. В работах “критического” периода Кант доказывает невозможность построить систему “умозрительной философии” (“метафизики”, согласно принятой тогда терминологии) – впредь до предварительного исследования форм познания и границу наших познавательных способностей. Исследования эти приводят Канта к агностицизму – к утверждению, что природа вещей, как они существуют сами по себе (“вещей в себе”), принципиально недоступна нашему познанию: последнее возможно только относительно “явлений”, т.е. способа, посредством которого вещи обнаруживаются в нашем опыте. Достоверное теоретическое знание имеется только в математике и естествознании. По Канту, оно обусловленно тем, что в нашем сознании налицо “априорные” формы чувственного созерцания, такие же априорные формы, или понятия, расудка и априорные формы связи, или синтеза чувственного многообразия и понятий рассудка, на которых основываются например, закон постоянства субстанций, закон причинности, закон взаимодействия субстанций. По Канту, в разуме заложено неискоренимое стремление к безусловному знанию, вытекающее из высших этических запросов. Под давлением этого стремления наш рассудок стремится к решению вопросов о границах или беспредельности мира в пространстве и времени, о возможности существования неделимых элементов мира, о боге, как безусловно необходимом существе. Кант считал, что с равной доказательностью могут быть обоснованы противоположные решения: мир и конечен и не имеет пределов; все процессы протекают как причинно обусловленные – и существуют процессы (поступки), совершающиеся свободно, имеется безусловно необходимое существо - и такого существа нет. Таким образом, разум по природе антикомичен, т.е. раздваивается в противоречиях. Но противоречия эти, по Канту, все же лишь кажущиеся. Решение загадки – в ограничении знания в пользу веры, в различении “вещей в себе” и “явлений”, в признании “вещей в себе” непознаваемыми. Так, человек одновременно и не свободен (как существо в мире явлений) и свободен (как субъект непознаваемого сверхчувственного мира); существование бога недоказуемо (для знания), и в то же время есть необходимый постулат веры, на котором основывается наше убеждение в существовании нравственного порядка в мире, и т.д.. Это учение об антикомичности разума, служившее у Канта основанием для дуализма “вещей в себе” и “явлений” и для агностицизма, стало толчком для разроботки положительной диалектики в немецком классическом идеализме. Однако, в понимании познания, поведения и творчества это учение осталось в плену дуализма, агностицизма и формализма. Так, в этике Кант провозглашал ее основным законом безусловное появление, требующее руководиться таким правилом, которое совершенно независимо от нравственного содержания поступка могло бы стать всеобщим законом поведения. В эстетике он сводит прекрасное к “незаинтересованному” удовольствию не зависящему от того, существует предмет, изображенный в произведении искусства, и обусловленному только формой. В этике Кант вразрез с формальным характером категорического императива выдвинул принцип самоценности каждой личности, которая не должна быть приносима в жертву даже во имя блага всего общества; в эстетике – вразрез с формализмом в понимании прекрасного – Кант объявил высшим видом искусства поэзию, т.к. она возвышается до изображения идеала и т.д. Прогрессивным было учение Канта о роли антагонизмов в историческом процессе жизни общества и учение о необходимости вечного мира. Средством к установлению и сохранению мира Кант считал развитие международной торговли и общения с их взаимными выгодами для различных государств. Учение Канта оказало огромное влияние на последующее развитие научной и философской мысли.