Смекни!
smekni.com

Мода и философия (стр. 2 из 3)

Более широкое распространение (особенно в кругах художников - модельеров) получил взгляд на моду как на эстетический феномен. Подобная точка зрения распространена и сейчас и во многом имеет право на существование. Ведь hикто не станет отрицать связь моды с такими категориями и понятиями как "красота", "стиль", "гармоничность" и т.д. Как и любое явление из сферы материальной куль­туры, одежда, интерьер жилища подчиняется определенным эстетическим закономерностям. Кроме того, подобная трактовка моды - значитель­ный шаг вперед по сравнению со взглядами на нее, как на случайную причуду или необъяснимую прихоть людей. Мода предстает здесь уже как объективно существующее явление, со своими специфическими чертами и закономерностями, И все же, не смотря на то, что эсте­тический аспект моды важен, но эстетический подход к моде являет­ся весьма односторонним. Мода - явление социальное и потому должна исследоваться и изучаться под разными углами зрения. То же

можно сказать и об определении моды как психологического феномена, Гораздо ближе к истине определение ее как формы поведения, сходной с обычаем. Так Б.Д. Парыгин считает, что «мода - это специфи­ческая и весьма динамичная форда стандартизированного массового поведения, возникающая преимущественно стихийно, под влиянием доминирующих в обществе настроений и быстро изменяющихся вкусов, увлечений и т.д. Несмотря на некоторую тяжеловесность дан­ного определения и во многом туманность, Б.Д. Парыгин отметил и выделил действительно существенные черты моды, и это делает его определение наиболее удачным, но, в то же время, он затушевал понятием «стихийности» истинные причины этого «стандартизирован­ного массового поведения», указав лишь вскользь на «доминирующие в обществе настроения, вкусы, увлечения и т.д., вновь не объ­яснив причиныих возникновения и развития. Все это, к сожалению, роднит удачное определение моды Б,Д» Парыгина с не совсем удо­боваримым определением широко представленным в специальной лите­ратуре по данной проблеме. Вот оно: «Мода - непродолжительное господство в определенной общественной среде тех или иных вкусов, проявляющихся во внешних формах быта, особенно в костюме. Или «непро­должительное господство определенного вкуса в какой – либо сфере жизни или культуре . Подобное определение через описание не прибав­ляет ничего нового к нашим знаниям о моде, впрочем, как и любое описательное определение.

Итак, мода - это форма массового пове­дения, точнее отношения между индивидами, ибо мода - это всегда диалог, общение людей друг с другом, так как «человек сначала смотрится как в зеркало в другого человека». И эти отношения детерминированы, прежде всего, социальными причинами, детерминиро­ваны, разумеется, опосредствованно, завуалировано, и раскрытие этих причин явится раскрытием сущности моды, ее социальной природа. Мода, понимаемая как форма массового стандартизованного отношения между людьми, как форма общения, приближает нас к постижению ее сути. Но данное понимание лишь первый шаг на пути от поверхности явления к его сущности, от конкретного к абстракт­ному, от единичного к особенному, чтобы затем подняться к всеоб­щему, т.е. непосредственно к определению моды как таковой.

При­чины, обуславливающие господство в обществе того или иного типа массового стандартизованного поведения не случайны, также как не случайно возникновение того или иного вкуса или стиля, которым отводится часто роль, почти дающей рождение различным модам. Корни, основы данных явлений следует искать в базисе общества, «Какова жизнедеятельность индивидов, таковы и они сами. То, что они собой представляют, совпадает, следовательно, с тем что они производят и как они производят. Что представляют собой индивиды, - это зависит, следовательно, от материальных условий их производства. В основе моды как отношения общения, лежит (как, впрочем, и в осно­вании всех человеческих отношений) отношение субъекта и объекта, индивида, условий материального производства и отношений инди­видов в нем.

По мере развития производства индивид получает все большую возможность удовлетворять свои потребности не только количест­венно, но и качественно. Пропорционально развитию производства растет и влияние моды как фактора, влияющего на производство. Однако этот фактор образуется, формируется самим материальным производством. На первый взгляд кажется, что мода диктует свои законы, сформулированные общественным вкусом производству, на деле же (практика доказывает это), наоборот, производство созда­ет и обуславливает господство того или иного общественного вкуса, моды. Итак, моду можно определить как требования потребителя или потребность к производству, сформированную самим производством.

