Смекни!
smekni.com

Русская религиозная философия конца XIX- начала XX вв. Вл. Соловьев, Н. Бердяев, В. Розанов, С. Булгаков (стр. 9 из 11)

Г

ГОСУДАРСТВО - осн. институт по­литической системы классового об-ва, осуществляющий управление об-вом, охрану его экономической и социаль­ной структуры: в классово антагонис­тических об-вах находится в руках экономически господствующего класса (классов) и используется им прежде всего для подавления своих социаль­ных противников. пис дс^-лхплслил.

Д

ДИАЛЕКТИКА (греч. dialegomai -веду беседу, рассуждаю) - наука о наи­более общих законах развития приро­ды, об-ва и мышления.

ДОБРО И ЗЛО - морально-этиче­ские категории, в к-рых выражается нравственна”" щенка поведения людей (групп, классов), а также обществен­ных явлений с определенных классо­вых позиций. Под Д. понимается то, что об-во (данный класс) считает нравственным, достойным подража­ния. 3. имеет противоположное значе­ние: безнравственное, достойное осуж­дения. Для метафизической трактовки этих категорий характерны поиски вечных и неизменных оснований Д. и з.

ДОГМАТИЗМ (греч. dogma - мне­ние, учение, решение) — способ мыш­ления, оперирующий неизменными по­нятиями, формулами без учета новых данных практики и науки, конкретных условий места и времени, т. е. игнори­рующий принцип творческого развития и конкретности истины.

Е

ЕРЕСИ (греч. hairesis — особое веро­учение) - различные отклонения от официального вероучения к.-л. рели­гии, оппозиционные или враждебные ему.

Ж

ЖИЗНЬ — форма движения мате­рии, качественно более высокая, чем физическая и химическая формы, но включающая их в „снятом" виде. Реа­лизуется в индивидуальных биологиче­ских организмах и их совокупностях (популяциях, видах и т. п.).

И

ИДЕАЛИЗМ - философское направ­ление, противоположное материализму в решении осн. вопроса философии. И. исходит из первичности духовного, не­материального, и вторичности матери­ального, что сближает его с догмами религии о конечности мира во времени и пространстве и сотворенное его бо­гом. И. рассматривает сознание в отры­ве от природы, в силу чего неизбежно мистифицирует его и процесс познания и часто приходит к скептицизму и агно­стицизму..

ИДЕОЛОГИЯ - совокупность об­щественных идей, теорий, взглядов, к-рые отражают и оценивают социаль­ную действительность с т. эр. интересов определенных классов, разрабатывают­ся, как правило, идейными представи­телями этих классов и направлены на утверждение либо изменение, преобра­зование существующих общественных отношений. В сфере И. различные об­щественные классы осознают свои ко­ренные интересы, место в об-ве, отно­шение к др. классам, формулируют и обосновывают цели и программы сво­ей деятельности. Господствующей в данном об-ве является И. господствую­щего класса, к-рый держит в своих ру­ках средства материального и духовно­го производства.

ИНДУИЗМ - совокупность рели­гиозных представлений, обычаев, куль­товой обрядности и социально-быто­вых институтов, характерных для большинства населения Индии. Корни И. восходят к древнеинд. рели­гии - брахманизму; генетическая связь с ним проявляется, напр., в том, что к наиболее почитаемым И. божест­вам относится троица брахманизма: Брахма (созидатель), Вишну (храни­тель) и Шива (творец, хранитель и разрушитель одновременно).

ИСТИНА - верное, правильное от­ражение действительности в мысли, критерием к-рого в конечном счете является практика. Характеристика истинности относится именно к мыс­лям, а не к самим вещам и средствам их языкового выражения.

К

КАТЕГОРИИ (греч. kategoria -высказывание, свидетельство) — фор­мы осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, отражающие наиболее общие и сущест­венные свойства, законы природы, об-ва и мышления. Истоки учения о К. уходят в далекое прошлое. Большая заслуга в разработке философских К.принадлежит Аристотелю.

КАТОЛИЦИЗМ (греч. katholikos -вселенский) - разновидность христи­ анства, распространенная гл. обр. в странах Зап. Европы и Лат. Америки. Догматические особенности К.: при­знание исхождения святого духа не только от бога-отца, но и от бога-сына, догматы о чистилище, о верховенстве римского папы, как наместника Хрис­та, о непогрешимости папы и т. д. Культовые и канонические отличия К. от православия: безбрачие духовен­ства (целибат), особо развитый ма-рианизм (культ богородицы) и т. д. Центр К. – Ватикан.

КОНЦЕПТУАЛИЗМ - направление схоластической философии; представи­тели - Абеляр, Иоанн Солсберийский и др. В споре об универсалиях концептуалисты, как и номиналисты (Номинализм), отвергая учение реализ­ма {Реализм средневековый), отрицали реальное существование общего неза­висимо от отдельных вещей, но в от­личие от номиналистов признавали существование в уме общих понятий, концептов как особой формы познания действительности.

КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ (греч. krite-rion - мерило для оценки ч.-л.) -средство проверки того или иного ут­верждения, гипотезы, теоретического построения и т. п. К. и. является обще­ственная практика.

Л

ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНА­НИЯ - философская дисциплина, целью к-рой является применение идей, мето­дов и аппарата современной логики к научному познанию. Л. н. п. изучает ло­гическую структуру научных теорий, их компонентов (определений, классифи­каций, понятий,законов и т. п.), уста­навливает логические связи между эти­ми компонентами, рассматривает воп­рос онепротиворечивости и полнот теорий, о способах формирования проверки научных гипотез, анализир) ет логические аспекты таких методов научного познания, как обобщение, объяснение, абстракция, идеализация т. п.

ЛОГИКА ОТНОШЕНИЙ - разде математической логики, иэучающи отношения.

ЛОГИСТИКА - первоначально так назывались логические исчисления. Лейбниц нередко говорил о математи- ческой логике как Л. Понимание Л. как символической или математической ло- гики было закреплено на философском конгрессе в Женеве в сентябре 1904 г.

М

МАТЕРИАЛИЗМ (лат. materialis -вещественный) - научное философ­ское направление, противоположное идеализму. Различают М. как стихий­ную уверенность всех людей в объек­тивном существовании внешнего мира и как философское мировоззрение, представляющее собой научное углуб­ление и развитие т. зр. стихийного М. Философский М. утверждает первич­ность материального и вторичность ду­ховного, идеального, что означает из­вечность, несотворенность мира, беско­нечность его во времени и пространст­ве. Считая сознание продуктом мате­рии, М. рассматривает его как отраже­ние внешнего мира, утверждая т. обр. познаваемость природы.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ - система принципов, взглядов, ценностей, идеа­лов и убеждений, определяющих на­правление деятельности и отношение к действительности отдельного человека, социальной группы, класса или об-ва в целом. М. складывается из элемен­тов, принадлежащих ко всем формам общественного сознания; большую роль в нем играют философские, на­учные, политические, нравственные и эстетические взгляды. Научные знания, включаясь в систему М., служат целям ориентации человека или группы в ок­ружающей социальной и природной реальности; кроме того, наука рацио­нализирует отношение человека к дей­ствительности, избавляя его от пред­рассудков и заблуждений.

МОНАДА (греч. monas - едини­ца) - философский термин, означаю­щий структурную, субстанциальную единицу бытия. По-разному интерпре­тируется в тех или иных философских системах. У пифагорейцев, напр., М. (математическая единица) - основа мира. У Николая Кузанского - единое начало бытия, являюще­гося одухотворенной материей.

МОНИЗМ (греч. monos - один, единственный) - философское учение, к-рое принимает за основу всего су­ществующего одно начало. Материали­сты началом, основой мира считают материю. Идеалисты единым началом всех явлений считают дух, идею и т. д. Наиболее последовательным направле­нием идеалистического М. является фи­лософия Гегеля. Научный и последова­тельный материалистический М. харак­терен для диалектического материали­зма, исходящего из того, что мир по своей природе материален, что все яв­ления в мире представляют собой раз­личные виды движущейся материи.

МОРАЛЬ (лат. mores - нравы) -одна из форм общественного сознания, социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения лю­дей во всех без исключения областях общественной жизни. От др. форм регулирования массовой деятельности (право, производственно-администра­тивный распорядок, государственные декреты, народные традиции и т. п.) М. отличается способом обоснования и осуществления своих требований.

МЫШЛЕНИЕ - активный процесс отражения объективного мира в по­нятиях, суждениях, теориях и т. п., свя­занный с решением тех или иных задач, с обобщением и способами опосредст­вованного познания действительности; высший продукт особым образом ор­ганизованной материи - мозга.

Н

НАРОД - в обычном смысле - население государства, страны; в стро­го научном смысле это исторически изменяющаяся общность людей, вклю­чающая в себя ту часть, те слои, те классы населения, к-рые по своему объективному положению способны сообща участвовать в решении задач прогрессивного, революционного раз­вития данной страны в данный пери­од.

НАЦИЯ (лат. nati'o - народ) - исто­рически сложившаяся форма общности людей, к-рая приходит на смену народ­ности. Н. свойственна прежде всего об­щность материальных условий жизни:

территории и экономической жизни;

общность языка, известных черт нацио­нального характера, проявляющихся в национальном своеобразии ее культу­ры. Н. - более широкая, чем народ­ность, форма общности, складывающа­яся с возникновением и формировани­ем капиталистической формации.