Смекни!
smekni.com

Билеты по философии (стр. 4 из 8)

№81

Субъект познающий , по Фихте «я» , Гегель- тождество субъекта и объекта

№82

Кант выдвинул новую -концепцию субъекта, на основе которой провел разделение бытия на мир природы и мир человека, в которых действуют свои возможности и законы, и между которыми существуют глубокие противоречия. Он ограничил познавательные способности субъекта миром явлений, оставив нерешенной проблему связи явлений с "вещами самими по себе".

№83

Исходное понятие системы Фихте- « я» , которое утверждает себя как такового в акте самосознания. «Я « есть волевое действующее существо. Существует индивидуальное и абсолютное «я»

№84

В учении Шеллинга преодолевается противопоставление мира природы как мира явлений и мира свободы как субъективного деятельностного "Я" на основе учения об их тождестве, т.е. тождестве субъекта и объекта. Абсолютный субъект в системе Шеллинга превращается в божественное начало мира, абсолютное тождеств субъекта и объекта, точку "безразличия" их обоих. Возникновение из этого первоначального тождества всего многообразия определений этого мира есть "творческий акт", который будучи непознаваемым для разума, является предметом особого рода иррационального познания - интеллектуальной интуиции недоступна всем смертным, она дана лишь особо одаренным людям, гениям.

№85

Движение сознания это восхождение от абстрактного к конкретному, каждая послед ступень заключает в себе все предыдущие , воспроизводя их на новом , более высоком уровне, в тоже время последующие ступени предвосхищается на более ранних этапах, диалектического пути развития. – сознание –самосознание –разум -дух.

№86

Гегель называл свою философскую систему абсолютным идеализмом. Он стремился охватить весь природный и духовный мир одним понятием. Таким исходным понятием гегелевской системы является "Абсолютная идея", под которой понимается разумное мышление как первоначало или субстанция всего существующего. Абсолютная идея существует вечно и содержит в скрытом "свернутом" виде все возможные определения природных, обществен­ных и духовных явлений. В процессе саморазвития она проходит различные стадии в виде последовательного движения от абстрактного, т.е. общих определений, к определениям, обогащенным конкретным содержанием.

№87

диалектический метод, предполагающий рассмотрение всех явлений и ' процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и развитии. Гегель характеризовал диалектику как движущую душу истинного познания, как принцип, вносящий в содержание науки внутреннюю связь и необходимость. Диалектический метод Гегеля также включает в себя принципы анализа действительности: восхождение от абстрактного к конкретному, соответствие исторического и логического, всесторонность и другие.

№88

Материализм Фейербаха носит антропологический характер. По его мнению, в центре философии должен находиться человек как высшее) существо природы. Субъект в системе Фейербаха - это реальный, целостный человек в единстве его телесных и духовных качеств. "Я" у Фейербаха - это не просто духовное и мыслящее начало, а человек, обладающий телом и думающий, реальное существо со всеми пространственно-временными характеристиками, которое только в качестве такового обладает способностью созерцать и мыслить.

№89

Система завершенная, дает полное объяснение происхождения мира, причины существования, к чему придет. Система трансцедентальна, абсолютная идея совершенно бесконечна , ничего кроме неё нет . Сама себя познает в собственных проявлениях. Создает природу мир, человека для создания культуры и искусства. Метод диалектический применим в любой из отраслей науки фил. Подвижен универсален.

№90

К середине XIX века наука достигла такого уровня развития, когда появилась реальная возможность теоретического обоснования принципов материалистической диалектики. В этот период получили развитие такие науки, как физиология, эмбриология, геология. Был сделан ряд открытий, свидетельствовавших о диалектическом характере процессов природы: открытие немецким биологом Т. Шванном и М. Шлейденом клеточного строения животных и растительных организмов, обоснование немецкими учеными Р. Майером и Г.Гельмгольцем и английским физиком Дж. Джоулем закона сохранения и превращения энергии, разработка Ч. Дарвином эволюционной теории.

№91

Они ввели в научный оборот понятие "материалистическое, понимание истории ,суть которого заключается в признании Определяющей роли материального производства по отношению к другим сферам общественной жизни. При этом они подчеркивали, что социально-экономическую детерминацию не следует абсолютизировать и рассматривать как однонаправленный процесс. Духовная жизнь общества имеет собственные законы функционирования и оказывает значительное влияние на процессы в обществе, ускоряя или замедляя их развитие.