Потребность определяется объективными материальными и социальными условиями жизнедеятельности людей и является их отражением

в сознании людей. Потребность - это отношение между индивидом и материальными условиями его существования, данное отношение является противоречивым. Оно осознается индивидом и побуждает его к материальной деятельности в рамках исторически данного способа производства. Этот момент крайне важен, ибо раскрывает конкретно-исторический характер потребности, ее обусловленность определенным уровнем развития производительных сил и производ­ственных отношений, и эта деятельность удовлетворяет данную потребность, создает новую и т.д. Таким образом, социальная потребность есть ощущаемое субъектом противоречие между ним и материальными условиями его существования и побуждаемое к активной предметной деятельности в рамках определенного способа производ­ства, т.е. потребности являются одновременно и стимулом к дея­тельности и ее результатом. Развитие потребностей связано с раз­витием общественного производства.

Потребность, как всякая категория - отражает движение, становление. Первый исторический акт - это производство средств, необходимых для удовлетворения этих потребностей, производство самой материальной жизни. Удовлетворенная потребность постоянно рождает новую потребность, которая в свою очередь стимулирует производство, здесь сущест­вует тесная взаимосвязь.

Итак, мы пришли к пониманию потребности как отношения между индивидом и материальным производством, как основного условия его существования, как физического, так и духовного. Мы пришли к тому, что потребность - источник всякой деятельности индивида и наоборот.

Мода - это искусство, мода - это бесконечный список жертв, мода - это стиль жизни, мода - это философия, мода - это эпатаж, индустрия моды - это бизнес! Мода - это управляемая эпидемия.

Мода, как любая потребность формируется под влиянием объек­тивного фактора, однако здесь не следует забывать, не дооценивать и факторы субъективного порядка. В развитии моды находят отраже­ние субъек-тивные склонности, вкусы, психологические и физиоло­гические особенности, духовное развитие и интересы личности. Именно сложности моды, многофакторность как явления объясняет трудности в создании теории моды. Во всем мире действуют десятки тысяч модельеров, которые ежегодно предлагают населению земного шара сотни тысяч вариантов одежды, общественное признание нахо­дят лишь десятки из них, а глобальное распространение - 1 обра­зец раз в 6-8 лет. Всякому изменению моды предшествует скрыто созреваемая (под воздействием производства) и не вполне осозна­ваемая (субъективное мнение) общественная потребность. Именно она и является той почвой, на которой прорастают и дают всходы семена моды, высеваемые щедрой рукой модельеров и промышленников. При этом всхожими они оказываются только тогда, когда попадают в подготовленную почву. Крупнейший модельер Сессиль Биттон объясняет принятие моды так: «Мы изменяем моду тогда, когда чувствуем неосознанную другими потребность в этом измене­нии, и раньше других готовимся к ее восприятию». Итак, именно созревшая общественная потребность в подавляющем большинстве случаев диктует, на какие явления налагается печать моды, а на какие нет. Процессу «созревания моды» может способствовать нала­женная система воспитания общественных потребностей, разумного вкуса, соответствующего образа жизни.

Успешная карьера, как и все хорошее в жизни, берет свое начало в самом раннем возрасте. Например, советуют шведские психологи и модельеры, ни в коем случае не разрешайте ребенку безнаказанно портить и грязнить свою одежду, пусть даже самую дешевую. Привыкнет – и уже ни когда не превратится в настоящего джентльмена, самые дорогие его костюмы неизбежно будут заляпаны или измяты. А плохие ботинки, да еще промокающие, вообще способны сделать ребенка изгоем, ибо, как говорят шведы, «плохая обувь на всю жизнь несет с собой дурные запахи».

От одежды, экономно покупаемой подросткам на вырост, также может возникнуть на всю жизнь ряд комплексов – человеку будет казаться, что он не соответствует окружающему его миру, что он влез « не в свою шкуру», до которой ему еще надо дорасти.

У взрослых, казалось бы, все совсем по – другому. Стиль одежды диктуют им место работы, требования этикета, национальные особенности, привычки. Почему, например, из всех женщин, работающих в отделе, чай заварить , как правило, просят одну и ту же? Проверили – оказалось, дело прежде всего в ее стиле одежды. Чаще всего – это кофта, которая у всех (не только у мужчин) символизируется с непритязательностью, спокойствием и добротой.

Женщина в кофте – это милая «поварешка», которая приготовит все куда лучше «пиджачной особы», но и на рабочем месте особого уважения не добьется.

Можно узнать по одежке и того, кто все время получает неожиданные дополнительные задания, а то и становится «мальчиком на побегушках», - его характеризует «несерьезность» одежды или полное наплевательство на сочетания цветов и элементов туалета. И того, кто больше всего «поддежуривает», его безотказность видна по «сжившемуся» с ним однообразному неяркому и не слишком модному гардеробу в стиле «на работе надо работать».