Смекни!
smekni.com

Философы (стр. 4 из 6)

1713-1784

Дидро Дени

Французский философ, просветитель, руководитель Энциклопедии, критик искуства. В философии быстро прошел путь от деизма и этического идеализма до материализма (в учении о природе, в психологии, в теории познания) и атеизма. В механистическое материалистическое понимание природы, общее у него с Ламетри и Гольбахом, Дидро внес некоторые элементы диалектики – идеи связи материи и движения, связи протекающих в природе процессов, вечнйо изменчивости природных форм. Вопрос о способе, посредством которого механическое движение материальных частиц может пораждать специфическое содержание ощущений, Дидро решает в пользу мысли о всеобщей чувствительности материи. Развив этот взгляд, Дидро наметил материалистическую теорию психических функций, предвосхитившую последующее учение о рефлексах. По этой теории люди, как и животные, - инструменты, наделенные способностью ощущать и памятью. В теории познания идеалистов о спонтанности мышления все умозаключения коренятся в природе, и мы только регистрируем известные нам из опыта явления, между которыми существует либо необходимая, либо условная связь. Отсюда, по Дидро, не следует что наши ощущения – зеркально точные копии предметов: между большинством ощущений и их внешними причинами не сходства, чем между представлениями и их названиями в языке. Разделяя взгляды Ломе о первичных и вторичных качествах, Дидро подчеркивал объективный характер и вторичных качеств. Он развил взгляд Ф. Бэкона, согласно которому знание, опытное по своему источнику, имеет целью не самодавлеющее постижение истин, а достижение способности совершенствовать и увеличивать могущество человека. При этом Дидро учитывает роль техники и промышленности в развитии мышления и познани. Методами и руководителями в познании являются эксперимент и наблюдение. На их основе мышление может достигнуть знания, если и не вполне достоверного, то высоко вероятного. Дидро написал много работ по вопросам искусства и художественной критики; развил новую эстетику реализма, защищая идею единства добра и красоты. Теоретические принципы разработанной им эстетики стремился осуществлять в своих романах и драмах. Дидро, борясь против феодального деспотизма, защищая политический строй просвещенной монархии. Основные произведения Дидро: “Мысли к объяснению природы”(1754г.), “Разговор Даламбера и Дидро” (1769г.), “Философские основания материи и движения” (1770г.), “Элементы физиологии” (1774-1780г.г.)

1770-1831 гг.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих

Немецкий философ, объективный идеалист, представитель немецкой философии. В произведении “Феноменология духа” (1807г.) Гегель рассмотривает эволюцию человеческого сознания от первых его проблесков до сознательного овладения наукой и научной методологией (феноменология – учение о явлениях (феноменах) сознания в их историческом развитии). В “Феноменологии духа” Гегель обосновывает исходный для него тезис о тождестве мышления и бытия, о саморазвивающейся абсолютной идее как основе и сущности всего мира. В развитом виде (объективного) идеализма состоит в следующем. В основе всех явлений природы и общества лежит абсолют, духовное и разумное начало – “абсолютная идея”, “мировой разум” или “мировой дух”. Это начало активно и деятельно, причем деятельность его состоит в мышлении, а точнее, в самопознании. В своем развитии абсолютная идея проходит три этапа: 1) развитие идеи в ее собственном лоне, в “стихии чистого мышления” - Логика, где идея раскрывает свое содержание в системе связанных и переходящих друг в друга логических категорий;

2) развитие идеи в форме “инобытия” т.е. в форме природы – философия природы; природа не развивается, а служит лишь внешним проявлением саморазвития логических категорий, составляющих ее духовную сущность;

3) развитие идеи в мышлении и истории (в “духе”) – Философия духа. На этом этапе абсолютная идея вновь возвращается к самой себе и постигает свое содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности. Его собственной системой завершается, на взгляд Гегеля, процесс саморазвития абсолютной идеи и вместе с тем ее самопознание.Ценнейшим приобретением философии Гегеля была диалектика, изложенная особенно полно в “Науке логики” (1812-1816гг). В этом произведении Гегель сформулировал закон перехода количественных изменений в качественные, глубоко обосновал учение о противоречии как движущем принципе всякого развития, закон “отрицания отрицания”, диалектику формы и содержания, целого и части, и разработал категории действительности, необходимости и случайности и многие другие, дал критику кантовского дуализма “вещей в себе” и явления и т.д.. Сочинения: “Философия права” (1821г.), “Лекции по истории философии” (1833г.- 1836г.), “Лекции по эстетике” (1835-1838гг.), “Лекции по философии истории” (1837г)

1768-1834 гг.

Шлейермахер Фридрих Эрнст Даниэль

Немецкий протестантский теолог и философ, много лет занимался проповеднической деятельностью, был профессором Берлинского университета. Воззрения Шлейермахера сочетали в себе идеи Спинозы, Канта, Фихте, Шеллинга, Якоби и др. В его философии преобладали романтические тенеденции. Религию, нравственность он выводил из внутреннего настроения субъекта. Основу бесконечного бытия, с точки зрения Шлейермахера, образует мировое единство или бог, в котором примиряются все противоречия. В противоположность Гегелю он отрицал всеобщность Законов диалектики, считал, что диалектика выражает только движение познания. Также он продолжил идущую от Спинозы критику Ветхого завета, распространил ее на Новый завет. Его идеи стимулировали дальнейшую критику всех источноков христианства. Но вся эта критика не выходила из рамок религиозного мировоззрения. Религиозно-философские воззрения Шлейермахера оказали значительное влияние на идеологию протестанизма. Основные сочинения Шлейермахера: “Речи о религии” (1799г), “Монологи” (1810г)

1767-1835 гг.

Гумбольдт Вильгельм

Немецкий философ, языковед и государственный деятель, брат А. Гумбольдта. Его основные труды – “О границах деятельности государства” (1792г.) “Обзор эпоса Гете “Герман и Доротея” (1799г._ “О задачах историка” (1821г.) “ О языках кави на острове Ява” (1836-1839гг.). Принимая философское учение Канта, Гумбольдт стремился конкретизировать и развить его на материале общественной истории, отклоняясь по ряду вопросов в сторонуобъективного идеализма. Согласно теории исторического познания Гумбольдт, всемирная история есть результат деятельности духовной силы, лежащий за пределами познания. По Гумбольдту, история человечества, хотя она и складывается из цепи объяснимых побуждений индивидов и выступает как нечто поддающееся описанию, все же не может быть понята с причинной точки зрения. Вот почему историю как науку в известной степени может заменить эстетика. В своем учении о языке Гумбольдт предложил оказавшийся весьма ценным метод сравнительно-исторического исследования языков.

1792-1867гг

Кузен Виктор

Французский буржуазный философ-идеалист, эклектик. Утверждал, что любая философская школа, система может быть создана из “истин”, содержащихся в различных учениях. Философия Кузена представляет собой эклектическое соединение таких “истин”, заимствованных из идеалистической системы Гегеля, “философии откровения” Шеллинга, монадологии Лейбница и других идеалистических учений. Являясь противником материализма, он разделял взгляды о Боге, как творце Вселенной, признавал существование потустороннего мира, призывал к примирению философии и религии. Учение Кузена оказало влияние на последующее развитие идеалистической философии во Франции. Основное сочинение Кузена – восьми томный “Курс истории философии” (1815-1829)