Смекни!
smekni.com

Философия. Лекции (стр. 3 из 10)

(см. выше)

Шотландский философ Гротен.

Он был умеренным материалистом и поменалистом. В своих трудах он доказывал верховную роль божества. Он считал, что вера и разум совместимы. Стремился утвердить авторитет церкви и религии, пытаясь обосновать религию разумом и диалектикой. В ходе познания диалектических исследований человеку раскрывается смысл существования Бога. Мировое развитие складывается из меняющихся ступеней:

Природа творящая и не творимая - основа мирового процесса.

Природа выступает как творящая и творимое.

Природа выступает как не творящая, но творимое, это мир конкретных вещей, чувственных объектов, среди которых и сам человек.

Природа выступает как не творящая и не творимое - тот же бог, но как цель мирового процесса.

Сам мировой процесс есть последовательность нахождения бога (верховного и всеобщего бытия) через сына до множественности, раздробленности вещей природы и возвращение всего множественного и раздробленного к единому и неделимому отцу через сына. Вещи объединяются идеями, идеи объединяются в боге и всё становится в боге. Он говорит, что человек в своей жизни представляет собой особый мирок, в котором воспроизводятся основные сущности развития природы. Т. к. вещи из общего, и общее содержит их в себе, то общее как сущность вещей.

Аксель Пентельверийский - сторонник веры. Вера - основа всего знания. Без веры нет знания. Но это не означает, что для разума нет места. Цель разума - раскрыть полное содержание предмета веры.

Особую известность он получил за концепцию онтологического существования Бога:

” Человек мыслит Бога как высшее благо, выше которого никакого иного блага нельзя мыслить, а раз человек понимает мысль о Боге как о высшем благе, то хотя бы человек и отрицает бытие Бога, то Бог должен существовать”.

Благо, существующее только в понятии, меньше блага, существующего и в понятии, и в реальности. Поэтому понятие о благе, не существующем в реальности, и есть понятие о высшем благе.

Отсюда Аксель выводит, что благо, соответствующее понятию о Боге, не может существовать только в мысли, должно существовать и в не мысли, т. е. в реальности. Аксель представлял неоплатонизм.

Фома Аквинский (философ-идеалист).

Его работа - официальная энциклопедия средневековой философии. Он занимался вопросами права, морали, государственного устройства и вопросами экономики. Учение Фомы - единственно истинная философия. Его философия - грандиозная попытка приспособить Аристотеля к учению католической церкви. Фома пытался обосновать христианскую веру. Он разграничивал области философии и теологии. Предметом философии он считал истины разума, а теологии - истины откровения. Т. к. конечным объектом истины является Бог, то не может быть противодействия между откровением и действующим разумом. Однако не все истины откровения доступны рациональному доказательству. Богословские истины сверхразумны, но не противоразумны. Философия находится в услужении богословия. Религиозная истина не может быть доказана со стороны философии.

Природа - доля к небесному царству. В природе всё обусловлено божественной премудростью.

Верховная цель - Бог. От субстанциональной формы отличны другие. Бог есть чистая, лишённая материи форма, конечная причина мира, но мир не вечен. Душа - субстанциональная форма, она превращает первичную материю в человеческое тело. Интеллект не отделим от души. Душа бессмертна. Конечная цель человека - блаженство (в познании Бога). Блаженство достижимо только в загробном мире.

В вопросе о природе-универсалии Фома занял позицию умеренного реализма. Они существуют как идеальные прообразы предметов в божественном разуме. Универсалии находятся в вещах, ибо общее существует объективно лишь потому, что оно присуще вещам.

Универсалии образов в человеческой голове и они возникают как понятия и абстрагируются.

Фома отвергает онтологическое доказательство бытия Бога, оно может быть доказано апосториорно.

Пять доказательств существования Бога:

Должен существовать первый двигатель (Бог).

Цепь причин не может быть бесконечной, должна быть первая причина - Бог.

Все вещи мира случайны, случайное зависит от необходимого, т. е. должно существовать абсолютно необходимое существо - Бог.

Вещи обнаруживают разные степени совершенства, т. е. должно существовать абсолютно совершенное существо - Бог.

Целесообразность природы не может быть объяснена естественными причинами, необходимо принять внеприродный разум, который упорядочил мир - Бог.

Ф. Бекон - разработка индуктивного метода.

Рене Декарт - очевидность как критерий истины.

Бенедикт Спиноза - о множественности и субстанции.

Критика материализма.

Философско-теоретические идеи французских просветителей.

Буржуазная революция и развитие капиталистических отношений в Европе.

Середина 17 века - развиваются мануфактуры, которые способствуют развитию производительных сил и нового сознания людей. Порождается целая эпоха революций.