№92

Субъект в системе Фейербаха - это реальный, .целостный человек в единстве его телесных и духовных качеств. "Я" у Фейербаха - это не просто духовное и мыслящее начало, а человек, обладающий телом и думающий, реальное существо со всеми пространственно-временными характеристиками, которое только в качестве такового обладает способностью созерцать и мыслить

№93

Механисты утверждали, что не может существовать обособленной сферы философствования, диалектики склонялись к тому, что философия обладает самостоятельным статусом и имеет свое собственное содержание.

№94-95

В 40-50 годы XIX века по ряду общефилософских вопросов русск; общественная и философская мысль разделилась на 2 направления западничество и славянофильство. Представители западничества или западники, утверждали, что Россия уже с петровских времен необратимо привязана к Западу

№101

Для Чернышевского область нравственного - это лишь функциональный придаток физиологического, которое, в свою очередь, приводится в действие социальным. Поэтому человек при одних обстоятельствах бывает добрым, а при других - злым. Чтобы направить человека в сторону нравственного развития, необходимо прежде всего изменить реальные условия его жизни, преобразовать социальным. Нравственный мир, по Чернышевскому, как и мир физический подчинен закону причинности. Все происходящие в нем явления 'взаимосвязаны между собой и строго предопределены природой человека. Мышление заключается в отборе ощущений и представлений, которые соответствуют потребности мыслящего организма в данную минуту, а действия и поступки сводятся к достижению результатов, намеченных мышлением. Все люди - эгоисты, ими движет желание добра для себя. Добро - это большая польза, а т.к. желания у всех одинаковы, то простая расчетливость и рассудительность обязывают умерять эгоизм и придавать ему разумную форму (теория "разумного эгоизма").

№103

Географическая среда, по его мнению, определяет характер производительных сил, создает объективные предпосылки для скачкообразного развития социальной надстройки.

№105

основой такого мировоззрения по замыслу Соловьева должно стать христианство Соловьев выступал за объединение всех христианских конфессий. Он попытался включить в христианское мировоззрение новейшие достижения естествознания , истории и фил, создать синтез религии и науки.

№106

Призванием человека выступает мессианская (по отношению к природе) роль - роль ее освободителя и спасителя. Именно человечество является посредником между Божеством и природой. В его сознании уже содержится форма всеединства. В силу своего посреднического положения человек призван видоизменить природу до ее одухотворения, совершенной интеграции. Отсюда цель мировой истории - единство Бога и небожественного мира, возглавляемого человечеством.

№107

Другим видным представителем этого направления является Н.А. Бердяев (1874-1948 гг.). Главной идеей его творчества была антропозиция, т.е. оправдание человека в творчестве и через творчество. Оно упраздняет откровение Ветхого Завета и возвещает о наступлении "творческой религиозной эпохи". Однако, по Бердяеву, нельзя ждать третьего откровения, его должен совершить сам человек, это будет делом его свободы и творчества. Творчество само является религией, его целью становится поиск смысла, который всегда находится за пределами мировой данности. Смысл есть ценность, поэтому всякое творческое стремление ценностно окрашено. Творчество создает особый мир, оно уподобляет человека Богу-Творцу.

№108

Противоположным рационализму явился иррационализм, видными представителями которого были А. Шопенгауэр, С. Къеркегор и Ф. Ницше, противопоставившие тезису рационалистов о разумности мира противоположным тезис: мир неразумен, человеком управляет не разум, а единая воля, инстинкты, страх и отчаяние.

№109

Человек есть экзистенциальный центр мира, наделенный страшно и последней свободой. Однако свобода не выводима из бытия, она существует до бытия, она "вкоренена" в небытие, в ничто. Человек есть дитя Божие и дитя несотворенной свободы. Поэтому Бог-Творец всесилен над бытием, но не обладает никакой властью над небытием, над несотворенной свободой. Эта бездна первичной свободы, изначально предшествующей Богу, является источником зла. Свобода отделена от Бога и человека. Поскольку творчество также проистекает из свободы, то противоборство зла и творчества составляет сущность новой религиозной эпохи - эпохи "третьего откровения"

№110

тезис: мир неразумен, человеком управляет не разум, а единая воля, инстинкты, страх и отчаяние.

№111

Интеллект, по утверждению Шопенгауэра, сам того не сознавая, функционирует не по своему рациональному плану, а по указаниям воли, которая признается единой энергичной основой всех личных воль и самого объективного мира. Интеллект - это лишь орудие воли к жизни, как почти и зубы зверя. Интеллект утомляется, а воля неутомима. В качестве первопричины мира Шопенгауэр выдвигал иррациональный момент человеческой психики - метафизическую первоволю. По его утверждению, реальна только одна космически громадная воля, которая проявляется во всем течении событий Вселенной. Мир есть только зеркало этого веления, выступающего как представление.