Смекни!
smekni.com

Русская религиозная философия конца XIX- начала XX вв. Вл. Соловьев, Н. Бердяев, В. Розанов, С. Булгаков (стр. 10 из 11)

НЕОКОНСЕРВАТИЗМ (греч. neos -новый, лат. conserve - охраняю, сохра­няю) - система социально-экономиче­ских и мировоззренческо-политических концеп-ций, пытающихся идеологиче­ски обосновать притязания империали­стических государств на возвращение былой гегемонии в мире, их стратегию „социального реванша" в совр. условиях. процессом является ограничение.

О

ОБРАЗ ЖИЗНИ -философско-со-циологическая категория, охватываю­щая совокупность типичных видов (спосо-бов) жизнедеятельности индиви­да, социальной группы, в т. ч. класса и нации, об-ва в целом, к-рая берется в единстве с усло-виями жизни, опре­деляющимиее.

ОБЩЕСТВО - совокупность исто­рически сложившихся форм совмест­ной деятельности людей. В более уз­ком смысле слова О. может рассмат­риваться как конкретное О. в единст­ве его общих, особенных и единичных признаков (напр., первобытное, рабо­владельческое, феодальное, капиталис­тическое, социалисти-ческое) и как от­дельный регион, страна.

ОТРИЦАНИЕ. 1. В материалистичес­кой диалектике О. рассматривается как необходимый момент развития, усло­вие качественного изменения вещей (Отрицания отрицания закон) . 2. Логи­ческая операция, с помощью к-рой из данного высказывания порождается новое высказывание (наз. отрицанием исходного), такое, что если исходное высказывание было истинно, то его О. ложно, а если оно было ложно, то его О. истинно.

ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ ЗА­КОН - один из осн. законов диалек­тики. Впервые сформулирован в идеалистической системе Гегеля. О. о. з. выражает преемственность, спирале-видность развития, связь нового со старым, своего рода повто-ряемость на высшей стадии развития нек-рых свойств ряда низших стадий, обосновы­вает прогрессивный характер развития.

П

ПАНТЕИЗМ (греч. pan - все и theos — бог) — философское учение, максимально сближающее понятия „бог" и „природа" с тенденцией к их отождествлению. П. существовал в двух формах: натуралистический П. (стоики, Бруно, отчасти Спиноза) оду­хотворяет природу, наделяя ее боже­ственными свойствами, и как бы растворяет бога в природе (бесконеч­ный разум, мировая душа и т. п.);

мистический П.

ПАРАДИГМА (греч. paradeigma -пример, образец) — совокупность тео­ретических и методологических пред­посылок, определяющих конкретное научное исследование, к-рая воплоща­ется в научной практике на данном этапе. П, является основанием выбо­ра проблем, а также моделью, образ­цом для решения исследовательских задач.

ПОЗИТИВИЗМ (лат. positivus -положительный) - направление философии, объявляющее един­ственным источником истинного, дей­ствительного знания конкретные (эм­пирические) науки и отрицающее по­знавательную ценность философского исследования.

ПОЗНАНИЕ - общественно-истори­ческий процесс творческой деятельно­сти людей, формирующий их знания, на основе к-рых возникают цели и мо­тивы человеческих действий.

ПРАВОСЛАВИЕ (греч. orthodoxia) -разновидность христианства, распрост­раненная гл. обр. в странах Вост. Европы, Ближнего Востока и на Бал­канах. П. окончательно выделилось в самостоятельное направление в 11 в. в результате различных путей разви­тия феодализма на западе и на восто­ке Европы.

ПРАГМАТИЗМ (греч. pragma - де­ло, действие) - широко распростра­ненное субъективно-идеалистическое течение в совр. филосо­фии. В центре философии П. находит­ся т. наз. „принцип прагматизма".

ПСИХОАНАЛИЗ - общая теория и метод лечения нервных и психических заболеваний, предложенные 3. Фрей­дом, одна из теоретических основ фрей­дизма.

ПСИХОЛОГИЯ (греч. psyche - ду­ша и logos - учение, слово) - наука о законах порождения и функциониро­вания психического отражения объек­тивной реальности в процессе деятель­ности человека и поведения животных. П. зародилась в глубокой древности и долгое время развивалась в недрах фи­лософии, достигнув высокого уровня втрудах Аристотеля,давшего первую систему понятий П. В новое времяДе­карт открывает рефлекторную приро­ду поведения.

Р
РЕЛИГИЯ (лат. religio — благочес­тие, святость) - специфическая фор­ма общественного сознания, отличи­тельным признаком к-рой является фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внеш­них сил, при к-ром земные силы прини­мают вид неземных.
С

СКЕПТИЦИЗМ (греч. skeptikos -рассматривающий, исследующий, кри­тикующий) — философская концепция, подвергающая сомнению возможностьпознания объективнойдействительнос­ти. Последовательный С. смыкается с агностицизмом и нигилизмом. С. полу­чает наибольшее распространение в те периоды развития об-ва, когда старые общественные идеалы уже расшатаны, а новые еще не укрепились.

СУЩНОСТЬ - смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от всех др. вещей и в отличие от измен­чивых состояний вещи под влиянием тех или иных обстоятельств. Понятие „С." очень важно для всякой фило­софской системы, для различения этих систем с т. зр. решения вопроса о том, как С. относится к бытию и как С. ве­щей относится к сознанию, мышлению. Для объективного идеализма бытие, реальность и существование находят­ся в зависимости от С. вещей, к-рая трактуется как нечто независимое, непреложное и абсолютное. В этом слу­чае С. вещей образуют особую идеаль­ную действительность, к-рая порожда­ет все вещи и ими управляет (Платон, Гегель).

СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ - фило­софские категории, отражающие все­общие необходимые стороны всех объ­ектов и процессов в мире. С. - сово­купность глубинных связей, отноше­ний и внутренних законов, определяю­щих осн. черты и тенденции развития материальной системы. Я. — конкрет­ные события, свойства или процессы, выражающие внешние стороны дейст­вительности и представляющие форму проявления и обнаружения нек-рой С. Категории С. и я. всегда неразрывно связаны между собой. В мире нет та­кой С., к-рая не обнаруживалась бы вовне и была непознаваемой, как нет и Я„ к-рое не заключало бы в себе ни­какой информации о С.

Т

ТЕИЗМ (греч. theos - бог) - рели­гиозно-философское учение, к-рое признает существование личного бога как сверхъестественного существа, об­ладающего разумом и волей и таин­ственным образом воздействующего на все материальные и духовные процес­сы. Происходящее в мире Т. рассматри­вает как осуществление божественного промысла.

ТЕОЛОГИЯ (греч. theos - бог и lo­gos - учение, слово), или богосло­вие — систематизация вероучения данной религии. Христианская Т., ба­зирующаяся на Библии, постановле­ниях первых вселенских соборов и учениях „отцов церкви" (на „свя­щенном писании" и „священном предании"), делится на осн. богосло­вие (фундаментальная теология, апо­логетика), догматическое богословие, нравственное богословие, учение о церкви и т. д. Т. присущи крайний догматизм, авторитарность и схола­стичность. С Т, смыкается религиоз­ная философия, пытающаяся доказать совместимость Т. с наукой. Т. неодно­кратно подвергалась критике со сто­роны прогрессивных мыслителей всех времен.

У

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - рассуждение, в ходе к-рого из одного или несколь­ких суждений, наз. посылками У., вы­водится новое суждение (наз. заключе­нием или следствием), логически вы­текающее из посылок. Переход от по­сылок к заключению всегда совершает­ся по к.-л. правилу логики (правилу вывода). Выделение в У. посылок и заключения и установление его струк­туры составляют его логический ана­лиз. У.,совершающиеся по одним и тем же правилам вывода и законам логики, являются У. одной и той же логической формы. Т. обр., анализ У. служит для выявления ихлогических форм. У. есть форма мышления, в к-рой (наряду с понятием, суждением идр. формами мышления и способами рассуждения) протекает познание внешнего мира на ступени абстрактного мышления.

УМОЗРЕНИЕ - способ теоретичес­кого постижения истины, основанный на отвлеченных логических построени­ях, не связанных зачастую с научно ус­тановленными фактами наблюдения и эксперимента. Поэтому У. может при­обретать ненаучный характер. Умозри­тельный характер носили первоначаль­ные философские построения мн. древ-негреч. мыслителей, теории средневе­ковых схоластов, натурфилософские теории философов 18—19 вв., в частно­сти Шеллинга и Гегеля, а также некото­рых естествоиспытателей. С прогрес­сом научного знания умозрительные воззрения постепенно заменяются науч­ными. Иногда У. трактуется как специ­фика философского познания.

Ф

ФИЛОСОФИЯ (греч. phileo - люблю и sophia — мудрость) — наука о всеоб­щих закономерностях, к-рым подчине­ны как бытие (т. е. природа и об-во), так и мышление человека, процесс познания. Ф. является одной из форм общественного сознания, определяется в конечном счете экономическими от­ношениями об-ва. Основным вопросом философии как особой науки является проблема отношения мышления к бы­тию, сознания к материи. Любая фило­софская система представляет собой конкретно развернутое решение этой проблемы, даже если „осн. вопрос" в ней прямо и не формулируется. Тер­мин „Ф." впервые встречается у Пифа­гора; в качестве особой науки ее впервые выделил Платон. Ф. возник­ла в рабовладельческом об-ве как на­ука, объединяющая всю совокупность знаний человека об объективном мире и о самом себе, что было вполне есте­ственно для низкого уровня развития знаний на ранних этапах человеческой истории. В ходе развития обществен­но-производственной практики и на­копления научных знаний происходил процесс „отпочкования" отдельных наук от Ф. и одновременно выделение ее в самостоятельную науку. Ф. как наука возникает из необходимости выработки общего взгляда на мир, исследования его общих начал и зако­нов, из потребности в рационально обоснованном методе мышления о действительности, в логике и теории познания. В силу этой потребности вопрос об отношении мышления к бы­тию выдвигается в Ф. на первый план, т. к. то или иное его решение лежит в основе всей Ф., в основе метода и логики познания. С этим связана и поляризация Ф. на два противополож­ных направления - на материализм и идеализм; промежуточное положение между ними занимает дуализм. Борь­ба материализма и идеализма про­ходит осн. нитью через всю историю Ф., составляет одну из ее движущих сил. Эта борьба тесно связана с разви­тием об-ва, с экономическими, полити­ческими и идеологическими интереса­ми классов. Уточнение специфической проблематики философской науки привело в ходе ее развития к вычлене­нию в самой Ф. различных сторон в ка­честве более или менее самостоятель­ных, а иногда и резко различных разде­лов. К ним относятся: онтология, гносеология (теория познания), логи­ка, этика, эстетика, психология, социология и история Ф.