В средние века философия выступала в союзе с богословием, теперь с наукой. Т. к. наука занимает ведущее место в мировоззрении, в философии на первый план выступает теория познания.

1561-1626 - Фрэнсис Бекон (материализм и наука).

Он упрекал идеалистов в том, что они смешали человеческое и божественное. Он пытался освободить человеческое сознание от предрассудков, которые мешают познанию истины. В основе всех вещей лежат простейшие природы, которые в свою очередь лежат над законами. Как увеличить власть человека над природой?

Наука - главная производительная сила. Его девиз - не ссылаться ни на какие авторитеты. Созерцание природы выходило на второй план, поэтому нужна была наука для развития производительных сил.

Отсюда его знаменитый лозунг - ”Знание - сила”.

Он старается обратить науку даже к протестантизму. Наука - главная производительная сила. Бекон вытолкнул разум человека в ремесло. Особой ценностью становятся технические изобретения. В технике Англия шла вперёд, отсюда и новая философия.

Он ввёл опытное индуктивное исследование, которое от изучения единичных фактов вело к общим положениям.

Пять этапов исследования (таблицы):

Таблица присутствия встречающихся всех явлений.

Таблица отклонения тех или иных данных или признаков в предмете.

Таблица сравнения, сопоставления, увеличения или уменьшения данного признака в предмете.

Таблица исключения отдельных случаев, которые нетипичны для предмета.

Таблица сбора плодов и формирования вывода.

Философ недооценил рационального начала в познании. Даже математику он не мог применить к индуктивному методу. Далее Бекон помог найти многие субъективные помехи в знании. Это идолы или призраки, присущие субъекту при взаимодействии с объектом.

Идолы - предрасположения человеческого сознания:

Пещерные. (Связаны с психологическими особенностями людей - каждый человек смотрит на мир из своей пещеры, что искажает истину.)

Театра. (Догматическая вера в авторитеты)

Площади. (самообщение людей прошлого поколения с новым - отсюда большие заблуждения)

Рода (самые опасные, они находятся в чувствах человека и от них освободиться очень трудно, человек пытается истолковывать природу по аналогии с самим собой).

Вывод: схоласты видели истину в Боге и искали истину в книгах, пантеизм эпохи Возрождения усматривал истину в Боге, но искал в мире, Бекон утверждает истину в вещах и необходимость искать её в природе.

Теологическая непоследовательность Бекона.

Гоббс и Локк (самостоятельно).

Декарт говорил, что философия отличает нас от дикарей и народ тем больше образован и развит, чем лучше он философствует.

1596-1650. Две позиции: материалистическая и идеалистическая.

Он впервые предложил материалистическую картину мира, ибо рассматривал природу как состоящую из частиц, различных величиной, формой и движением.

Вселенная первоначально состояла из огне подобного, воздухо-подобного и земле подобного элементов. Эти элементы - вихри. В ходе первого вихревого движения возникли Солнце и звёзды, второго - небо, третьего - Земля и другие планеты - наивное материалистическое понимание Вселенной. Декарт опирался на механику, поэтому его материализм был материальным. Животные - простые машины, а человек - более сложная. Вселенная - огромный механизм. В отличие от Бекона Декарт обращался к разуму и самосознанию человека, т. е. требовал положить в основу философского мышления принцип очевидности или, по-другому, достоверности, требующего проверки каждого знания с помощью светы разума. Отказался от всех суждений, принятых когда-либо человечеством.

”Традиционные формы знаний нужно сравнивать с достоверными истинами”. На истину наталкивается скорее отдельный человек, чем целый народ. Этот принцип - установка не на чужие мнения, а на создание собственных. Сомнение должно снести здание традиций культуры и расчистить почву для культуры рациональной. Его метод - средство познания мира с помощью разума.

Новизна Декарта: научное знание должно быть построено как единая система, но до сих пор оно было собранием случайных истин. Основанием системы должны стать достоверные, очевидные утверждения. Таким достоверным он считает своё суждение - ”мыслю - следовательно существую” и этот аргумент как бы говорит о превосходстве умопостигаемого над чувственным.

Но это не принцип мышления, а субъективно пережитый процесс мышления, от которого невозможно отделить мыслящего человека. Декарт и этот принцип мышления не возводит в абсолют знания, а истинность мышления он связывает с существованием Бога как гаранта, т. к. Бог - источник человеческого мышления, а человек открыт для Бога. Мыслящая и телесная субстанции сотворены Богом и поддерживаются его могуществом. Получается, что природные процессы у Декарта определяются железными пружинами, подобно действию механизмов с той разницей, что механизмы человека тоньше и превосходны, но это также механизмы.